Автор: Служба информации

Челябинские политологи: «Двуглавая система муниципального управления работает эффективнее»

До конца года в Челябинской области будет определена схема управления в каждом муниципальном округе. Решение будет приниматься областной властью с учетом мнения местных депутатов, представителей политических партий, и общественности.
Челябинские политологи: «Двуглавая система муниципального управления работает эффективнее»

По одной из схем глава муниципалитета будет избираться путем прямых выборов, по второй назначение главы происходит из числа депутатов при наличии сити-менеджера, по третьей глава путем голосования становится руководителем Собрания депутатов и назначается сити-менеджер.

Большинство муниципалитетов Челябинской области дотируются из областного бюджета. Но возможность контролировать расходование средств у региональной власти есть не всегда, как и сместить неэффективных руководителей, если их должность является выборной. По мнению экспертов, на сегодняшний день перед регионом серьезно встал вопрос о необходимости перехода на «двуглавую» систему управления муниципалитетами.

— В нынешней ситуации, на мой взгляд, предпочтительнее «двуглавая система», при которой назначаемый депутатами сити-менеджер на контракте обязан реально работать, подтверждая доверенные ему полномочия, — сказал политолог Александр Мельников в комментарии газете «Южноуральская панорама». — Если абстрагироваться от нынешних российских реалий, прямые выборы глав — наиболее демократичный способ, но в условиях, когда страна оказалась под давлением санкций Запада, с учетом вызовов, с которыми столкнулась Россия и ее регионы, нужно четко выстроить вертикаль власти, в частности, подотчетность и подконтрольность глав муниципалитетов губернатору.

В Челябинске «двуглавая система» работает с 2010 года, и она убедительно продемонстрировала свою эффективность. Сейчас, после реформы местного самоуправления, избрали депутатов городских районов, которые сформируют состав городской Думы. Депутаты Думы изберут из своего состава главу города, и на конкурсной основе наймут сити-менеджера.

В пользу наличия во главе городского хозяйства наемного сити-менеджера высказываются и другие эксперты.

- Эффективность сити-менеджера, оценивается ежегодно. Он отчитывается о выполнении работ по контракту, о задачах, которые были перед ним поставлены. Сравнили, что сделал за год по контракту и дали оценку: либо продлеваются полномочия еще на год, либо прекращаются, и назначается другой человек. Оценка избранного главы — это рейтинг доверия населения, — подчеркнул политолог Сергей Зырянов.

Эксперты отмечают, что выборность главы города не является гарантией того, что он будет добросовестно выполнять свои обязанности. Одним из ярких примеров является ситуация, которая сложилась на сегодняшний день в Чебаркуле. Деятельность избранного мэра Андрея Орлова вызывает серьезные нарекания как у жителей, так и у областной власти. Жалоб на неудовлетворительное состояние городского хозяйства, дорог, коммуникаций от жителей Чебаркуля региональным властям поступает больше всего. По данным управления по работе с обращениями граждан правительства Челябинской области, по итогам первого полугодия 2014 года из Чебаркуля поступило 236 обращений. Для сравнения по городам с сопоставимой численностью, из Южноуральская за этот же срок поступило 180 обращений, из Кыштыма 212. За 2013 год по Чебаркулю поступило 319 обращений (Южноуральск — 227, Кыштым 275).

Областным властям удалось стабилизировать ситуацию, но для этого губернатору Борису Дубровскому пришлось направить в город своего специального представителя Александра Раевского. Он подготовил город к вступлению в отопительный сезон, решил вопросы с ремонтом дорог, началом строительства новых детских садов, и газификацией. Но полностью принять на себя управление городом область не может, поскольку демократически избранный мэр, несмотря на чрезвычайно низкий рейтинг у населения, свои полномочия слагать не собирается.

По итогам своей работы в Чебаркуле Александр Раевский также пришел к выводу, что для муниципалитета наилучшей схемой управления будет введение «двуглавой» системы власти.

— Крайне важно, чтобы избирались эффективные главы, несущие ответственность перед избирателями. На мой взгляд, наиболее эффективна схема избрания главы из состава депутатов и назначение сити-менеджера по представлению губернатора. Необходимо вводить в Чебаркуле именно такую модель, - убежден Раевский.

Как подчеркивает политолог Андрей Лавров, людям все равно, какая административная модель действует в муниципалитете. Им главное, чтобы были обеспечены комфортные условия жизни, бесперебойно функционировала система ЖКХ, надежно работали коммуникации, реализовывались социальные гарантии.

- А если отопительный сезон оказался на грани срыва, как это произошло год назад в Троицке, или главу изобличают в коррупции, как в Коркинском районе — о нормальном функционировании муниципальных органов говорить не приходится, и это затрагивает всех. В Челябинской области 80 процентов малых городов дотационные, и многое зависит от того, как мэр встроился в вертикаль власти, насколько сработался с губернатором, - отмечает Лавров.

По наблюдениям политолога, при прямых выборах глав нередко побеждают люди, дающие множество красивых обещаний. Но после победы не все торопятся их выполнять. Обладание всей полнотой власти выборные чиновники нередко используют для реализации своих собственных интересов, не особенно заботясь о благе избирателей. Эксперты сходятся во мнении, что необходим механизм воздействия на главу, который позволит областной власти контролировать расходование бюджетных средств, а при неэффективной работе руководителя можно было отстранить от должности.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/