Автор: Елена ИВАНОВА, Ирина БЕРЕЖНАЯ

Возвращение на вертикали своя?

В минувшую пятницу Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в законопроект, позволяющие губернаторам досрочно прекращать полномочия законодательных собраний регионов и муниципалитетов. За принятие решения проголосовали 333 депутата, против – 50, воздержался один.
Возвращение на вертикали своя?

Соответствующие поправки внесены в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Как сообщают центральные информагентства, если решение думцев утвердят Совет Федерации и президент, руководители регионов будут вправе принимать решения о досрочном прекращении полномочий региональных парламентов в случае, если решением суда будет установлен факт, что избранный парламент в течение трех месяцев подряд не проводил правомочных заседаний. Правомочным при этом считается заседание, на котором присутствуют более 50% избранных депутатов.

Если речь идет о муниципальном собрании, то губернатор вправе внести в Законодательное собрание субъекта РФ законопроект о его роспуске.

В соответствии с законопроектом также увеличивается с 7 до 30 дней срок, в течение которого президент РФ принимает решение о доверии главе региона и вносит в парламент субъекта РФ кандидатуру на пост губернатора.

Поправки вступят в силу через 30 дней после даты официального опубликования закона.

«Полит74» попросил прокомментировать принятые Государственной Думой РФ поправки известных государственных и общественных деятелей Челябинской области.

Владимир Мякуш, председатель Законодательного собрания Челябинской области, председатель регионального отделения партии «Единая Россия»:

- Я уверен, что для Законодательного собрания Челябинской области эти поправки не будут актуальными. Мы все заседания проводим практически при полной явке депутатов. И если кто-то отсутствует, то всегда отсутствует по уважительной причине. Никакой угрозы работе представительного органа области я не вижу в принятых решениях. И, соответственно, ни о каком ущемлении и зависимости законодательной власти не может идти и речи. У нашего губернатора и так довольно ответственности, чтобы еще нести ее за нас. А если где-то в других регионах депутаты не являются на заседания, то должны отвечать за свои действия и поступки по закону.

Сергей Комяков, председатель Челябинской городской Думы:

- Если представительный орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования нарушает уставное требование (а периодичность и легитимность их заседаний определены уставом) и три месяца ничего не делает, тогда действительно возникает резонный вопрос: а нужен ли вообще такой представительный орган? Если у нас в Челябинске каждый месяц на заседаниях Думы решается по 25-30 вопросов, это говорит о том, что работа есть и ее немало. Движение вперед требует своевременного реагирования на постоянно изменяющееся российское законодательство. И если законодательные органы на местах не способны провести правомочное заседание, то с этим действительно нужно что-то решать.

Только для меня лично не совсем ясно, какое отношение может иметь губернатор и заксобрание области к представительному органу муниципальной власти. Согласно Конституции РФ, губернатор и областное законодательное собрание представляют государственную власть, а городская дума – муниципальную власть. Они отделены друг от друга и неподотчетны друг другу. Более того, что я сказал, я прокомментировать не могу, поскольку пока не видел воочию утвержденные Госдумой поправки к закону. Когда их опубликуют, и у меня будет возможность более детально познакомиться с ними, тогда и будем говорить более предметно.

Дмитрий Вяткин, заместитель председателя ЗСО Челябинской области, председатель комитета по законодательству:

- Очень хорошее мнение у меня об этом законе. У нас в стране есть случаи, когда законодатели не могут начать работу. На заседаниях срывается явка. Показательный пример – Свердловская область, где почти год не проводились заседания из-за отсутствия кворума. Из-за этого срывались экономические программы, Устав области долгое время оставался не приведенным в соответствие с федеральным законодательством. Я не вижу ни одного отрицательного момента в этом законе. И это далеко не «дубина» для законодателей. Главное – смотреть, по каким основаниям губернатор может распустить парламенты. Принятый закон разрешает роспуск, если в течение определенного времени депутаты не проводят первое заседание или прерывают свою работу на это же время.

Илья Изотов, главный редактор Челябинского филиала ФГУ «Редакция «Российской газеты»:

- В ряде российских регионов уже были ситуации, когда не удавалось проводить собрания из-за неявки большинства депутатов на заседания. И в этом смысле, если говорить об укреплении вертикали власти, то решение вполне логичное. Если народ выбирает недобросовестных депутатов, кто-то должен брать за это ответственность. Решили, что признавать недееспособность законодательной власти на местах должно главное должностное лицо области. Наверное, это правильно, с одной стороны. С другой – если с безответственностью законодательной власти бороться исключительно подобными методами, то толку будет мало. Я считаю, нужно смотреть в корень проблемы. Ведь нынешняя ситуация проистекает главным образом из-за низкой явки избирателей, а с отменой порога явки – депутатов по сути выбирают 15-20 процентов населения. Понятно, что многие избранники не чувствуют всей полноты ответственности. Отсюда и неработоспособные думы, а законодательная власть все дальше и дальше отдаляется от людей.

Сергей Зырянов, директор Уральской академии государственной службы, социолог, политолог:

- Этот закон обсуждался давно, с того времени, как только начала выстраиваться вертикаль власти. Не секрет, что рано или поздно ситуация дошла бы до этого уровня. Для исполнительной и представительной властей должна быть система сдержек и противовесов. И ни в коем случае не стоит опасаться авторитаризма губернаторов – это нам не грозит, пока есть сложившийся политический режим, при котором практически все управление на местах идет из федерального центра. Принятый закон – всего лишь дополнительный рычаг управления на местах. О его необходимости можно судить хотя бы по недавней ситуации в Карабаше, когда губернатор кричит, шумит и обещает убрать главу города в течение недели, затем – месяца… Бессилию власти нужно положить конец. Не путем инструкций, когда исполнительная власть полностью подчиняется вышестоящим. Муниципальные органы по закону подчиняются не государственной власти, а населению. Сейчас наблюдается тенденция, когда вертикальную линию реализуют все. Но должна быть полемика, диалог между управленцами, политиками и обществом. Только тогда власть будет эффективной. Однако закон есть закон, оспаривать законодательно принятую норму бессмысленно. Нужно адаптировать к жизни, например, с точки зрения взаимодействия государственной и муниципальной власти, а это уже разные уровни ответственности. Более сложный, но и более правильный способ – решать вопрос роспуска парламента через суд. Иначе получается игра в партийные времена, когда руководители грозили своим подчиненным выговором. Нужно научиться разводить уровни власти и не возвращаться в прошлый век КПСС. Сейчас предлагается примерно то же самое. Но чем больше альтернативы будет в системе властных решений, тем эффективнее будет власть.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/