Автор: Наталья ФИРСАНОВА.

Александр Мельников: После 14 лет застоя в регионе формируется новая экономика

За прошедшие три года, когда Челябинскую область возглавил Михаил Юревич, жители региона почувствовали уверенность в будущем региона. Для того чтобы оценить это, не надо быть аналитиком. Достаточно оглянуться по сторонам. Улицы мегаполиса переполнены новыми автомобилями, которым уже тесновато на новых транспортных развязках. На месте бывших заброшенных городских окраин вырастают современные жилые кварталы. Новостройки быстро обживаются новоселами. Позитивные сдвиги постепенно происходят и в промышленности. «Новая экономика» — именно так с легкой руки журналистов мы называем те изменения, которые происходят в экономике области.

Термины «новая экономика», «инновации», «инвестиции» все чаще звучат с различных трибун. И это не просто красивые слова. На Южном Урале делаются шаги к переходу от моноотраслевой к разноплановой экономике. А ведь еще недавно область была в полной зависимости от металлургии. Сегодня в регионе начинается реализация крупных инвестиционных проектов. Безусловно, не все так просто. Челябинская область пока не самая привлекательная для инвесторов. Но работа по привлечению средств идет, накапливается опыт.

Конечно, за три года удалось сделать не все. Остается много нерешенных проблем. Невозможно в одночасье поднять с колен разрушенное за десятилетия производство. В конце прошлого века Южный Урал из промышленного края превратился в сплошной торгово-досуговый комплекс. Старожилы до сих пор с болью вспоминают печальную участь заводов «Калибр», «Строммашина» и других предприятий. Взятки и поборы давно стали привычным явлением. Область сотрясают коррупционные скандалы. Корни многих проблем уходят в далекое прошлое. «Выкорчевать» их одним махом нереально.

— К весне 2010 года, будучи уже долго на виду в качестве бизнесмена, депутата, мэра, Юревич успел зарекомендовать себя как политик амбициозный и решительный: любое море ему по колено, любую стену готов прошибить. Но даже с учетом этих личных качеств новый вызов, который он принял, оказался самым тяжелым в его карьере, — говорит политолог Александр Мельников. — Потому что разгребать застаревшие, глубокие проблемы, порожденные 14-летним периодом застоя, — занятие неблагодарное и почти не оставляющее шансов на быстрый успех.

— Александр Анатольевич, как вы оцениваете результаты деятельности команды нового губернатора?
— В наследство Юревич получил область с загнивающей, деградирующей экономикой, отстающую в своем развитии от ведущих регионов страны, полностью зависимую от металлургии. Перед командой нового губернатора стояли достаточно непростые и политические, и экономические задачи. На мой взгляд, слишком много было проблем, связанных и со сменой президента в стране, и с внутриобластными конфликтами, и с дефицитом бюджета. Губернатору пришлось работать в жестком режиме. Поэтому стратегические задачи, может быть, были реализованы не так, как бы этого хотела его команда. Но, как мне кажется, были выбраны правильные, соответствующие реальному времени приоритеты: диверсификация экономики, привлечение инвестиций, улучшение имиджа региона, проведение знаковых мероприятий как всероссийского, так и международного масштаба. Слова «инвестиции» и «диверсификация» стали основой всех ключевых посылов Юревича. Регион озаботился наконец разработкой и системной реализацией инвестиционной стратегии. Двигаться стали в правильном направлении — уже в любом случае плюс. С другой стороны, это крайне сложный, небыстрый процесс. Я, честно говоря, затрудняюсь сказать, сколько времени должно пройти, чтобы увидеть значимые результаты и достижения. Экономические процессы имеют большой инерционный период. Нельзя вчера щелкнуть пальцами и уже завтра уйти от моноотраслевой экономики.

— Но сегодня мы уже слышим о том, что зависимость от металлургического комплекса слабеет. Развиваются другие отрасли. Например, поступления в бюджет от пищевой промышленности превышают налоги от металлургии…
— Проблема в том, что за многолетний предшествующий период, вплоть до 2010 года, Челябинская область неуклонно впадала в зависимость от металлургии, разбазаривала свой стратегический потенциал, все больший дисбаланс был в структуре ее экономики. Областное правительство, сам губернатор уже сегодня докладывают о достижениях, озвучивают некоторые цифры по итогам 2012 года по структуре доходов, говорящие о том, что роль металлургии уменьшилась. Но пока, на мой взгляд, это весьма оптимистичные суждения.

— По словам губернатора, ввод в строй крупных инвестпроектов, в частности Михеевского и Томинского горно-обогатительного комбинатов, начнется в конце 2014 — 2015 году. Тогда жизнь станет немного лучше. Как оцениваете такие заявления?
— Я считаю, это достаточно смелое и принципиальное заявление, которое говорит о том, что губернатор готов отвечать за свои слова. Иначе это заявление либо не прозвучало бы, либо со сроками он был бы куда более аккуратен. Скажем, популисты для создания благостной картины, скорее всего, пообещали 2020 или 2030 год. Для политика, руководителя региона оперировать столь сжатыми временными рамками достаточно ответственно. Я думаю, у нас будет прекрасная возможность через полтора-два года увидеть, прав ли был губернатор в своих прогнозах.

— Как вы считаете, на что предстоит обратить особое внимание главе региона?
— Политический вектор по стабилизации ситуации в регионе, по выстраиванию диалога между элитами уже задан. В этом направлении нужно просто дальше двигаться. Основным раздражающим ситуацию в регионе фактором остается антикоррупционная тематика. Для меня очевидно, что в 2010 году Юревичу досталась область уже коррупционно разложившаяся. За 90-е годы коррупция, подобно раковой опухоли, дала метастазы по всему властному организму, уничтожив практически все здоровые клетки. И одновременно стала явлением привычным, само собой разумеющимся. Наверно, губернатору стоит предметнее посмотреть на такое направление, как борьба с коррупцией, и на то, каким образом региональная власть может поспособствовать федеральной в решении этой проблемы. Даже если для этого потребуется доставать из шкафов скелеты, оставленные еще его предшественниками. Причем хотелось бы, чтобы политическая составляющая уступила место реальному решению проблемы. Я считаю, что борьба с коррупцией у нас в большей степени превращается в инструмент политической борьбы разных групп, не носит системный характер. Громкие дела чаще всего рассыпаются, не доводятся до логического конца. Мне кажется, системный подход в этом вопросе с точки зрения формирования кадровой политики, культуры чиновников будет важнее.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/