Политолог Сергей Зырянов пояснил, зачем в южноуральском правительстве появились зампреды
По мнению эксперта это связано с усложнением строения объекта управления – регионального социума.Зачем в правительстве введены новые должности, разбираемся вместе с экспертом. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
В правительстве Челябинской области появились новые должности – заместители председателя. Соответствующий закон в сентябре приняло Законодательное собрание.
На прошлой же неделе стал известен персональный состав корпуса вице-премьеров. Их пять: Сергей Зюсь, Антон Артёмов, Юрий Кузнецов, Антон Коляда и Маргарита Павлова. Каждый из них отвечает за межведомственное взаимодействие по различным направлениям. Юрий Кузнецов возглавил аппарат правительства области.
Корреспондент Полит74 поговорил с известным политологом, доктором политических наук Сергеем Зыряновым и узнал у него, чем продиктована необходимость создания новых должностей в южноуральском правительстве.
Не новое явление
— Почему понадобилось создавать новые должности в правительстве? И не вызовет ли это некого «расщепления», потому что теперь есть губернатор, собственно, как губернатор со своим корпусом заместителей и губернатор, как глава правительства уже с другим корпусом заместителей?
— Сама тема появления должностей заместителей председателя правительства Челябинской области прозвучала ещё 30 сентября. В публикации газеты «Южноуральская панорама» её комментировал спикер ЗСО Олег Гербер.
Сергей Зырянов специально для Полит74 о новых должностях в южноуральском правительстве. Фото Олега Каргаполова ( архив «Вечернего Челябинска»)
К ней можно добавить, что практика формирования органов исполнительной власти субъектов федерации, подтверждает традиционность такого шага. Всегда есть председатель правительства и некоторое число его заместителей.
Например, в структуре правительства Свердловской области 2 первых заместителя и 6 просто заместителей. Всего 8. Подчеркну, что это именно в правительстве, они не являются вице-губернаторами. Также в него входит 16 министерств, 8 департаментов, 4 управления и 1 комиссия. Итого, 29 основных структурных подразделений.
В структуре правительства Челябинской области после нынешней реорганизации будет примерно столько же, 30. Поэтому создание должностей вице-премьеров, это, скорее продолжение традиций, нежели появление некого знакового управленческого явления.
Добавлю, что у корпуса заместителей губернатора и заместителей председателя правительства есть общая черта. У нас 10 вице-губернаторов. У них есть полномочия для организации управления и контроля определённых направлений работы. В корпусе зампредов это закрепление тоже просматривается, но в менее явном виде. Перед ними, скорее, поставлена задача отвечать за несколько направлений деятельности, которые, с точки зрения управления регионом, не выглядят, как особо крупные, важные. Они больше выглядят как задачи, продиктованные текущей повесткой дня.
Мозговой центр
— Если говорить о функциях, то в официальных сообщениях говорится именно о «обеспечении межведомственного взаимодействия», несмотря на то, что СМИ писали и о «кураторстве», и о «координации». Чем это взаимодействие отличается от других терминов?
— Межведомственное взаимодействие — это обмен документами и информацией между органами власти с целью предоставления гражданам более качественных государственных услуг.
Оно направлено на то, чтобы жители региона в максимально короткий срок и максимально в полном объёме получали возможность решить возникший у них вопрос. Как правило, вопросы граждан носят системный характер, а дифференцированная система управления, законодательства, самой жизни граждан, усложняет это решение, так как удлиняет время принятия решения и выдачу конечного результата.
В силу этих сложностей иногда получается так, что гражданин сделал запрос, а через 30 дней получил формальную отписку, которая вопрос не решила. Полагаю, на решение именно этой проблемы и направлено открытие вакансий заместителя председателя правительства региона.
— То есть вице-премьеры будут этаким «мозговым центром», аккумулирующим информацию и устраняющим барьеры между органами власти?
— Думаю, что Ваша оценка имеет право на существование. Здесь нужно ещё держать в поле зрения то, что люди, получившие полномочия межведомственной координации имеют право «поторапливать» ведомства.
Бывают случаи, когда органы власти пытаются занимать позицию «это не совсем мой вопрос, пусть его решают другие». Здесь-то и необходимо включение субъективного фактора, в виде вице-премьера, который будет снимать неготовность ведомства брать на себя обязанность по решению вопроса.
Изменение реальности
— Некоторые сферы, закреплённые за зампредами правительства пересекаются со сферами ответственности вице-губернаторов. Не приведёт ли это к дублированию полномочий и нездоровой конкуренции между субъектами?
— С точки зрения гносеологии нужно понимать, что региональное сообщество, в том числе — это единый объект управления, который мы «расчленяем» на части в процессе познания и, в дальнейшем, формирования субъекта управления.
Задачи немного разные, отличаются и ресурсы. Конечно, они часто пересекаются, потому что неудачи, возникающие в социально-экономическом управлении обязательно «аукнутся» и в политическом сегменте, например, в виде снижения уровня доверия к власти.
Тем не менее, политический аспект более важен, за него теперь отвечают вице-губернаторы. Это ближний круг главы региона. Цели их деятельности – обеспечение стабильности и развития региона.
Если же достижение этих целей требует взаимодействия с правительством, то в рамках обозначенного вице-губернатору «коридора» ответственности, он будет работать с соответствующими структурными подразделениями правительства.
— Вместе с тем, появились и новые сферы деятельности. Это признание их важности?
— Достаточно трудно сказать однозначно. Нужно понимать, что общество развивается, жизнь меняется, порой сильно. Появляются новые направления деятельности. Например, Сергей Зюсь будет отвечать за реализацию информационной политики, развитие СМИ, массовых коммуникаций. Направление явно превышает полномочия пресс-секретаря, который, как правило, только комментирует принимаемые решения.
То же самое можно сказать и про сферу деятельности Маргариты Павловой. Когда формировался федбюджет на 2025 год, в нём было поставлено три задачи относительно выполнения всех социальных обязательств государства относительно участников специальной военной операции. Поэтому появление сегмента задач, за который будет отвечать Маргарита Павлова говорит о том, что это решение федерального правительства транслируется и на региональные органы.
— Получается, смысл новых сфер, в необходимости дать ответ на объективные изменения реальности?
— Вы достаточно точно сформулировали тезис. Действительно, это детализация посыла, сформулированного Карлом Поланьи. Напомню, он говорит, что «в управлении выигрывает тот, кто удачнее синхронизирует темпы изменений среды с темпами приспособлений системы управления к этим изменениям».
Персоналии
— И, напоследок, о персоналиях. Двое, то есть 40% являются выходцами из аппарата правительства. Можно ли говорить, что аппарат станет «кузницей кадров» для самого кабинета министров?
— В начале 2000-х годов президентом России было принято решение о создании системы резерва управленческих кадров. Она сегментирована и касается как уровня деятельности промышленных предприятий, учреждений, так и муниципальных образований и региональных органов исполнительной власти.
Как правило, в качестве резервистов назначалось несколько человек на одну должность. Это предполагало наличие внутренней конкуренции между ними и выбор наиболее эффективного управленца. Полагаю, отчасти, здесь и сработала эта система.
И потом, три других назначенца, не избраны по тому критерию, о котором Вы меня спрашиваете. Многое влияет на формирование команды губернатором, в том числе, и некоторые личные обязательства, данные главой региона. Яркий пример — Маргарита Павлова. Раньше она была сенатором, сейчас ей предложена статусная должность вице-премьера. Эту ситуацию можно трактовать как сигнал Алексея Текслера всей своей команде, что, если вы её члены, то всегда будете востребованы.
Вместе с тем, есть и новички, например, Юрий Кузнецов, был главой Тракторозаводского района, сейчас он будет руководить самим аппаратом правительства и администрации губернатора, а это одна из ключевых структур и должностей. Или Андрей Коляда, который занимался стратегическим планированием в фонде развития спорта, а сейчас будет отвечать за имущественные отношения, туризм и лесной фонд.
Как эти люди попадают в пул перспективных руководителей? Наверное, это вопрос к «кухне» подбора кадров, которая существует в команде губернатора и к самому главе региона, так как это его персональный выбор, и, видимо, он видит в этих людях необходимые достоинства, считает их эффективными управленцами, своей командой, профессионалами, готовыми работать в интересах жителей области.
- Эксперты рассказали, как политические партии привлекают к работе ветеранов СВО
- Главы городов возьмут в работу вопросы, прозвучавшие на прямой линии губернатора Алексея Текслера
- Прямая линия Алексея Текслера укрепила его политические позиции
- Спикер южноуральского ЗСО назвал прямую линию губернатора «соцопросом»