Явка – не явка, партия или человек

18.09.2007 Автор: Наталья ТАРНАКИНА Явка – не явка, партия или человек

Эксперты считают, что предстоящие выборы могут превратиться в «русскую рулетку». Новая пропорциональная избирательная система может привести к тому, что некоторые регионы вообще останутся без представительства в Госдуме пятого созыва. В свою очередь кое-кто может сыграть на естественном желании избирателей иметь своего депутата. Большую, но все же не решающую роль сыграет явка.

Больше доверия – и победа за вами

А как говорить о большой явке, если о предстоящих выборах знает лишь 70 процентов южноуральцев. При этом 10 процентов жителей Челябинской области принципиально не участвуют в выборах. К ним относятся как состоятельные люди, которые свои проблемы привыкли решать другими методами, так и малообеспеченные граждане. В отличие от первых, они просто не верят, что какие бы то ни было выборы смогут повлиять на их повседневную жизнь.

С отменой графы «против всех» в избирательном бюллетене количество неактивных и равнодушных избирателей может увеличиться. Так, из-за отмены этой строчки 17 процентов южноуральцев, посещавших выборы, заявили, что теперь отказываются голосовать. Кстати, значительная часть жителей Челябинской области – 43 процента – высказалась против отмены порога явки.

Политактивного населения в области вообще мало – всего 4-5 процентов. Об этом на прошедшем вчера экспертном клубе «Искусство политики» рассказал челябинский политолог Сергей Зырянов.

- Легитимность или нелегитимность выборов зависит от явки. Однако важно понимать, что означает понятие легитимность, - высказался Сергей Григорьевич. – А это, в первую очередь, доверие избирателей. Критерий этого доверий – порог явки. Если на выборы пришло 20-30 процентов, то есть одна пятая часть, о каком доверии и большинстве может идти речь? В Челябинской области предположительный порог явки – 39 процентов. Хотя спрогнозировать ее очень сложно. На это может повлиять все, включая погоду. Холодно - не пойдут, потому что холодно. Тепло, также могут не пойти, потому что найдутся другие дела.

При такой явке на Челябинскую область придется 9-10 мандатов, а это неплохой результат. При этом «Единая Россия» получит 6 мандатов, 1-2 достанутся КПРФ, и по одному мандату придется на СПС и ЛДПР. Получается, что регион, в котором избирательная активность будет высокой – выиграет.

А все ли дело в явке?

Однако активность можно пресечь на корню и от явки распределение мандатов может не зависеть. Решение кроется в новой избирательной системе. Здесь можно выделить несколько пунктов. Так, отсутствие одномандатных округов приведет к тому, что в регионах интерес всех участников будет сосредоточен на борьбе именно региональных групп политических партий. Число этих групп в каждой партии не должно быть меньше 80. Если партия установит число групп по количеству регионов, а их 85, тогда маленькие уголки страны окажутся без своего представительства в Госдуме. «Стоимость» одного мандата – 100 тысяч голосов, а, например, в Ненецком АО всего 30 тысяч избирателей. Получается, в выигрыше от новой избирательной системы оказались лишь крупные российские регионы, а больше всех семимиллионная Москва и Санкт-Петербург. Выходит, эти регионы заранее обладают заведомо проходными местами, благодаря количеству населения.

- При средних 100-110 тысячах голосов, необходимых для твердого получения мандата, в регионе с числом избирателей 388 тысяч и явке, допустим, 55 процентов, партия, выдвинувшая по данному региону отдельную группу в составе своего списка, должна получить в данном регионе 45-47 процентов голосов избирателей, - прокомментировал положение на московском заседании экспертного клуба Александр Кынев, кандидат политических наук, эксперт ГОЛОСа. – Очевидно, что такой процент «под силу» только «Единой России» и в малочисленных регионах уже вовсю идет агитация, что голосование именно за эту партию даст данной территории представительство в парламенте.

Еще один момент, право региональных отделений партий формировать собственные избирательные фонды. Это дает им возможность вести кампании относительно автономно от федерального руководства партии. Однако партийные списки из регионов утверждаются всероссийскими съездами партий, а в Москве достаточно своих интересов и своих претендентов на думские мандаты. В итоге, автономность становится поистине относительной, если решается все в Москве. Вот и получается, что голосуем мы за своих, родных, а в Москве мандат отдадут совсем не тому, за кого голосовали. Обыватель зачастую просто не может разобраться, за кого ему голосовать - за человека в регионе, которому он явно симпатизирует, или за партию, в которой он состоит…

- Угодные люди могут войти в список в любой момент, - высказал свое мнение депутат городской думы Алексей Севастьянов. – В некоторых партиях региональные политсоветы вообще предлагают на утверждение в Москву только делегатов, а не кандидатов. Последние будут выбраны только всероссийским съездом. За что мы голосуем?

- Зачастую бывает и такое, что некоторые кандидаты, которых не выдвинули в списке в одной партии, переходят с этой целью в другую, - добавил представитель от партии «Патриоты России» Георгий Ижбаев. – Так за кого мы отдаем голос, за партию или человека?

Вот и получается, что предстоящие выборы рождают больше вопросов, нежели ответов не только у простых граждан, но и у экспертов. Что делать обывателям, которые как показывает статистика, на Южном Урале политикой интересуются не особенно рьяно, неизвестно.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск