В Челябинске решили выяснить смысл присутствия бизнеса во власти

28.11.2019 08:41 Автор: Георгий Баркалая В Челябинске решили выяснить смысл присутствия бизнеса во власти

Экспертное сообщество Южного Урала обсуждает предложение Владимира Путина усилить представительство малого и среднего бизнеса в системе власти.

Обсуждение темы «Представительство малого и среднего предпринимательства в депутатском корпусе муниципалитетов и области» проходит в рамках проекта «Экспертный клуб Челябинска». Очная дискуссия состоится только в пятницу и уже сейчас можно спрогнозировать, что она окажется достаточно острой. Как минимум в заочной части споры вокруг этого вопроса происходят достаточно серьезные.

То, что бизнес и власть — вопросы не праздные можно удостовериться, заглянув в статистические таблицы. Так на 1 января 2019 года на территории Челябинской области деятельность вели более 5000 малых предприятий (и это не считая микропредприятий). Они обеспечивали рабочие места более 130 000 южноуральцам. Оборот этих предприятий составлял более 224 207 млн рублей. Это показывает сколь весом вклад предпринимательства в экономику региона и его социальную стабильность.

Несмотря на то, что предпринимательское сообщество традиционно богато индивидуалистами, в Челябинской области достаточно сильны позиции целого ряда общественных организаций, объединяющих малый и средний бизнес. В частности активны в регионе такие организации как «Опора России» и «Деловая Россия». Члены этих организаций достаточно часто принимают участие в избирательных кампаниях, их представителей можно найти в муниципальных думах и собраниях депутатов, в Законодательном Собрании Челябинской области. По этому факту можно, к примеру, сделать вывод, что за последние годы имидж малого предпринимательства в лице обывателей улучшился. Их воспринимают как людей близких обычным людям, как по своим доходам, так и по своему образу жизни и взглядам, при этом свойственная им активность легко трансформируется с экономического поля в общественную и политическую деятельность.


Политические партии не прочь получить себе в актив малых и средних бизнесменов

«Партия «Единая Россия» всегда проявляла готовность сотрудничать с различными общественными организациями, профессиональными сообществами. Конечно, мы готовы сотрудничать и с представителями бизнеса, — комментирует Владимир Мякуш, Секретарь челябинского регионального отделения партии «Единая Россия», председатель Законодательного Собрания Челябинской области. — Тем более, на сферу малого и среднего предпринимательства мы возлагаем особые надежды, ведь кто, как не они, способны чутко реагировать на изменения потребительского спроса, производить по-настоящему уникальные и инновационные товары и услуги?

У регионального отделения заключены договоры с «Деловой Россией», «Союзом промышленников и предпринимателей», «Союзом женщин-предпринимателей», в состав президиума регионального политсовета входит бизнес-омбудсмен Александр Гончаров. То есть у представителей малого и среднего бизнеса всегда есть возможность выйти на партию через эти соглашения, через уполномоченного по правам предпринимателей.

Мы регулярно проводим круглые столы, дискуссии, в которых может поучаствовать любой человек, поднять важные для него вопросы, озвучить предложения. Как правило, законодательные инициативы, с которыми выступает партия, получены снизу, от людей, и в этом ключе представители бизнеса  часто становятся инициаторами каких-то изменений, нововведений, то есть теми самыми субъектами публичной политики».

В то же время, именно малое и среднее предпринимательское сообщество становится питательной средой для оппозиции. Усиление налогового бремени со стороны государства, чрезмерных проверок и коррупционные явления подталкивают часть бизнесменов в сторону несистемной оппозиции. Другие часть малого и среднего бизнеса вышеназванные и иные причины делают политически пассивными и равнодушными не только к политической деятельности, но и общественно значимой. Количество таких «равнодушных» бизнесменов последнее время увеличивается, что освобождает поле публичной политики региона для более маргинальной части общественно-политического спектра.


Интересы бизнесменов никто не защищает

В Челябинской области подчас наблюдается две разнонаправленные тенденции. Одна часть малого и среднего предпринимательства проявляет интерес к публичной политике, избирается в депутаты. Но есть и обратный процесс, когда после первого срока депутатских полномочий часть представителей бизнеса отказываются от участия в работе структур местного самоуправления, понимая крайнюю ограниченность депутатских полномочий и невозможность реально повлиять на ситуацию.

Эти тенденции прослеживаются и в мнениях, которые озвучивали эксперты в рамках заочной дискуссии.

За необходимость участия малого и среднего бизнеса резко высказались несколько наших участников. Так Дмитрий Довбня, директор РИА «Иероглиф», председатель комитета по туризму «Опоры России», специалист в области политического маркетинга объяснил эту необходимость полным отсутствием на политической арене партий, которые бы позиционировали себя защитниками интересов малого и среднего бизнеса.

«На сегодняшний день в России нет ни одной политической партии, которая бы четко позиционировала себя, как партия малого и среднего бизнеса, — говорит Дмитрий Довбня. — Если выражаться терминологией советской (хотя она, конечно, несет негативную коннотацию) нет у нас политической силы с мелкобуржуазной идеологией, что в свое время заявлялось в качестве своей программы социал-демократами. Но сейчас, даже «Справедливая Россия», которая себя позиционирует как социал-демократическая партия, в своей риторике, действиях, на мой взгляд, не демонстрирует усилий, направленных на отстаивание интересов малого и среднего бизнеса. Другие партии вообще никаким образом не соотносят свою идеологию с малым и среднем бизнесом. Поэтому, конечно, малому и среднему бизнесу нужно самому идти в политику.

Другое дело, что в политическом поле сегодня напрочь отсутствует идеологический контекст, все сводится только к хозяйственной, финансовой проблематике из-за чего вопрос чисто политический нивелируется. Идти в политику, чтобы решать вопросы тех же налоговых льгот, экономического развития малого и среднего бизнеса, безусловно, главная задача, но тем не менее без идеологической основы, связанной с развитием в целом среднего класса, решать эффективно эти и многие другие задачи будет очень сложно».

Другой важной причиной идти в политику наш эксперт называет частую сменяемость лиц в исполнительной власти. Чтобы малому и среднему бизнесу не приходилось каждый раз доказывать важность их поддержки, Дмитрий Добвня считает правильным иметь свое серьезное представительство во власти законодательной.

Мысль о том, что только бизнесмены могут адекватно отстоять свои права внутри влапсти, поддерживает и Максим Юхачев, руководитель строительной компании «Зеленый мир».

«Пока большинство предпринимателей бояться вступать на поле публичной политики, — говорит Максим Юхачев. — Есть множество примеров, когда ты высунулся и тебе дали по голове. Этот страх может снять именно выступление от имени сообщества, ведь тогда ты уже идешь как бы не один. В принципе же отвечая на вопрос «нужно ли малому и среднему бизнесу идти в публичную политику или нет», я лично утверждаю, что, конечно, нужно. Лучше предпринимателя никто не знает, с какими сложностями мы сталкиваемся при видении своего дела. А вопросов очень много, и их не могут решить и прочувствовать те, кто не чувствует этого на себе. Я думаю, в ближайшие время мы увидим все большее количество предпринимателей, идущих в публичную политику. Это будет связано и с желанием изменения законодательства, улучшения бизнес климата, личного развития».

С тем, что это жизненная необходимость бизнеса согласен и Андрей Коршунов, председатель коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая», председатель комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства: «Думаю, что выбора у малого и среднего бизнеса просто нет. Либо он объединяется и делает так, чтобы его голос был государством услышан, либо через какое-то время его уже может и не быть. Предприниматели нередко жалуются на государство, однако большинство из них даже не удосуживаются донести до власти, чего же они хотят. Есть в парламенте группа влияния, отстаивающая интересы малого и среднего бизнеса в законотворческой сфере? А если самому бизнесу это не надо, то с кого спрашивать?»

Ему вторит и известный челябинский журналист Дмитрий Моргулес: ««Когда-то французский писатель и политик Шарль Монталамбер сказал: «Если вы не займетесь политикой, то политика займется вами». Другой классик, Владимир Ленин, написал, что «политика есть концентрированное выражение экономики». На самом деле, этими двумя фразами все сказано.

Вне сомнения, бизнес, как одна из самых пассионарных частей общества, рано или поздно сталкивается с тем, что экономика, бизнесовые истории становятся политическими. Пусть даже в том извращенном виде, в котором сейчас у нас существует политика и политики. Как правило, это начинается с определенного объема бизнеса или бизнес проектов.

Поэтому рано или поздно бизнес, безусловно, задумывается о том, чтобы в том или ином виде заниматься политикой.

Более того, в некотором роде это неизбежно. И вопрос лишь в том, в каком виде бизнес (скорее средний и крупный) политикой занимается — в публичном поле (личные походы в депутатство или в исполнительную власть и тому подобное), или в непубличном пространстве (наем GR-специалистов, коррупционные связи, внутриэлитные договоренности, спонсорство публичных политиков, издание СМИ и т. д.).

А вот выбор текущего способа участия в политике (в разное время он может меняться) отчасти остается за самим субъектом, а отчасти — диктуется общей обстановкой — политической, экономической, социальной. В городе, в регионе, в стране, в мире».


Бизнесмены в политике – разновидность коррупции

Однако есть и те, кто считает, что поход бизнеса во власть не обернется для общества ничем хорошим.

В этом, например, уверен Юрий Лифанов, генеральный директор компании «Прайм Принт Челябинск».

«Я, наверное, неисправимый романтик, но, на мой взгляд, поход бизнеса в политику, это разновидность коррупции, — говорит Юрий Лифанов. — Какими бы правильными словами это не прикрывалось. Нет, конечно, политиком может стать и ученый, и врач, и бизнесмен... если решил, что в своей отрасли он не сможет полностью самореализоваться, а вот в публичной сфере самое то! Но параллельно заниматься двумя делами — это, либо в ущерб основному делу, либо коррупция».

С ним соглашается Андрей Фролов, главный редактор радиостанции «Business FM Челябинск», который однако замечает, что «решение идти или не идти в политику человек в принципе не должен принимать, исходя из того, какой профессиональной деятельностью он занимается. Для этого должна быть внутренняя потребность».

«Но, как мне кажется, чаще всего предприниматели сегодня идут в политику не для того, чтобы отстаивать интересы людей, а для того, чтобы в первую очередь отстаивать интересы своего бизнеса, — говорит Андрей Флоров. — Да, конечно, у них есть свои работники, которых в той или иной мере они тоже будут представлять, но это, согласитесь, все-таки немного другое. Поэтому лично я не могу сказать, что поход бизнеса в политику оправдан и принесет обществу свои плоды. Единственное достоинство предпринимателей в этой сфере – это их активность. Люди, которые занимаются бизнесом, однозначно обладают такой характеристикой, потому что иначе их дело просто напросто прогорит. Но если уж и использовать предпринимательскую хватку в политике, то, я считаю, бизнесмены были бы наиболее эффективны и полезны обществу на муниципальном уровне, в тех же районных советах. Там они смогут хотя бы помогать людям на земле».

А вот главный редактор портала «Челябинск Сегодня» не видит пользы от похода в политику для самих предпринимателей. «В нынешнем состоянии предпринимателям, представляющим малый бизнес, главное не отправиться с протянутой рукой на паперть, в политику им, на мой взгляд, идти не стоит. Что там делать, — вопрошает Александр Файрузов. — Проблема в том, что единичное представительство малого бизнеса в политике не исправит ситуации. Во всем мире большинство состава парламента и правительства состоит из владельцев крупных компаний. Бизнесмен Дональд Трамп спокойно возглавляет США. Сможет человек пробить это лобби? Вряд ли. Поэтому малому предпринимателю проще просто работать в своей нише. Иногда честно, иногда немного хитря с государством. Только так он сможет выжить».

Напомним, состоится очная дискуссия на тему «Представительство малого и среднего предпринимательства в депутатском корпусе муниципалитетов и области» в рамках очередного заседания Экспертного клуба Челябинска состоится в пятницу, 29 ноября на площадке центра креативной работы «Точка кипения» (ЮУрГУ).


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск