Автор: Георгий Баркалая

Андрей Минченко: «Нужно смотреть на туризм, как на индустрию»

Новый заместитель министра экономического развития Челябинской области Андрей Минченко будет курировать в правительстве тему развития туристической отрасли. В своем интервью «Полит74» он рассказал, почему туризм уместно раскладывать на формулы, что будет с челябинским Центром развития туризма и как на отрасли может отразиться пандемия коронавируса.
Андрей Минченко: «Нужно смотреть на туризм, как на индустрию»

Андрей Минченко до назначения в правительстве был хорошо известен в экспертном сообществе. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")

«Нам предстоит радикально изменить сам подход»

— Управление региональной туристической политикой часто переходит из рук в руки. Теперь оно оказалось в экономическом блоке. Насколько туризму место в среде, где все принято раскладывать на формулы?

 — Любой бизнес начинается с идеи, за которой следуют формулы — во всяком инвестиционном проекте нужно построить его математическую модель, определить потребность в ресурсах, спрогнозировать объемы производства и продаж, оценить общую экономическую эффективность. И если говорить о туризме как об отрасли экономики региона, то формулы будут вполне уместны.

Собственно в этом и заключается основная проблема — мы все привыкли воспринимать туризм как некую развлекательную активность, и это нормально для взгляда со стороны клиента. Но с точки зрения государственного управления туризм — это, прежде всего, индустрия, создающая добавленную стоимость в сфере услуг, новые рабочие места, дополнительные поступления в бюджет. И здесь необходимы компетенции Минэкономразвития.

Озеро_фото Каргаполова (1).JPG

Озера — это один из южноуральских "магнитов" для туристов, однако сегодня мы им пользуемся крайне неумело. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")

Величина результатов туризма (включая количество рабочих мест, размер заработной платы, объем налоговых отчислений) зависит от спроса на конкретный туристский продукт. К примеру, если продавать путевки обветшавших баз отдыха на захламленных и перегороженных заборами берегах озер — такой продукт мало кому нужен, туристы поедут в более благоустроенный регион. А если создать современные курортные отели и обустроить наши достопримечательности на мировом уровне — мы окажемся в числе регионов-лидеров по приему туристов. В этом состоит основная цель Минэкономразвития – вывести нашу туриндустрию на конкурентоспособные и лидирующие позиции.

 — Какова стратегия в туристической отрасли?

 — Деятельность любого ведомства наполнена массой повседневных, но важных и срочных задач. Особенно сегодня, когда зачастую речь идет об экстренных мерах. Поэтому внутри министерства необходимо соблюдать все приоритеты — и текущие, и стратегические. 

Губернатор требует от нас конкретных достижений: реализации новых инвестиционных проектов, комплексного развития туристских территорий, существенного прироста турпотоков. Все авралы — это нормальный рабочий фон, сквозь который нужно системно продвигаться к масштабным целям, важным для населения региона. Конечно, большинство стратегических задач туриндустрии требуют скоординированных усилий многих ведомств, но активное продвижение таких инициатив — полностью наша ответственность.

Горнолыжка_фото Каргаполова (11).jpg

У наших туристических зон может открыться уникальное окно возможностей. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")

Более того, нам предстоит радикально изменить сам подход, который стихийно формировался в нашем регионе на протяжении трех десятилетий. Мы не привыкли рассматривать наши природные и исторические достопримечательности с точки зрения потенциального и фактического вклада в экономику. Никто не пытается максимизировать создаваемые вокруг них экономические результаты. Поэтому у нас считается нормальным отдать берег озера под платный пляж, который работает лишь пару месяцев в году с официальной выручкой менее зарплаты сторожа. Или под частные коттеджи, которые вносят некоторый вклад в экономику лишь в момент строительства, а их жители незаконно захватывают береговую линию в личных целях. Тогда как на той же самой территории можно было бы построить общедоступный благоустроенный парк со всесезонным курортом мирового класса, который стал бы драйвером экономики всего муниципалитета.

На языке экономики любые привлекательные для туризма территории — это туристские ресурсы, фундамент экономического развития, основа для генерации добавленной стоимости и создания рабочих мест. Разумеется, при строжайшем соблюдении природоохранных приоритетов.

  «Не хотелось бы приближаться к поговорке о шкуре неубитого медведя»

Озеро_фото Каргаполова (1) (1).jpgНа озере Тургояк запретили стройку и пиротехнику Читать далее
— Если туризм — это экономика, то каких экономических результатов и в какие сроки мы хотим достичь?

 — Для серьезного разговора об экономических результатах пока недостаточно оснований, детальный план развития находится на самом начальном этапе. Не хотелось бы приближаться к поговорке о шкуре неубитого медведя, при том, что даже лес, в котором он бы жил, еще не вырос. Мы определили порядка двадцати проектных направлений, на которых будут формироваться инвестиционные инициативы и проекты. Но их нужно проработать: провести инвентаризацию свободных земельных участков, с учетом всех законодательных ограничений, уточнить пределы разрешенной хозяйственной деятельности на этих землях, наметить конкурентоспособные туристские сервисы, которые можно будет там разместить, рассчитать затраты на инженерию, оценить экономику комплексного освоения конкретных туристских территорий. И уже после этого говорить о результатах.

Сроки можно приблизительно оценить согласно сложившейся практики строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов, с учетом урегулирования земельных отношений и проектирования. Это порядка двух лет для некапитальных форматов, и 3-4 года для капитальных. 

Важно также учитывать, что рентабельность гостиничной отрасли невысока и сроки окупаемости очень длительные. Поэтому точное бизнес-планирование здесь особенно важно, и мы будем широко привлекать экспертное сообщество для обсуждения возможных проектов.  

Есть еще укрупненный способ целеполагания, основываясь на общей экономической ситуации в отрасли, с учетом нереализованного потенциала региона. Это очень приблизительный метод оценки, но такие целевые ориентиры мы наметили, это управленческий стимул для нашей команды. Однако пока они не утверждены, не буду их озвучивать. В частности, речь идет о нескольких территориях, которые должны быть выведены на принципиально новый уровень туристского сервиса и экономики.

 

Исторические рекострукции_фото Каргаполова (13).JPG

Событийные туризм последнее время на Южном Урале развивался достаточно успешно. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")

— Что будет с Центром развития туризма? Какие из его проектов будут продолжены, а с чем придется распрощаться?

 — Все проекты Центра развития туризма будут продолжены, но несколько в ином качестве. Самое успешное направление — событийные мероприятия, фестивали — остается в ведении Министерства культуры. Задачи по формированию и продвижению туристского продукта переданы Минэкономразвития, часть сотрудников Центра перейдет в наши подведомственные структуры. Нам предстоит перевести эту работу на более системную основу, в постоянном взаимодействии с бизнесом и муниципалитетами. В том числе, сформировать и обустроить знаковые для Челябинской области маршруты, организовать туры по наиболее ярким достопримечательностям, со сбалансированной логистикой и качественными сервисами, которые заинтересуют туристов и туроператоров из других регионов. Также речь идет о лучших форматах экотуризма, по опыту зарубежных национальных парков.

 «Открывается уникальное окно возможностей»

— В условиях кризиса, который спровоцировала пандемия, туризм оказался одной из самых пострадавших отраслей. И не только выездной. Закрыты наши драйверы — горнолыжки, санаторное направление, большая вероятность, что под ударом окажется вся система летнего детского отдыха... Вы уже думаете о реанимационных мероприятиях, когда это все закончится?

 — Если внутренний туризм в ближайшее время будет вновь разрешен, туриндустрия региона достаточно быстро восстановится. И мы очень рассчитываем на такое развитие событий, готовим дополнительные меры по реабилитации отрасли. Есть все основания полагать, что зарубежные туры возобновятся не скоро, а внутренние туристские потоки в нашей стране существенно возрастут и перераспределятся в пользу регионов.

Нам нужно быть готовыми представить конкурентоспособные предложения российским туроператорам, включая крупнейших игроков. В отдаленной перспективе — к открытию границ, по мере нормализации эпидемиологической ситуации в мире, необходимо подготовить сервисы к приему иностранных туристов. Мы консультировались с туроператорами из соседних регионов, которые специализируются на этом направлении, круг задач понятен. И падение курса рубля, негативное для многих сфер, применительно к туриндустрии резко повышает её конкурентоспособность. В определенном смысле, в оптимистичном сценарии, открывается уникальное окно возможностей для возрождения отрасли внутреннего и въездного туризма в Челябинской области, и мы не вправе его упустить.

Партнерские СМИ

pubDate=Fri, 25 Jun 2021 16:44:59 +0500
pubDate=Fri, 25 Jun 2021 16:20:56 +0500
pubDate=Fri, 25 Jun 2021 16:27:00 +0500
pubDate=Fri, 25 Jun 2021 15:39:00 +0500
pubDate=Fri, 25 Jun 2021 16:46:00 +0500
pubDate=Fri, 25 Jun 2021 16:45:00 +0500