Автор: Владимир ФИЛИЧКИН

Челябинская аномалия

15 августа истекает срок содержания Этимада Исмаилова, более трех лет содержащегося под стражей гражданина Республики Азербайджан, заместителя председателя парламентской партии «Адалят» (Справедливость), более известного, как оправданного по суду фигуранта уголовного дела о хищении государственных миллионов. В Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации на днях обратилась сторона защиты, обжаловав постановление Челябинского областного суда от 27 июля 2011 г. о возвращении суммы залога.

Кассационным определением Челябинского областного суда от 15 апреля 2011 г. было принято решение: «…В связи с возвращением уголовного дела в части прокурору Челябинской области меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении Исмаилова Этимада Ильяс-оглы изменить на меру пресечения в виде залога в виде денег в размере 5 000 000 (пяти миллионов) рублей с момента внесения залога на депозитный счет Челябинского областного суда…»

До внесения залога заключение под стражу продлевалось вначале на один месяц, а затем - до 15 августа 2011 года.

Задержка внесения установленной судом суммы до июля объясняется ее значительным размером и необходимым временем для ее сбора. Ходатайство о снижении суммы залога было оставлено судом без удовлетворения.

19 июля 2011 года 5 000 000 рублей в качестве залога были внесены, как и предписано в определении, на депозитный счет Челябинского областного суда.

Таким образом, определение областного суда в этой части было исполнено.

Однако постановлением Челябинского областного суда 27 июля 2011 года внесенная в качестве залога сумма была возвращена залогодателю.

Свое решение суд обосновал ссылкой на часть 1 статьи 106 УПК РФ; что уголовное дело в отношении Исмаилова Э.И.о. направлено прокурору и в настоящее время находится в производстве ГСУ при ГУ МВД РФ по Челябинской области, Исмаилову Э.И.о. дважды продлялся срок содержания под стражей, залог внесен за пределами установленного судом срока.

Как усматривается из кассационного определения (дословно), срок внесения залога не определялся, а обусловлен событием - «…с момента внесения залога…» Уголовное дело возвращено прокурору (по формулировке определения суда) не для восполнения полноты производства следствия… а в связи с несоответствием обвинительного заключения требованиям закона, то есть по формальным основаниям…»

Мотивация нахождения дела в части Исмаилова в производстве ГСУ при ГУ МВД РФ по Челябинской области не соответствует судебному решению.

Пункт 8 статьи 106 УПК РФ предписывает: «Если внесение залога применяется вместо ранее избранной меры пресечения (как в данном случае), то эта мера пресечения действует до внесения залога. Это предписание также не связывает момент внесения залога со сроком его исполнения, то есть приведенная аргументация суда не основана на законе.

Таким образом, имеющее законную силу определение кассационной коллегии в части залога не исполнено по вине суда.

Согласно 392-й статье УПК РФ, «вступившее в законную силу определение суда обязательно… и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации». Неисполнение определения влечет за собой ответственность.

Письмом № 02 1648 от 25.07.2011 года заместитель председателя Челябинского областного суда направил ходатайство адвоката об освобождении из-под стражи обвиняемого Исмаилова Э.И.о. в Главное следственное управление ГУ МВД РФ по Челябинской области, «поскольку по уголовному делу в отношении указанного лица в настоящее время проводится предварительное расследование» (?!!). Вынося кассационное определение, суд осознавал последующие после возвращения прокурору действия, и решения о замене меры пресечения принимались с учетом этого.

Согласно кассационному определению, уголовное дело возвращалось прокурору Челябинской области на основании пункта 1 части 1 статьи 237 УПК РФ, в соответствии с диспозицией данной нормы это может быть, если «обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований настоящего кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта», то есть только и исключительно из-за неправильного «составления». Иные действия исключены процессуальными нормами.

С учетом вышеприведенных обстоятельств и нормативной базы залог может быть внесен в любое время, что и было сделано. С момента зачисления залога на указанные кассационной коллегией реквизиты с 19 июля 2011 года Исмаилов Э.И. содержится под стражей явно незаконно и вопреки определению суда.

На основании изложенного защитники Этимада Имаилова просят Верховный суд России отменить постановление Челябинского областного суда от 27 июля 2011 года о возвращении залогодателю суммы залога, обязать Челябинский областной суд обеспечить исполнение указания кассационного определения в части принятия залога; освободить Исмаилова Э.И. из-под стражи под залог и признать необоснованным основание направления письма заместителя председателя Челябинского областного суда № 02 1648 от 25.07.2011 года.

Очевидно, что срок содержания Исмаилова под стражей будет вновь продлен Центральным судом Челябинска.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/