Полит74
28 октября 2009, Автор: Cветлана ШЛЫКОВА

«Каждый тянет бюджетное одеяло на себя»

Вчера в Законодательном собрании Челябинской области состоялись публичные слушания по проекту бюджета на 2010 год. Теперь столица Южного Урала знает, чего ей ожидать в денежном плане. Пока «бюджетный паровозик» дошёл до Челябинска, в пути потерял доходные полномочия, но приобрёл расходные.

Накануне слушаний председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской думы Сергей Колесник пояснил, что тенденция для всех ясна: каждый уровень бюджетной системы начинает потихонечку натягивать одеяло на себя. В смысле: доходные источники - себе, расходные полномочия – другим.

- Город – самый низший уровень бюджетной системы и, конечно же, ничего очень хорошего мы не ждём, - сказал Сергей Валерьевич. -Опасения продиктованы конкретными фактами. К примеру, теперь финансировать отдых детей вместо Фонда социального страхования будут регионы. То есть бюджет на следующий год и так сокращается, а ещё и эти затраты придётся нести. Для Челябинска финансирование из ФСС на летнюю оздоровительную кампанию в этом году составляло двести миллионов рублей. А, представляете, по всей области каковы затраты? Миллионов шестьсот, не меньше. И они лягут на регион, который будет вынужден эти деньги находить. Находить как? Забирая из других строк бюджета. Так что федеральный, региональный и городской бюджеты очень взаимосвязаны.

Когда на заседании правительства области представили проект регионального бюджета, глава Челябинска Михаил Юревич высказал своё недовольство. Радоваться оказалось не чему. Возникло много вопросов. Например, по гемодиализу. Как выясняется, теперь эту процедуру очищения крови, которая жизненно необходима многим челябинцам, должен финансировать город. Сумма достаточно большая – около шестидесяти миллионов в год. По мнению челябинских властей, это уже никакая не первичная помощь, а именно такая входит в расходные полномочия муниципалитета. Первичная, это когда тебе руку забинтовали, какое-то лечение провели, операцию сделали. А требующая огромных затрат помощь в сумме 500 тысяч рублей на больного ежегодно с использованием искусственной почки уже называется высокотехнологичной. Следовательно оплачивать её должен региональный бюджет…

- Есть вопросы, связанные с выплатой зарплаты милиционерам, - отмечает Сергей Колесник. - В последнее время она увеличивалась и финансировалась из вышестоящих бюджетов, а сейчас в этом отказано. И кто должен её платить, пока непонятно. А бюджет Челябинска ведь сокращается. Основная масса поступлений в него - это налог на доходы от физических лиц. А доля закреплённого за нами областным бюджетом подоходного налога, как я уже и предсказывал, уменьшена. Если раньше мы получали 6,98 процента от НДФЛ, то в следующем году нам оставляют три процента. Мы потеряем на этом семьсот миллионов рублей. Огромные деньги. В расходах же дополнительная нагрузка: со следующего года отменяется льгота по налогу на имущество муниципальных организаций и по транспортному налогу. А это дополнительные 300 миллионов.

Выступать на публичных слушаниях Сергей Колесник не собирался. Сказал, что надеется, что удастся решить все вопросы в рабочем порядке. Депутаты гордумы направили обращение губернатору и надеются на его поддержку и понимание. (Но не забывают и про народную мудрость «Мажут то колесо, которое скрипит».)

Сами публичные слушания по поводу принятия проекта регионального бюджета принесли кому повод для радости, а кому и для печали. Представители многих муниципалитетов были довольны. Выступая, некоторые говорили, что очень рады, что произошёл переход на принцип распределения денег по бюджетному обеспечению. А вот Челябинск от этого только в проигрыше.Дело в том, что раньше больше финансовых средств выделялось тем городам, в которых проживает много народа. То есть чем крупнее населённый пункт, тем больше он получал. А теперь больше получает тот, у кого меньше денег.

Впрочем, у областного центра всё-таки появился повод для радости. Хотя льготу по налогу на имущество муниципальных организаций заберут, её обещали компенсировать. Так что не всё так плохо, как казалось изначально.

Проект бюджета Челябинской области на 2010 год был разработан «на основе умеренного варианта прогноза социально-экономического развития области на 2010 год с учётом положений бюджетного послания президента РФ, а также концепции реформирования межбюджетных отношений и бюджетного процесса до 2013 года, утверждённой правительством РФ». Так ещё до публичных слушаний сказал первый заместитель министра финансов Южного Урала Андрей Пшеницын. По его словам, доходы областного бюджета в 2010 году должны составить 61 млрд. 110,6 млн рублей в целом, со снижением к плану 2009 года на 13%. Расходы - 67 млрд 709,5 млн рублей или на 14,3% меньше плановых расходов текущего года. Дефицит бюджета составит 6 млрд 598,9 млн рублей. На 80% доходы областного бюджета будут сформированы за счёт собственных – налоговых и неналоговых – доходов 48 млрд 738,2 млн рублей. Основными доходными источниками будут налог на доходы физических лиц – 34,9%, налог на прибыль организаций – 27%, налог на имущество организаций – 17,4%, акцизы – 15,3%.

Изменения законодательства, планируемые на региональном уровне, позволят увеличить доходы областного бюджета на 1 млрд 619 млн рублей. Например, это будет сделано за счёт отмены льгот бюджетным учреждениям по транспортному налогу и налогу на имущество и повышения ставок транспортного налога. Последнее означает, что муниципалитетам придётся тяжелее. Их лишат части доходов в пользу регионального бюджета.

Но несмотря на сохранение напряжённой ситуации с наполняемостью бюджета, бюджетная политика в сфере расходов ориентирована на финансовое обеспечение социальных обязательств в полном объёме. На официальном сайте губернатора Челябинской области отмечается, что средства на оказание социальной поддержки населения, предоставление льгот и выплат предусмотрены в полном объёме с учётом изменения численности получателей указанных мер, а также роста цен и тарифов. Более 75% бюджета с учётом межбюджетных трансфертов составят расходы: по социальной политике - с приростом 37% по сравнению с 2009 годом, по образованию – с приростом 2%. Расходы в сфере культуры – с приростом на 15%. В 2010 году фонд оплаты труда работников бюджетной сферы и органов государственной власти Челябинской области сохранён на уровне 2009 года. Стипендиальный фонд для учащихся областных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования также предусмотрен на уровне текущего года.

Средства на поддержку отраслей экономики составят 8 млрд 395,8 млн рублей, в том числе: финансирование дорожного хозяйства предусмотрено в сумме 2 млрд 800 млн рублей с приростом к ожидаемому исполнению за 2009 год на 37,7%, сельского хозяйства – в сумме 749 млн рублей. Финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства составит 581,7 млн рублей.

© 2010 ООО «Полит74»
E-mail: info@polit74.ru