Кто и зачем публикует в социальных сетях политические фейки
Вбросы недостоверных сообщений политического характера в социальные сети призваны дестабилизировать ситуацию в стране и подготовить население к возможным социальным протестам.
В России пока не сформирована система отражения информационных атак. Фото с сайта бесплатных изображений pexels.com
Об этом напомнил Константин Стригунов, ведущий аналитик «Ассоциации специалистов по информационным операциям» на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс». Эксперты обсудили, кто и с какой целью называет российские выборы нелегитимными, и какими методами ведется информационная война против жителей страны.
- Суть технологии делегитимизации – психологически подготовить значительную часть населения государства, против которого ведется война, к акциям гражданского неповиновения. Создать условия для возможного государственного переворота или иной формы социально-политической нестабильности, - напомнил эксперт.
Во время федеральных выборов социально-политическая система государства проходит определенный фазовый переход и наиболее уязвима к внешним атакам. Это оптимальная цель для технологий деструктивного типа, которые призваны сорвать выборы и спровоцировать цепь различных негативных процессов, в том числе, беспорядков.
- Технология теснейшим образом связана с массированным применением фейков. Это вбросы, которые содержат заранее подготовленную информацию резонансного характера. Цель новости – создать ажиотаж вокруг мнимого информационного повода, замкнуть на себя повестку, взять под контроль сознание человека, - поясняет Константин Стригунов.
Фейковые новости вступают в резонанс с психикой человека, отчего у него возникает потребность поделиться информацией с ближайшим окружением. Передается не столько сама информация, сколько эмоциональное отношение к ней. Фейки заражают своим содержанием с помощью вирусного распространения. С их помощью на сегодняшний день в России реализуется технология превентивной делегитимизации выборов в Государственную думу и психологическая подготовка значительной части населения к беспорядкам.

Подобные вбросы осуществляются на самых различных выборах. Поступают ничем не подтвержденные заявления, что результаты сфальсифицированы, кандидаты якобы не имеют права баллотироваться на новый срок, а оппозиционеры подвергаются репрессиям.
Эти процессы можно проиллюстрировать на примерах Боливии, где в 2019 году свергнут президент Эво Моралес, и Белоруссии, где в 2020 году была предпринята попытка устранить от власти президента Александра Лукашенко.
- Мы тестируем технологию борьбы с фейковой информацией, но в России пока не сформирована единая система отражения информационных атак и создания «прививки» для населения, чтобы оно было менее восприимчиво к нападению извне, - рассказывает Константин Стригунов.
Эксперт перечислил четыре важных принципа эффективной борьбы с распространением фейков.
Во-первых, их необходимо отражать максимально быстро. Сложилась негативная практика, когда высокопоставленные лица пытаются разоблачить обманщиков через несколько суток, когда это уже никому не нужно.
Во-вторых, необходимо создать антифейк, с помощью которого перехватить повестку. По уровню эмоционального воздействия он должен быть сопоставим с самим фейком.
В-третьих, антифейк должен быть направлен на ту же социальную группу, которой адресован фейк. Чаще всего это молодежь, как наиболее пассионарная, динамичная группа населения.
В-четвертых, важно проработать содержание антифейка. Если его неправильно подобрать, информация может сработать на усиление фейка внешнего агрессора.
Напомним, выборы в Государственную думу РФ пройдут с 17 по 19 сентября. В них принимают участие партии «Гражданская платформа», «Единая Россия», «Зеленая альтернатива», «Коммунисты России», КПРФ, ЛДПР, «Новые люди», «Родина», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», «Российская партия свободы и справедливости», «Российская экологическая партия «Зеленые», «Партия Роста», «Справедливая Россия — За правду», «Яблоко».