«Письма читателей» оплатят партии

11.09.2007 Автор: Елена ИЛЬИНА

По мнению представителей Челябинского облизбиркома, грядущие выборы по партийным спискам обещают гораздо меньше «грязи», чем избирательные кампании одномандатников. Однако от этого гонка не становится менее сложной в плане соблюдения всех «закорючек» предвыборного законодательства, особенно если учесть, что оно претерпело целый ряд изменений. На сегодняшнем семинаре в Законодательном собрании области представителям средств массовой информации и типографиям разъясняли, как правильно вести агитацию в новом сезоне выборов в Госдуму.

Закон о выборах вступает в полноправную силу после официального объявления о назначении таковых. Нынче это случилось 5 сентября. С этого момента политические партии уже рассматриваются как участники выборов в Госдуму. Однако «рекламироваться» они пока не могут: преждевременная агитация, как, впрочем, было и ранее, может стать предметом судебного разбирательства.

Однако агитация агитации рознь, как пояснила представитель облизбиркома Елена Шубина. По ее словам, сейчас уже мало кто использует для привлечения внимания избирателя открытые призывы голосовать за или против. Нынче в чести так называемая «скрытая» агитация: информация о партии, несущая позитивную или негативную оценку, или содержащая выводы о том, какие последствия может повлечь за собой избрание или неизбрание той или иной партии-кандидата. Все это строжайше запрещено законом.

Информация о партиях должна быть лишена всякой оценки и окраски, подчеркнула Елена Шубина. «Такая-то партия провела такое-то мероприятие», и все. При этом если сегодня СМИ разместило такое сообщение об одной из участниц выборов, то завтра должно разместить подобное о другой – информация обо всех партиях должна подаваться в равной мере. Если же газете или телеканалу трудно определить самостоятельно, насколько оценочна информация, которая предлагается им для размещения, то можно проконсультироваться в избиркоме. Но вообще-то, рекомендуют специалисты, лучше до 15 сентября вовсе удержаться от каких-либо сообщений о партийной деятельности.

С 15 сентября, то есть с момента выдвижения, политические партии уже могут показывать себя избирателю во всей красе. Правда, пока не по телевизору и не на страницах печатных изданий, а лишь посредством типографской продукции. Время СМИ наступит лишь 3 ноября, за 28 дней до выборов. Партиям-кандидатам дается четыре недели на то, чтобы избиратель успел их увидеть на экране, услышать по радио и прочитать о них в газете.

Изменения в законодательстве серьезно упорядочили финансовые отношения средств массовой информации и типографий с участниками предвыборной гонки. Отныне право заключения договора на размещение информации и услуги передается исключительно уполномоченному политической партии по финансовым вопросам, и никому иному. Кроме того, требуется стопроцентная предоплата услуг – разумеется, исключительно из избирательного фонда. Платежный документ должен быть представлен не позднее, чем за два дня до выхода в эфир программы или опубликования материала в печатном СМИ. Если раньше кандидат мог позволить себе предъявить «платежку» за день, то сейчас средство массовой информации будет обязано отказать «опоздавшей» партии - при всей симпатии к ней.

Помимо этого, прибавилось «бумажных» сложностей. Если СМИ решит оказать партии- участнице выборов какую-либо услугу помимо размещения информации, например, изготовить ролик или написать статью, то на это требуется, кроме договора, письменное согласие уполномоченного партии по финансовым вопросам. Дополнительные услуги также оплачиваются только из избирательного фонда.

Собственно, из него должна быть оплачена вся агитация до последней строчки.

- Никаких «писем читателей», которым нравится или не нравится та или иная партия, публиковать нельзя, - обратилась Елена Шубина к представителям печатных СМИ. – Это тоже агитация, и даже размещение таких писем должно быть оплачено из избирательного фонда партии.

Сообщение об этом должно значиться под печатным материалом в газете или журнале. А вот электронным СМИ в этом смысле «живется» чуточку полегче: они не обязаны давать под роликом партии бегущую строку с текстом «Размещено по заказу…».

Использовать высказывания – как позитивные, так и негативные – о политических партиях и изображения их авторов можно лишь с письменного согласия этих самых авторов. Исключения составляют: кандидаты; их соперники; близкие родственники кандидатов – муж/жена, родители, бабушки, дедушки и дети.

Кстати, о детях разговор отдельный. Здесь законодательство, наоборот, немного смягчилось. Разумеется, использование в агитационной кампании образов несовершеннолетних до 18 лет и нынче возбраняется, но раньше и вовсе доходило до курьезов: СМИ, разместившее фото кандидата даже с его чадом на руках, автоматически становилось нарушителем закона. Теперь кандидата хотя бы можно «показывать» широкой публике в компании с собственными детьми.

По-прежнему не имеют права вести агитацию в СМИ депутаты ЗСО и представительных органов местного самоуправления, а также главы муниципалитетов. Даже находясь в отпуске. Агитировать за милую сердцу политическую партию представитель власти может иными способами: посредством выпуска печатной продукции, изготовлением растяжек, размещением рекламы на транспорте и т.д. Но – в свободное от работы время и не афишируя своей должности.

Отдельно работникам пера напомнили о том, что агитационный материал, размещенный на страницах издания, должен быть полностью согласован с представителями партии-заказчика и не содержать никакой «отсебятины».

Несмотря на то, что облизбирком ожидает от выборов партий большей «чистоты», чем от кампаний одномандатников, все-таки не дает гарантий, что никто никого не оскорбит. А посему напоминает: если СМИ разместило о какой-либо партии заказной материал, порочащий ее честь и достоинство, то вслед за этим обязано предоставить оскорбленной стороне в точности такой же объем площади для опровержения сказанного.


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск