Вакцина от вельможного рэкета

04.12.2006 Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ Вакцина от вельможного рэкета

В Госдуму внесен законопроект Кодекса административного судопроизводства. Его разработчик Верховный суд решил сказать "нет" чиновничьей бюрократии, волоките, коррупции, моральному и материальному рэкету простых граждан.

Если Кодекс будет принят, человек, которого упорно гоняют по кабинетам, запросто сможет в ответ затаскать вельможу по судам. И доказывать, что он не верблюд, придется представителю исполнительной власти, а не обывателю. Потому как презумпция невиновности и чиновничество, согласно административному судопроизводству, понятия несовместимые′

Произвол выйдет боком

Кто кушал в коридорах исполнительной власти или других государственных органов одно и то же блюдо - "приходите завтра", тот поймет исключительность законопроекта. Рассуждают о чиновничьем произволе в России еще с догоголевских времен, однако реального способа ему противостоять до сих пор не изобрели. Точнее, изобрели — понятие административного судопроизводства в юриспруденции существует с 19 века, – однако в нашей стране оно не приживается. Зато на удобренной почве как грибы появляются всевозможные крылатые выражения и поговорки. «Рука руку моет», - говорим мы о чиновниках, милиции, коммунальщиках и судах. «Да жалуйтесь вы хоть в ООН», - частенько слышит гражданин в ответ на угрозу пожаловаться «куда следует» в стремлении отстоять свои права. Но ООН жалобы городского масштаба не рассматривает, а вышестоящие бюрократы, как правило, спускают жалобу на нижестоящих им же – таков порядок. Разберись и доложи.

Вопрос "где справедливость?" остается до сих пор риторическим. Ответ на него будет зависеть от федеральных законодателей. Примут Кодекс — люди смогут искать правды в административных судах. Конечно, иски на чиновников и госслужащих суды общей юрисдикции, арбитраж рассматривают и сейчас. Однако добиться справедливого решения обычному человеку, предъявляющему претензии аппаратчику, чрезвычайно сложно. Поэтому вельможи продолжают плевать в глаза просителю, и даже самая невеликая «птичка», ощущая в своих руках хоть малейшую власть, мнит себя гордым орлом.

По задумке Вячеслава Лебедева, председателя Верховного суда России, Кодекс административного судопроизводства определит процедуру, как судить вельможу за произвол. На обсуждение депутатов Госдумы законопроект внесен 28 ноября. Вот как прокомментировал ¬Российской газете¼ это событие сам Вячеслав Лебедев:

- Создание административного судопроизводства напрямую завязано с борьбой с коррупцией. У нас в стране, по данным Росстата, 1 миллион 462 тысячи должностных лиц различного уровня, и каждый принимает решения по своему усмотрению. Все мы знаем, что ни одного вопроса в органах власти нельзя решить с первого раза, надо пройти много инстанций. Появление отдельной административной ветви в системе судов общей юрисдикции даст возможность в первую очередь рассматривать жалобы граждан на действия должностных лиц. Чиновник должен принимать решение в короткие сроки, а в случае отказа четко его мотивировать. В свою очередь, в судах должна быть быстрая и эффективная процедура рассмотрения таких дел.

Есть еще один немаловажный момент, которого касается тема административного судопроизводства, — это все те же пресловутые национальные проекты. Сегодня многие социально-экономические реформы идут очень тяжело из-за чудовищной бюрократии. Куда бы человек ни пришел, если у него нет больших денег или поддержки со стороны должностных лиц, на сбор десятков необходимых бумажек и всяческих "форм" у него уйдет уйма времени. Хорошо еще, если с посетителя не будут трясти «взносы на всяческие благотворительные нужды», такое понятие государственного рэкета в российском социуме уже прочно прижилось. То же самое подчас можно отметить и в исполнении нацпроектов. Причем бывает так: чиновник ставит палки в колеса приоритетных направлений не потому, что злой умысел таит, а потому, что привык любую работу стопорить и без бюрократической волокиты жизни себе не представляет.

В суд на батюшку царя

По замыслу, административные суды займутся спорами гражданина и государства. Будут рассматривать жалобы граждан на действия чиновников и решения, принятые различными администрациями или инспекциями (органами ГИБДД, пожарной охраны, налоговой и так далее). Подчеркивается, что в отношения бизнеса и государства административные суды не вмешиваются, то есть экономические тяжбы по-прежнему останутся в ведомстве арбитража.

Кстати, в Верховном суде специальные составы судей по рассмотрению административных дел уже действуют. В регионах некоторые судьи также специализируются на административном судопроизводстве. Однако Кодекс явит определенную процедуру рассмотрения подобных дел, отхождение от которой будет чревато уже для самого судьи. В Кодексе будут прописаны и сроки работы чиновников с гражданами, а их нарушение — служить предметом судебного разбирательства и караться карьерой или рублем. Кстати, особая статья в кодексе – это споры о карьере. Суть проста: если работник госучреждения поймет, что его необоснованно не продвигают по службе, он сможет подать на своего начальника в суд. Другой вопрос, сможет ли он потом спокойно работать в этой конторе′

Кроме того, проект Кодекса предусматривает неукоснительное судейство на основе прецедента, то есть рассмотрение жалоб будет упрощенным, основанным на решении по модельному делу. Стоит административному судье принять решение, к примеру, по жалобе гражданина на хама-слесаря или служащего регпалаты, тянущего с оформлением собственности и явно ждущего материального стимулирования этого решения, — все, прецедент создан. Все подобные ситуации будут оцениваться только согласно принятому решению.

- Есть меткая новая русская поговорка: "Нельзя жить по понятиям, а защищаться по закону". То есть в государственной системе, где все построено на личных отношениях и властных иерархиях, остается очень мало места правовым нормам — и чем их больше, тем меньше для них места, - полагает Александр Подопригора, вице-президент консалтинговой компании «Советник». - Инициатива ВС, безусловно, полезна. Однако прежде чем судить коррупционеров, наши суды сами должны избавиться от жуткой коррупции. А это невозможно без политической конкуренции и свободных СМИ. А пока этого нет, мы будем долго спорить о том, сколько на самом деле стоят картины, купленные Бочкаревым, и для кого они куплены, и как у него дела со здоровьем, забывая о главном: они куплены завхозом на бюджетные деньги, просто прикоснувшись к которым, он совершил тяжкое преступление. Вот вам и «модельное дело» о коррупции...

Как считает Дмитрий Вяткин, заместитель председателя ЗСО Челябинской области, председатель комитета по законодательству, наличие коррупции и бюрократизма в конкретной госструктуре не зависит ни от ее принадлежности к аппарату, ни от названия.

- Эти факты зависят от системы взаимоотношений, морали, этики в конкретном государственном аппарате, - считает Дмитрий Федорович. — А вот в чем мне видится проблема, которую надо решать, так это в отсутствии единообразия административной практики в разных судах. К примеру, в Центральном федеральном округе и Уральском федеральном округе одно и то же дело рассматривают по-разному. Эта практика ломает экономико-правовое пространство по всей стране. Во взаимоотношении с налоговыми органами практика в ЦФО одна, у нас – другая. Создание единой практики по спорам с госорганами, в сфере нарушения законодательства о выборах крайне необходимо. Это единство страны, правового и экономического пространства, о чем и говорил президент Путин.

Впрочем, на нерадивых судей все-таки найдется управа. Помешать брать взятки должно декларирование доходов. А также декларируемая открытость судебной системы, как считает Вячеслав Лебедев. Судья, зная, что каждый человек сможет запросто ознакомиться с судебным решением, поостережется писать несправедливый приговор.

Где искать профессионалов?

В России давно говорят о необходимости законодательного утверждения административного судопроизводства и учреждения административных судов. Притом что в конституции административная ветвь судейства прописана как самостоятельная. Однако вот уже на протяжении почти десяти лет процесс стопорится. Кодекс как таковой был прописан в 2000 году. Тогда же Госдума приняла обеспечивающий его закон "О федеральных административных судах в РФ". Этим дело и закончилось. Периодически на всевозможных советах и конференциях к вопросу возвращались и даже показали в 2003 году проект Кодекса президенту Путину. Владимир Владимирович проект одобрил, похвалил и отдал его на доработку своей администрации.

Лобби Кодекса в Госдуме Вячеслав Лебедев начал в очередной раз два года назад, в марте 2004-го. Но, несмотря на горячие утверждения, что суд, специализирующийся на помощи людям в защите от бюрократического произвола, жизненно необходим в России, чиновники Белого дома заявляли федеральным журналистам: "Тема административных судов похоронена".

В кулуарах же поговаривали, что проект ушел под сукно с подачи арбитражных судов, потому что те при формировании новой ветви юстиции лишились бы части своих полномочий. Без сомнения, это так. Однако в этом случае арбитражные судьи могли бы вплотную заняться непосредственно своей специализацией и совершенствовать профессионализм. Вот как видится эта ситуация Дмитрию Вяткину:

- С одной стороны, если административные суды будут решать все споры граждан с государственными, муниципальными органами, то все остальные суды фактически будут выключены из этого процесса. То есть решение, которое вынес административный суд, не сможет пересмотреть, к примеру, арбитражный суд. Сейчас, по сути, процессуальных возможностей для защиты своих прав гораздо больше: не нравится арбитражный суд — можно пойти в суд общей юрисдикции или конституционный. С другой стороны, отток части дел в административные суды позволит разгрузить арбитражных и мировых судей. Кроме того, появится класс судей, специализирующихся на административном судопроизводстве. Нечто подобное сейчас есть, но специализация их не всеобъемлющая, а только в рамках дел, которые попадали к конкретному судье. Но и в этой связи есть важная проблема: сейчас ощущается недостаточное количество высокообразованных юристов, которые были бы способны работать в административных судах. Будет ли готов кадровый рынок вовремя отреагировать на создание судов, найдется ли нормальное количество судей, чтобы там работать?

Чиновник, докажи, что ты прав

Тем временем в Европе система административных судов действует уже давно и довольно успешно. В отличие от российского судейства, которое унаследовало от Советского Союза стойкую карательную привычку, у судопроизводства Франции, Германии, Швеции ярко выраженная правозащитная направленность в делах "гражданин против государства". Европейские суды неукоснительно соблюдают разницу между гражданским и административным судом, между состязательностью доказательств и отсутствием презумпции невиновности для чиновников. В гражданском процессе доказывают свою правоту обе стороны (причем сейчас у нас чиновника защищает, как правило, профессиональный юрист, а обычного гражданина — бесплатный адвокат «без роду-племени»). В административном процессе от человека, желающего обжаловать действия властей, нужно только одно: сделать устное заявление или подать письменную жалобу.

При этом никаких подтверждающих документов истец представлять не обязан. Отстаивать свою правоту придется ответчику. Судья должен вызвать его и спросить: объяснитесь перед судом, почему вы отказали гражданину в том-то и том-то. Сам истец при этом может сидеть и молчать, а чиновник обязан доказывать, что поступил правильно, в соответствии с такими-то нормами закона. Иными словами, в административном судопроизводстве судья заведомо оказывается на стороне гражданина.

Что интересно, специализация судов в России уже была. Ее внедрил Александр II после судебной реформы 1864 года. Всего тогда существовало семь специализированных судов — военные, гражданские, уголовные, по делам несовершеннолетних и так далее. Подобное судебное устройство было признано передовым и самым демократичным во всем мире.

Комментарии

А кто будет содержать аппарат?

Андрей Соловьев, адвокат Коллегии адвокатов Советского района:

- В России все законы хороши. Вопрос в том, как они применяются. По всей видимости, сейчас Верховный суд хочет облегчить работу арбитражного суда и суда общей юрисдикции, оставить им только дела их подведомственности. Дополнительно будут созданы суды непонятного кадрового объема. Ясно одно: бюджетная нагрузка увеличится, так как новый судейский аппарат надо будет содержать. А действия сотрудников ГИБДД обжалуют и сейчас, в судах общей юрисдикции. Но почему-то гаишник всегда оказывается прав. ГИБДД — государственный орган, а суды у нас, грубо выражаясь, прикормленные. Правда, может быть, дела будут рассматриваться быстрее, так как суды разгрузятся. Но, с другой стороны, никто не запрещает судам откладывать рассмотрение дел на законных основаниях: к примеру, из-за отсутствия какой-то стороны. А может быть такое, что уменьшится штат судей. Сейчас у каждого судьи своя специализация: кто-то рассматривает хозяйственные споры, а кто-то как раз споры с чиновниками. Может быть, их переведут, как недавно перевели судей в апелляционную инстанцию. То есть все останется так же, но появится новый суд и новые расходы. С апелляционной инстанцией произошло именно так. Все, что стало по-другому, – это только то, что им выделили здание. А в арбитраже судьи стали "сидеть шире", заняли освободившиеся кабинеты. Остальное все так же. Доходит даже до того, что иногда судья из суда общей юрисдикции перед оглашением приговора звонит в апелляционный суд и спрашивает коллегу, правильное ли он принял решение. В любом случае, если административный суд появится, он будет подчиняться также Минюсту, который дружит с областными властями. Так неужели суд сможет в чем-то обвинить первых лиц областного правительства? Я считаю, российская действительность не позволит действовать административным судам так, как это задумал законодатель.

Платим за каждый чиновничий чих

Вячеслав Скворцов, председатель Общественной палаты Челябинской области:

- На мой взгляд, это хорошая новость для народа. С появлением Кодекса административного судопроизводства у гражданина появится дополнительная возможность защитить свои права. Сейчас сделать это практически невозможно, так как не разработаны, не внедрены стандарты государственных услуг, административные регламенты. Людей действительно затаскали по кабинетам. За семь месяцев работы Общественной палаты мы получили 720 писем. Из них две трети — письма с возмущениями действиями чиновников, забюрокрачиванием любого вопроса. Каждый год увеличивается количество обязательных государственных, и к ним добавляется масса муниципальных услуг. Количество их перевалило за две тысячи. С каждым годом людям приходится тратить больше времени на их прохождение. Постоянно внедряются новые формы договоров на услуги. Дополнительно к этому мы стали заложниками бесконечных изменений в оформлении отношений с коммунальными службами, постоянно идут перезаключения договоров с обслуживающими компаниями. Все это создает дополнительные затраты на все виды услуг. Люди платят за каждый чих чиновника. Человеку проще отдать взятку, чем добывать новые и новые справки и документы. Современная бюрократия порождает постоянное увеличение должностных лиц различного уровня, новых государственных структур. Прокуратура завалена жалобами. Только областная прокуратура за год рассмотрела более 20 тысяч обращений граждан, большинство из них – на действия должностных лиц. Суды перегружены рассмотрением жалоб на действия должностных лиц. Причем невозможно отследить и действия самих судей, работников правоохранительных органов, так как количество жалоб и претензий от населения не позволяет заниматься вопросами граждан качественно.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск