При поддержке Гранада Пресс
Автор: Георгий Баркалая

Какой эффект может дать развитие креативных кластеров на Южном Урале

В рамках Петербургского международного экономического форума губернатор Челябинской области Алексей Текслер говорил в числе прочего о развитии креативной индустрии. «Полит74» опросил экспертов, зачем регионам необходимо заниматься этим направлением.
Какой эффект может дать развитие креативных кластеров на Южном Урале

Креативная индустрия может придать региону не только дополнительную яркость, но и принести деньги. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск").

kazakova_1.jpg

Галина Казакова считает, что властям в развитии креативной индустрии нужно ориентироваться не на признание федерального центра, а на внутреннюю консолидацию регионального сообщества. Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

«Губернатор прав, каркас современной экономики уже сейчас определяется местными особенностями — образом жизни, качеством среды и капитала, в том числе культурного и так далее, — считает Галина Казакова, профессор, доктор культурологии, эксперт Высшей школы экономики, советник ректора ЮУРГАУ. — Суперзадача современных регионов — необходимость «искать человека». Для того, чтобы он рождался, жил и был счастлив именно в данной территории. Креативные индустрии (понятие, введенное в Великобритании в 1998 году и обозначающие отрасли человеческого творчества: дизайн, кино, театр, фотография, изо и т. д), а в особенности креативные кластеры — дают ощутимый и экономический, и синергетический эффект для развития территории. Из недавних примеров можно назвать пространство Арт-квадрат в Уфе, Уральскую индустриальную биеннале в Екатеринбурге. Настала очередь и Челябинска. Предупреждаю как специалист-культуролог о рисках, которые при этом нужно избежать властям: исключение регионального сообщества как актора процесса; краткосрочность, неукорененость имиджевых задач; ориентация на внешнее признание федеральным центром, а не на внутреннюю консолидации регионального сообщества».

trushnikov_kargapolov.jpg

Андрей Трушников обращает внимание, что люди, развивающие креативную индустрию для властей не очень комфортное сообщество в политическом плане. Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)

«Развитие креативной индустрии, как мне кажется, может иметь не только экономический, но и политический аспект, — считает Андрей Трушников, директор по информационной политике «Гранада Пресс». — Люди, способные двигать этот сектор, работающие в нем, как правило, политически турбулентны. Они способны создавать серьезные протестные активности, если не находят в регионе для себя реализации. Создание же этих возможностей делает для них политику менее интересной, уводит ее на периферию их личного плана роста. Так что пестование креативной индустрии вполне выгодная история для тех, кто выступает за политическую стабильность в стране, регионе.

Однако на этом пути нужно быть готовым, что представители креативной индустрии, как и ее потребители не встанут в ряды бездумных «одобрителей». Они могут и будут предлагать власти новые идеи, которые подчас кому-то покажутся революционными, а потому некомфортными. Здесь будет важно, не только насколько власть будет восприимчива к ним или испугана ими, но и насколько власть будет способна логично и без истерик доказывать свою позицию, когда будет по тем или иным причинам выступать против этих идей».

maklakov_kargapolov.JPG

Евгений Маклаков напоминает, что креативная индустрия может помочь по-новому забрендировать любой регион. Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

«В развитии креативной индустрии кроме того, что она способна удерживать и привлекать в регион определенную категорию людей, есть еще один несомненный плюс — продукты, которые эта креативная индустрия будет производить способны создавать имидж всему региону, — говорит Евгений Маклаков, политтехнолог, руководитель проекта MandatRF. — Именно они брендируют территорию, придают ей особый вкус, делают отличной от других.

Для Челябинской области, на мой взгляд, это креативное брендирование очень важный момент. Наш регион, например, имеет годами накопленный имидж территории с набором экологических проблем. И сколько мы бы не вкладывались в экологию, как бы далеко на этом пути не продвинулись, негативный имиджевый шлейф нам еще долго будет портить настроение. Необходимо, как это модно сейчас говорить, воспользоваться правом на забвение. То есть найти то, что заставит людей за пределами Южного Урала перестать делать выводы на основе устаревшей информации. Уверен, что перебить «негативную» память можно лишь в случае, если сверху ее положить позитивную историю, яркую картинку. Креативная индустрия вполне может справиться с этой задачей».

Партнерские СМИ

pubDate=Fri, 30 Jul 2021 11:23:02 +0500
pubDate=Fri, 30 Jul 2021 11:14:14 +0500
pubDate=Fri, 30 Jul 2021 09:59:00 +0500
pubDate=Thu, 29 Jul 2021 16:00:00 +0500
pubDate=Fri, 30 Jul 2021 11:30:00 +0500
pubDate=Fri, 30 Jul 2021 11:00:00 +0500