Полит74
15 июня 2018, Автор: Наталья Окорокова

Челябинск предлагают превратить в экогород

В будущем Челябинск может превратиться в экогород, который концентрирует технологии и компетенции для нейтрализации негативных последствий развития промышленности. Такую концепцию предлагает группа экспертов, разработавших «Карту будущего развития городов».

Возможные тренды в развитии Челябинска обсудили сегодня, 15 июня, на заседании «Сигарного клуба» в клубе «Арома де Куба». Карту представил участникам беседы директор рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф» Дмитрий Довбня. Он пояснил, что документ разработан в Санкт-Петербурге, и описывает определенные тенденции, которые могут влиять на развитие российских городов. Учтены все сферы: экономика, культура, городское пространство, технологии, указаны возможные угрозы, перечислены нормативные акты.

35270086_256222704941655_4855945090633302016_n.jpg

- Выработано две гипотезы и три этапа реализации стратегии. Первый этап назвали «починка разбитых окон». Предполагается привести город в порядок. Второй этап – создание конкурентной среды, которая поможет убедить молодежь оставаться в городе, - рассказывает Дмитрий Довбня.

Главная гипотеза состоит в том, что Челябинск должен превратиться в экогород, который умеет работать с промышленным загрязнением. Город-эксперт, который собирает все технологии, помогающие в современном мире работать с нейтрализацией негативных последствий развития производства. Предполагается, что программа «разбитые окна» должна быть реализована до 2022 года. В течение 2020-2025 годов разрабатывается концепция создания технопарка и культурного кластера для молодежи. До 2023 года город должен собрать компетенции, начать привлекать предпринимателей и технологии, которые смогут нейтрализовать промышленный негатив.

Как отметил депутат городской думы Дмитрий Довженко, основной недостаток этого плана – отсутствие конкретных людей, которые могли бы реализовать такой проект. «Город - живой механизм, его нельзя по приказу отправить на переустройство. Всегда возникает вопрос – кто конкретно будет это делать? Пока я таких людей не вижу», - отмечает эксперт. По его мнению, для разработки стратегии развития Челябинску необходимо привлечь приезжих специалистов, например, из Москвы и Санкт-Петербурга.

35464239_256222864941639_7081713511264419840_n.jpg

Эту точку зрения разделяет исполнительный директор стартап-лаборатории «Проектный офис» Денис Безенков. По его мнению, в городе нет лидера, «хозяина», группы людей, которая взяла бы на себя ответственность за изменение городской среды. «Мы только пытаемся повторять, что делают другие города. У элит отсутствуют амбиции, никто не желает рискнуть и стать лидером. Город с точки зрения благоустройства и конкурентной среды не развивается. Всплески эпизодические, но не гармонизированы с общим развитием города», - убежден Денис Безенков.

35280309_256223588274900_6241925221666783232_n.jpg

Некоторые эксперты уверены, что любые предложения по кардинальному изменению города не будут восприняты большинством челябинцев, поскольку текущая ситуация их полностью устраивает. В этом уверен директор рекламного агентства «Элефант» Михаил Смирнов. Его точку зрения поддержал архитектор Дмитрий Ступин.

35300553_256222924941633_2772770267129184256_n.jpg

«Большинство челябинцев спокойно относятся к состоянию городской среды, все довольны. Должно возникнуть правильное целеполагание. Я осторожно отношусь к подобным картам, можно взять не те цели, которые нам подходят», - уверен архитектор.

35294724_256223011608291_2164951391661981696_n.jpg

Урбанист Лев Владов считает, что развитие города определяют вопросы текущего благоустройства. Если обеспечить челябинцам достойную окружающую среду, создать условия, дальше они сами определят, какой бизнес хотели бы развивать.

Директор газеты «Южноуральская панорама» Сергей Филичкин думает, что проблема самоидентификации и стратегии развития Челябинска возникла после деиндустриализации в 90-е годы. Раньше это был город-кузнец, все районы логичным образом строились вокруг промышленных предприятий. Затем заводы закрылись, Челябинск попытался стать городом услуг, но выяснилось, что на это нет денег.

 - Город должен что-то производить и продавать. У Челябинска нет своей ниши и идеи. Каждый город отстаивает свою нишу: порт, наукоград, шоу-рум, здравница, спортивная арена. А кто мы?, - ставит вопрос эксперт.

35401548_256223178274941_3599172522349690880_n.jpg

Участники дискуссии сошлись во мнении, что на сегодняшний день стратегией развития города является тактика: короткие шаги по текущему благоустройству и работа над изменением окружающего пространства.

Фоторепортаж Людмилы Потаповой

© 2010 ООО «Полит74»
E-mail: info@polit74.ru