Полит74
7 сентября 2007, Автор: Алла СКРИПОВА

Госзакупки станут прозрачнее

За рубежом работать на государство, получать заказы от муниципалитетов, администраций и провинций cчитается делом престижным и выгодным. В российской истории немало подобных примеров. Купцы с важностью заявляли о себе – поставщик двора Императорского Величества. В советское время заводы и предприятия гордились вкладом в освоение космоса и заказами «оборонки». В последние годы заметен рост интереса к государственным закупкам и у современных руководителей – от малого предпринимательства до крупного бизнеса. Развитие конкуренции, повышение прозрачности действий чиновников, борьба с взятками и искоренение коррупции – на это направлен федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он действует с 2006 года и постоянно подвергается изменениям. С октября 2007 года вступает в силу уже четвертая редакция закона.

Чиновников обкладывают флажками

Различные законодательные акты по госзакупкам принимались и ранее. Но фактически они были лозунгом, а не конкретным механизмом.

- Принятый в 1992 году федеральный закон «О поставках» распространялся только на федеральные и областные структуры, про муниципалитеты в нем не говорилось ни слова, - рассказывает заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Наталья Сапрыкина. - Проводить торги вроде бы нужно, а где и как публиковать извещения – вопрос открытый. Фактически можно было публиковать извещение о торгах в журнале «Мурзилка» и – считать миссию выполненной. Получал участник конкурса неполную документацию – извини, не повезло, проехали... С прошлого года действует единый порядок размещения заказа для всех уровней власти – федеральной, областной и муниципальной. Важнейшее нововведение – открытость и прозрачность конкурсных процедур. Все извещения и конкурсная документация публикуются в доступном для поставщиков из любых регионов источнике информации – Интернете. Участникам торгов не нужно ходить и кланяться чиновнику: дайте мне нужные бумаги. Установлен закрытый перечень требований к участникам размещения заказа, а также критерии определения победителя. Создан более жесткий механизм контроля: участники конкурсов получили возможность обжаловать действия заказчика, организатора торгов или конкурсной комиссии в административном порядке и реально влиять на ситуацию.

По данным управления ФАС по Челябинской области, в первом полугодии 2007 года сюда поступило около 170 жалоб. Из них 89 касались конкурсов и котировок по муниципальным заказам, 55 – по федеральным, 26 – по областным. Больше половины претензий признано обоснованными.

- Основная проблема для участия в государственных тендерах – конкурсная документация, не соответствующая закону, - считает директор по развитию страховой компании «ЮжуралАСКО» Инна Щеткина. За ее словами – богатый практический опыт, компания ежемесячно участвует в 16-18 конкурсах по госзакупкам. – Часто в качестве критерия определения победителя используется цена контракта. Но, к примеру, по ОСАГО такого быть не должно: стоимость страховки установлена государством и не может различаться у разных страховщиков. Другая проблема – четко не определены значения критериев. Например, заказчик пишет в конкурсной документации – «функционально-качественные характеристики». Что он имеет в виду под этим термином? Можно только догадываться, тем более что не всегда заказчики адекватно реагируют на уточняющие запросы. Иногда вообще в глаза бросается «заточка» условий конкурса под конкретного участника…

Типичные ошибки

Впрочем, зачастую организаторы конкурсов грешат нарушениями не со зла. Они не привыкли четко формулировать свои потребности, а значит и требования к продукции.

- Понимаете, нельзя написать в документации, к примеру, «шариковая ручка». Нужно указать ее характеристики, при этом они не должны подходить только под одного производителя или продавца, - поясняет Наталья Сапрыкина. – В Озерске как-то раз объявили конкурс на установку противопожарной сигнализации для школ. В условиях написали буквально следующее: с проектом можно ознакомиться в детских учреждениях. И что, участникам идти с карандашом в руках по детсадам и школам? В Снежинске проводился отбор исполнителей работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерного оборудования и сетей, газового оборудования. Заказчик не указал количество приборов, подлежащих поверке, то есть не определил объем работ (а это не позволяет рассчитать цену контракта). В результате выбран участник, чьи услуги не превышали по качеству предложения других претендентов, но при этом были дороже почти на 75 тысяч рублей. Бывает, что в один лот соединяют все, что ни попадя. Например, при покупке приборов для физкабинета объединили в один лот пробирки и видеооборудование. Ясно же, что продавцы пробирок не имеют отношения к видеопродукции и наоборот. Значит, эффективного расходования бюджетных средств – а это главная цель всех торгов, уже не будет.

Однако и сами участники торгов далеки от идеала. Многие из них полагают, что в заявке достаточно написать «согласно условиям конкурсной документации», и победа обеспечена. Потенциальные поставщики не указывают технические характеристики продукции: мол, зайдите, на сайт производителя и сами прочитайте все, что вам нужно. Закон же четко гласит: участник должен представить ВСЕ условия исполнения контракта.

- Конкурсная комиссия не должна никуда заходить, заглядывать, залазить и выискивать! – улыбается Наталья Сапрыкина. - Она должна взять заявку и все прочитать там. Например, в Челябинское УФАС жаловалась компания, которую не допустили к конкурсу по отбору поставщиков компьютерных классов для школ. Заявитель посчитал неправомерным требование конкурсной документации о гарантийном сроке в три года на все оборудование, а также, что в случае возникновения сомнений члены комиссии могли получить сведения о характеристиках техники на официальных сайтах производителя. Однако управление признало доводы заявителя необоснованными. Конкурсная комиссия принимает решение исключительно на основе данных, представленных в заявке, и не вправе ничего уточнять на сайтах или в иных источниках. Что касается гарантийного срока, то он определяется соглашением сторон. И может быть более длительным, чем установленный изготовителем, поскольку продавец вправе взять «дополнительные» гарантийные обязательства на себя. Это элемент конкурентной борьбы, который может и должен быть использован в государственных закупках.

Очень часто поставщики невнимательно относятся даже к оформлению заявки. Написано в конкурсной документации «прошейте, пронумеруйте» - не делают, сказано «заполните в форме таблицы» - игнорируют. Между тем незнание закона, элементарная невнимательность предпринимателей ведут к проигрышу, а то и вообще к срыву торгов. Так, компания, предложившая цену выше начальной, по закону отстраняется от участия в конкурсе. Зачастую обе стороны (заказчик и участник) оставляют себе пути для отступления. Мол, ладно, что-то мы не обговорили, не уточнили, потом, после заключения контракта допишем. А этого не допускается.

Нововведения

По мнению заместителя начальника управления муниципального заказа Челябинска Павла Подшивалова, из последних поправок в закон «О размещении заказов…» особо нужно выделить ту, что связана с изменением суммы котировочного запроса. Если раньше это было 250 тысяч, то теперь 500 тысяч рублей. То есть теперь конкурсы проводятся только при закупке товаров на сумму, большую, чем полмиллиона рублей. Плюс в том, что запрос котировок – это упрощенная процедура, на нее тратится меньше времени, чем при организации конкурса. А, значит, заказчик может выбирать - закупить товар по упрощенной процедуре, либо провести конкурсную процедуру. Кроме того, для большинства муниципальных заказчиков в эту сумму как раз и укладывается основная часть потребностей.

- Очень актуальное изменение касается размещения заказов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту – с 1 января 2008 года оно будет осуществляться только путем проведения аукционов, - считает Павел Подшивалов. – Что касается квалификационных требований к участникам конкурсов, то отношение законодателя к ним постоянно меняется. В первом варианте закона все требования к квалификации участников были исключены. Но на практике заказчики столкнулись с проблемой: некоторые фирмы берутся за дело, не понимая уровня ответственности, не зная элементарных принципов работы, не имея необходимой рабочей силы, материальной базы и так далее. Отрицательный опыт заставил внести поправки о требованиях к квалификации участников аукционов на строительные, аварийно - спасательные работы, медицинские услуги.

Участникам конкурсов и тендеров стоит обратить внимание и на изменение порядка обжалования конкурсных процедур. С 1 октября срок рассмотрения жалобы сократится с десяти до пяти дней. Чиновникам и компаниям будет накладнее жульничать при госзакупках. Размеры штрафов серьезно увеличены. Для чиновников он вырастет в 2,5 раза (до 30 000-50 000 руб., после чего фактически гарантировано увольнение), ответственность с сотрудников компаний перейдет на юрлицо и вырастет в 25 раз (300-500 тысяч руб.). Наибольший штраф грозит за неопубликование информации о размещении заказа и неисполнении предписаний ФАС. Кстати, это самые распространенные нарушения, но раньше ФАС не могла наказывать за них рублем – выносились лишь предписания.

Наша справка

Федеральные учреждения обязаны размещать извещения о закупках на официальном сайте правительства Российской Федерации www.zakupki.gov.ru. Региональные закупки - на официальных сайтах субъектов РФ. Например, информацию о закупках Челябинской области можно найти на сайте Главного управления материальных ресурсов Челябинской области www.chelgumr.ru, Свердловской — www.zakupki.midural.ru, Тюменской — www.eco.tmnobl.ru, Оренбургской — www.uprsnab.ru, Курганской —www.pgz.kurganobl.ru, Башкортостана — www.goszakaz.bashkortostan.ru, ХМАО - www.ozhmao.ru, ЯНАО — www.torgi.yanao.ru.
Помимо этого, на региональных сайтах указаны адреса сайтов муниципальных образований соответствующего субъекта РФ. Например, закупки столицы Южного Урала – Челябинска освещаются на сайте www.cheladm.ru, Златоустовского городского округа – на www.omr.zlatadm.ru, Магнитогорска - www.magnitog.ru.
С 1 января 2010 года будет действовать единый общероссийский портал для размещения информации о госзакупках.

На фото Ольги ТИТОВОЙ: От ластика до парты - теперь все закупается на тендерах.





© 2010 ООО «Полит74»
E-mail: info@polit74.ru