Автор: Георгий Баркалая

Как влияет партийность глав на эффективность их управленческих решений

В Экспертном клубе Челябинска прошла заочная дискуссия о том, насколько партийная принадлежность глав регионов, изменяет их подходы в управлении, чему помогает или мешает партийный билет.
Как влияет партийность глав на эффективность их управленческих решений

Губернатор в своей политике вынужден учитывать массу факторов, в том числе и политических. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")

Мельников_фото Каргаполова (2).jpg

Александр Мельников уверен, что в альянсе глав регионов с партией власти есть прагматические резоны. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")

Александр Мельников, политолог:

«Когда мы говорим о партийной принадлежности губернаторов, то за редкими исключениями речь, скорее всего, идет о «Единой России». И, конечно, в альянсе глав регионов с партией власти есть чисто прагматические резоны. Партия усиливает свой электоральный потенциал с помощью всенародно избранного руководителя, а губернаторы через партию получают дополнительные и серьезные точки опоры на федеральном уровне для отстаивания интересов региона, привлечения дополнительных ресурсов. На уровне субъекта Федерации губернаторы опять же получают дополнительные рычаги воздействия на местные элиты – что называется «по партийной линии».

Вместе с тем надо понимать, что партийное поле в России довольно специфическое, сложно говорить о сколь-нибудь серьезных идеологических противоречиях между ведущими партиями. Поэтому партийность губернаторов не отражается принципиально на их выстраивании диалога с представителями разных политических сил. Да и на формировании управленческой команды не отражается. Совершенно очевидно, что команда формируется, прежде всего, по профессиональным качествам, по способности соответствовать современным требованиям, предъявляемым к людям, занимающим ответственные должности. Но при этом у единороссов сейчас объективно повыше кадровый потенциал, и нет ничего удивительного в том, что костяк губернаторских команд нередко составляют однопартийцы».

 

Маклаков_политтехнолог_фото Каргаполова (4).JPG

Евгений Маклаков отмечает, что для губернатора важно умение оперативно реагировать на нестандартные ситуации. Фото: Олега Каргаполова

Евгений Маклаков, координатор проекта «PR-дозор»:

«Получение партбилета губернатором вряд ли как-то отражается на его работе и отношении к нему у жителей региона. Это отношение зависит не от того, в какой партии он состоит, а от результатов его деятельности. Основополагающие критерии при оценке деятельности губернаторов – социально - экономические показатели региона, умение оперативно реагировать на нестандартные, чрезвычайные ситуации.

Безусловно, учитывая то, что большая часть бюрократии, представители влиятельных групп, региональные политэлиты являются единоросами, губернатору проще достигать консенсуса по поводу стратегии развития региона и выработки эффективных механизмов ее достижения. Партийная принадлежность губернатора к «Единой России» дает основание видеть элитам в нем своего полноценного представителя.

Губернатору необходимо формировать свою команду и опираться на нее. Но при этом команда должна вписываться в общую систему российской власти. В исполнительной власти, в отличие от законодательной, трудно, практически невозможно быть представителем оппозиционной партии. Здесь нужно работать. Поэтому если ты профессионал высокого уровня — это главный критерий отбора руководителей».

 

Максим Двойненко_политолог ЮУрГУ_фото Куткина (2).jpg

Максим Двойненко уверен, что в политической традиции современной России нехарактерно отождествления себя с какой-то партией. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

Максим Двойненко, политолог, старший преподаватель кафедры «Международные отношения, политология и регионоведение» Южно-Уральского государственного университета:

«В политической традиции современной России, заложенной ещё в 90-ые годы, политическим лидерам, находящимся у власти, нехарактерно отождествление себя с какой-то политической партией. Это можно объяснить несколькими причинами: во-первых, долгое время константой политической системы России были оппозиционные партии, а партия власти создавалась перед выборами, и возглавлять в таких условиях партию было чревато крахом карьеры. Во-вторых, политические лидеры делали акцент на позиционировании себя как представителей народа, а не посредников партии, тем самым демонстрируя отсутствие определённых идеологических границ.

Современные региональные лидеры (главы регионов) чаще всего являются так называемыми профессиональными технократами, тенденция на такой тип управленцев сформировалась с 2013 года. Задачи их работы предполагают техническую организацию стабильного функционирования региона, формирование работоспособной команды, организацию деятельности под лозунгом «меньше популизма, больше реальных дел». В таких условиях особая партийная принадлежность главы региона не важна. Для политологов партийная принадлежность глав регионов — это возможность прогнозирования их деятельности в зависимости от партийного видения вектора развития экономики, социальной сферы и т.д. В России такой вектор партии не задают, его задает «Кремль» в целом.

Продолжая рассматривать политическую культуру и её устоявшиеся элементы (политические традиции), можно сделать ещё одно наблюдение относительно позиционирования политических лидеров исполнительной власти, а именно демонстрацию собственной надполитичности с явным подчеркиванием посыла работы в интересах всего общества в целом, без опоры на какую-то идеологическую доктрину, выступая не совсем как политики, а скорее как профессиональные управленцы.

Политик не должен знать всё и обо всём, но ещё одним трендом политической культуры нашей страны, который на протяжении многих лет демонстрирует глава государства, стало владение энциклопедическими данными по всем актуальным вопросам страны, то есть президент владеет статистическими цифрами и возможностью их озвучить и интерпретировать. Данный пример вынуждает глав регионов соответствовать этому поведению. При этом, повторяюсь, глава региона не обязан знать «все на свете», однако должен признавать данный факт и окружать себя талантливыми людьми, компетентными в своих областях. Возможно, самый важный навык, которым должен обладать глава региона — это чувство объективности при принятии решений о назначении на должности и своевременное обновление своего аппарата, ведь ещё М. Вебер сравнивал бюрократию с машиной, которую можно постоянно совершенствовать и обновлять».

 

Трушников_фото Каргаполова (4).jpg

Андрей Трушников говорит о том, что большинство российских политических партий грешат отсутствием идеологии. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")

Андрей Трушников, директор по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс»:

«Отвечая на вопрос, каким образом партийная принадлежность глав регионов влияет на осуществление их полномочий, на их управленческие и кадровые решения, стоит обозначить две точки входа в этот вопрос.

Первая связана с областью реальной политики и реальной политической ситуацией в федеральном центре и регионах. А она такова, что политическое большинство (зачастую абсолютное) в парламентах всех уровней сегодня за «Единой Россией». Это может кому-то нравиться, кому-то не нравиться, можно обсуждать причины этого, но сегодня это данность. И с этой данностью губернаторам приходится считаться. Ибо без договороспособного парламента они не смогут проводить в жизнь многие программы развития региона. Если губернатор партийный, ему естественным образом будет проще договариваться с парламентом, где большинство депутатов его однопартийцы. Так что первая точка входа в вопрос влияния партийности глав регионов заключена в том, что такой губернатор имеет просто бОльшие технические шансы быть эффективным.

Однако у вопроса, как я сказал, есть и вторая точка входа. Она не техническая, а, скорее, идеологическая. То есть здесь мы задаемся вопросом, как идеология партийного губернатора влияет на его управленческие решения. И мой ответ в этой точке будет следующим — НИКАК! К сожалению, большинство традиционных российских партий грешат отсутствием идеологии или ее невнятностью. Они не знают либералы они или консерваторы, они не особенно понимают, когда транслируют правые, а когда левые идеи, они хромоноги в своих идеологических выкладках, потому что до сих пор, как это не странно звучит, чувствуют себя сиюминутными явлением в политической истории России. Практически все они понимают, что они могут мгновенно не просто скатиться с политического Олимпа, а в принципе пропасть, исчезнуть. А когда идеологии нет, партийность губернаторов с этой точки зрения в принципе не может влиять на управленческие решения. Они их принимают исходя из собственных знаний, внутренних убеждений, которые не всегда коррелируются с партийными характеристиками».

 

685A5740.JPG

Марк Рискин замечает, что глава региона должен уметь работать в условиях многопартийности. Фото: Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")

Марк Рискин, главный редактор «Южноуральской панорамы»:

«Губернатор – это хозяйственник-технократ, публичный политик, для которого партийная принадлежность не становится политическими шорами, а необходима для эффективной работы всей управленческой команды.

Что касается формирования правительства, то крайне пагубным признаны и партийный принцип, и система рекрутирования управленческих кадров. Это и есть тот самый совок, когда место в команде гарантировала преданность, а не профессионализмом, когда уход от ответственности говорил в первую очередь о некомпетентности.

Не стоит спешить с упреками глав регионов в политической ангажированности. Это исключено по определению. Региональная команда должна взаимодействовать с людьми разных политических взглядов, если они показывают качества эффективных управленцев-хозяйственников. Почему? Неумение или нежелание работать в условиях многопартийности может стать и поводом для отставки. Мотивация простая: конфликт интересов, идеологические противоречия, нарочитая принципиальность приводит к невозможности выстраивания рабочих отношений с представителями партий, бизнес-элит в регионе. В финале крайними во всех смыслах окажутся жители региона, где не была выстроена эффективная управленческая цепочка внутри территории, не добились понимания федерального центра».


DSC03969.jpg

Василий Зорин предполагает, что после дела Фургала партийная принадлежность глав приобрела новое звучание. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

Василий Зорин, кандидат политических наук, заведущий кафедрой политических наук и международных отношений ЧелГУ: 

"До нашумавшего на всю страну кейса Фургала вопрос партийности высших должностных лиц регионов не стоял так остро. Сейчас, очевидно, этот фактор становится крайне важным. В губернаторском корпусе присутствуют представители системной оппозиции и, как мы видим на примере Хабаровска, возникает реальная проблема управляемости и риски неконтролируемой эскалации протеста. В этих условиях для федерального центра губернатор-единоросс - это понятная и предсказуемая конструкция. Думаю, что ее станут практиковать чаще. 

В целом же, вопрос о партийности губернаторов связан с вечной проблемой политической науки "политики vs. чиновники". Если во главе региона стоит "чистый" технократ, то ему партийность, в общем-то, не к лицу. Если губернатор, прежде всего, политик - то ему следует открыто артикулировать свои ценностные позиции и присоединяться к партийным структурам. Тот же кейс Фургала показывает, что губернаторам придётся быть политиками, это требование времени..."