И это все о нем…

01.08.2007 10:00 Автор:

Удивительная персона этот Артур Никитин. Вот, казалось бы, все факты налицо. Масштабные нарушения законодательства, различных норм и правил, связанных с благоустройством города, допущенных его предприятиями, - все это неоднократно устанавливалось органами прокуратуры и суда. Однако Артур Владимирович остается, похоже, одним из тех неприкасаемых, которым можно делать в Челябинске все или почти все.

<p>Несмотря на жесткую позицию городской власти, методично фиксирующей факт за фактом. Несмотря на ряд решений судов. Куда смотрят наши доблестные правоохранители, непонятно. В конце концов, на действиях чиновников областного правительства беззаконие в наших краях не заканчивается. Есть еще отдельные бизнесмены, привыкшие к «особому» подходу в отношении своих дел.</p>

<h3>Личность</h3>

<p>В составленном в свое время «Информационной группой 74» списке «100 самых богатых челябинцев» Артур Никитин занимает достойное место. Бизнесмен владеет обширным перечнем объектов. В их числе гипермаркет «Никитинские ряды», гипермаркет «Синегорье», гипермаркет «КС», гипермаркет «Калибр», а также пакет акций в ОАО «Челябгоргаз», пакет акций Челябинского часового завода «Молния» (уже на тот момент Никитин фактически контролировал его деятельность), землеотводы для запланированного строительства гипермаркетов на улице Салавата Юлаева и улице Васенко, наконец, недвижимость в Доме быта.</p>

<p>Когда-то Никитин начинал заниматься бизнесом с небольшого кооператива по пошиву верхней одежды, а в итоге дорос до крупнейшего в Челябинске хозяина недвижимости. Эксперты затруднились назвать причину столь резкого взлета Никитина, почему именно этому бизнесмену стали неожиданно благоволить местные власти в конце 90-х. Например, на землеотвод на Салавата Юлаева претендовала известная западная торговая сеть «Metro», однако это место досталось Никитину.</p>

<p>Среди увлечений Никитина – восточные религиозные учения. Это едва ли не все о нем лично. Остальная информация касается бизнеса Никитина и носит в значительной мере скандальный оттенок.</p>

<h3>Особенности бизнеса</h3>

<p>Местная пресса не раз писала, чего, по всей видимости, хочет руководитель компании «СТРОЙСВЯЗЬУРАЛ-1» Артур Никитин, что он имел раньше, при прежней администрации города и чего его лишили теперь. Если коротко, Никитин, судя по всему, хочет возврата привилегий. Какие, спросите, это привилегии?</p>

<p>Нетрудно напомнить.</p>

<p><strong><em>Акты выбора земельных участков, согласно которым Никитин решил строить:</em></strong></p>

<p><strong>1.</strong> Торгово-досуговый комплекс на улице Васенко рядом со школой № 1 (площадь комплекса 21 тысяча .квадратных метров). Проект не прошел Росэкспертизу. В случае реализации проекта улицы Васенко, Коммуны, Красная будут парализованы. Очевидно, что этот проект нарушает существующие строительные нормы и правила. Тем не менее, на сегодня строительство здесь продолжается – вопреки позиции администрации города, вопреки точке зрения многих других официальных инстанций. Для сравнения укажем: Челябинский торговый центр имеет площадь 17 тысяч квадратных метров и куда большую территорию для парковки автотранспорта.</p>

<p><strong>2.</strong> Никитин намерен застроить территорию часового завода (офисно-торговое здание общей площадью 60 (!) тысяч квадратных метров). Этот проект также не прошел экспертизу. В случае реализации он парализует движение в центре города. На сегодня перестройка здания часового завода идет полным ходом.</p>

<p><strong>3.</strong> В прежние годы за счет городского бюджета, а значит, за счет каждого жителя Челябинска к объектам Никитина подводились коммуникации, дороги. Сейчас этого уже нет.</p>

<p><strong>4.</strong> В прежние годы началось строительство дорогостоящей дорожной развязки, обеспечивающей подъезд к частному гипермаркету Никитина «КС». Всего планировалось потратить 450 миллионов рублей бюджетных денег, часть уже была потрачена.</p>

<p><strong>5.</strong> Никитин, по сути, пользуясь дружбой с чиновниками прежней администрации, не платил арендной платы за землю, занимаемую торговым комплексом «Никитинский», в городской бюджет. Тогда как другие предприятия города платили и платят в городскую казну.</p>

<p><strong><em>Что же запретили делать Никитину при нынешней городской власти? И здесь все просто и понятно:</em></strong></p>

<p><strong>1.</strong> Запретили вести строительство дорогостоящей дороги по улице Черкасской к гипермаркету «КС» за счет средств бюджета, а значит, каждого жителя города.</p>

<p><strong>2.</strong> Запретили вести строительство на улице Васенко, поскольку оно велось в нарушение закона и решений градостроительного совета города.</p>

<p><strong>3.</strong> Запретили вести переделку часового завода в торговый комплекс без проведения экспертиз, а также по той причине, что такой проект в случае реализации приведет к транспортному параличу всего центра Челябинска.</p>

<p><strong>4.</strong> Кроме того, Никитина заставили платить арендную плату за землю в бюджет города.</p>

<p>Еще раз отметим, при прежней администрации группа «особо приближенных» предпринимателей (включая Никитина) получала на неизвестных горожанам условиях поистине небывалые привилегии. В то же время детские и спортивные площадки во дворах, открытые под торжественные речи чиновников, нередко просто уничтожались, уступая место гаражам или новостройкам. В городе приходили в упадок не только крыши домов и дворы, но и дороги. Проектно-сметная документация на дороги отсутствовала как таковая. Капитально ремонтировать внутригородские дороги было некому и не на что. Ямочный ремонт решал проблемы ненадолго. Тротуары зимой практически не чистили от снега. Автомобильные пробки в центре в отсутствие полноценных развязок и нехватки объездных дорог превратились в огромную проблему.</p>

<p>Список вопросов к бывшим придворным велик. Как получали земельные участки? Почему строили без разрешения? Почему годами не имели договоров на аренду земли? Вряд ли Никитин нам ответит. А теперь рассмотрим ситуацию в деталях, чтобы понять, почему Никитину нечего сказать.</p>

<h3>Подземка</h3>

<p>Торговый комплекс «Никитинский» был построен в 1999 году. С самого начала компания «Стройсвязьурал-1», возводившая комплекс и одновременно являющаяся его владельцем, получила беспрецедентные льготы. Фирму освободили от арендной платы на 49 лет, отдали в пользование переходы (построенные еще при советской власти), а заодно еще и все рекламные места на площади Революции! Земля под этот торговый комплекс под площадью Революции была выделена, разумеется, без аукциона. Уточним, по словам представителей городского комитета по имуществу, в декабре 2003 года комитет заключил с компанией «Стройсвязьурал-1» договор безвозмездной аренды торговых площадей, находящихся в подземных переходах рядом с ТК «Никитинский». По договору аренда не только предоставлялась на 49 лет, но еще и предусматривала право субаренды.</p>

<p>Как сообщал ресурс Chelyabinsk.ru, в июне 2005 года новый глава города потребовал от ТК «Никитинский» арендную плату. К слову сказать, между прежней администрацией и Никитиным существовала некая договоренность, что вместо арендной платы бизнесмен обязуется провести работы по реконструкции площади и прилегающей к ней территории. В частности, предполагалось заменить асфальтовое покрытие на брусчатку, кардинально изменить подсветку площади. Кроме того, должна была быть построена автостоянка. И вначале она действительно в подземном комплексе была! Но потом вдруг исчезла. А брусчатки, как мы видим, на главной площади города так и не появилось. Есть вопросы и по поводу других обязательств Никитина.</p>

<p>Новые власти Челябинска решили навести порядок с льготами. Сначала вернули в собственность города муниципальное имущество — рекламное пространство на площади Революции, подземные переходы. Потом областной арбитражный суд удовлетворил иск мэрии и обязал Никитина выплатить городу арендную плату за ТК «Никитинский» за период с января 2003 года по август 2005-го. Никитин подал кассацию в окружной арбитражный суд. На суде выяснилось, что ТК «Никитинский» не был поставлен на кадастровый учет, а значит, его официально как бы не существует. И поэтому, дескать, мэрия не может требовать плату за землю. Администрация города подготовила апелляцию в Верховный суд, чтобы доказать: торговый комплекс существует, пользуется муниципальной землей, а значит, обязан за нее платить.</p>

<p>По поводу прежних договоренностей с Никитиным возникают все новые вопросы. Так, по словам председателя городского комитета по имуществу Сергея Мануйлова, договор аренды, заключенный ранее между муниципалитетом и компанией «Стройсвязьурал-1», должен был быть зарегистрирован в регистрационной палате. А поскольку этого не произошло, договор считается незаключенным. А значит, арендаторы, занимающие торговые площади на правах субаренды в ТК «Никитинский», фактически занимают их незаконно, потому что договор субаренды автоматически расторгается после того, как признается незаключенным основной договор аренды. В свою очередь Анна Кузьменко, вице-мэр по правовым вопросам администрации Челябинска, комментируя ситуацию вокруг «Никитинского», приводила такое сравнение: «В самом центре Москвы построили огромный подземный торговый комплекс «Охотный ряд». Там платят за землю все до копейки и предпочитают с мэрией жить мирно, и даже удивляются: «Нам такое место дали! С чего это мы будем хитрить?»</p>

<h3>«Раскалибризация» часового завода</h3>

<p>Объекты Никитина не раз становились предметом специальных журналистских расследований (в отличие от правоохранителей, которые вязли еще на дальних подступах и не спешили предъявлять претензии бизнесмену). Так, ресурс CHEL.ru посвятил судьбе Челябинского часового завода подробный аналитический материал. И пришел к выводу: часовой завод «Молния» ожидает судьба торгового комплекса «Калибр» (что и подтвердилось в дальнейшем). Превращение промышленных предприятий в торговые и досуговые центры вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Борис Токарев назвал «раскалибризацией», напомнив, что промплощадки и корпуса этих предприятий по типу завода «Калибр» превращаются в торговые комплексы. В свое время говорили, что, несмотря на планы «раскалибризации» завода «Молния», производство продукции здесь полностью прекращено быть не может. «Оно будет сохранено в любом случае, так как завод по сей день относится к оборонке и выполняет военный госзаказ», - пояснял начальник отдела гражданских отраслей промышленности министерства промышленности Челябинской области Евгений Елисеев. В то же время Борис Токарев отмечал, что собственники предприятий идут по пути наименьшего сопротивления: «Упразднить старые производства и создать на их месте торговые или развлекательные комплексы можно и без переноса предприятия. Процесс же переноса производства требует больших финансовых вложений. Намного проще инициировать процедуру банкротства и свернуть производство. В таких условиях фонды предприятий не обновляются, их продукция устаревает, промышленность приходит в упадок».</p>

<p>Несмотря на протесты администрации города, указавшей, что реконструкция часового завода ведется в нарушение огромного перечня существующих градостроительных норм, в отсутствие различных согласований, работы на часовом продолжаются сегодня полным ходом. Похоже, Никитин не сомневается: ему не грозит преследование прокуратуры, милиции или налоговой инспекции, он устоит при любых претензиях любых инстанций. Почему так происходит?</p>

<h3>Автовокзал и его земля</h3>

<p>В мае 2006 года кассационный суд признал правомерным возвращение земельного участка около Южного автовокзала городу Челябинску. Конфликт по этому поводу между комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска и компанией «Стройсвязьурал-1» один из самых затяжных – ему исполнилось три года.</p>

<p>Камень преткновения – площадка отстоя и разворота общественного транспорта перед автовокзалом. 17 мая 2006 года Федеральный арбитраж УрФО поставил в деле точку: земля принадлежит муниципалитету. «Арендная плата», которую вносит «Челябгортранс» за пользование территорией самого вокзала и участком перед ним, уменьшится теперь в разы», - отмечала в мае 2006 года челябинская пресса.</p>

<p>Спорный участок земли был отдан компании «Стройсвязьурал-1» для строительства торгового комплекса с автовокзалом еще прежней администрацией Челябинска. По окончании строительства компания должна была откорректировать границы участка и вернуть площадку «Челябгортрансу», поскольку транспортным обслуживанием строительная компания не занималась, а значит и ставить территорию себе на баланс права не имела. Тем более что разводку троллейбусных линий транспортники делали за свой счет, а подъезды к автовокзалу спонсировали и вовсе другие муниципалитеты. Однако вместо оформления соглашения под изъятие площадки в 2003 году строители выставили «Челябгортрансу» счет на три миллиона рублей ежегодно. Иного выхода, кроме обращения в суд, комитет по имуществу не увидел. Первое заседание состоялось весной 2005 года. Тогда суд требования города не удовлетворил. Решение арбитражного суда первой инстанции было отменено 14 марта 2006 года. Апелляционный суд обязал ООО «Стройсвязьурал-1» подписать соглашение с комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и передать спорный участок на баланс муниципалитета. Никитин отказался. 17 мая Федеральный арбитражный суд Уральского округа окончательно подтвердил, что претензии фирмы «Стройсвязьурал-1» к комитету по имуществу не обоснованы. Никитин проиграл, но…</p>

<p>А ведь были еще претензии налогового характера – в связи с обнаружившейся цепочкой фирм, которая была создана, похоже, главным образом для так называемой «минимизации» налоговых платежей. Фигурировала сумма то ли в 200, то ли в 300 миллионов рублей, недополученных бюджетом из-за этих схем.</p>

<p>Суммарный список претензий города к Артуру Никитину и, самое главное, суть этих претензий настолько весомы, что фактически полное бездействие правоохранительных органов не может не возмущать. В самом деле, сколько еще этот человек, прикрываясь своими связями в столицах и силовых структурах, будет творить самое настоящее самоуправство в миллионном городе? Или у него и на этот счет имеется всеразрешающий договор сроком на 49 лет?</p>

Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск