Полит74
19 сентября 2008, Автор: Татьяна КОЖЕВНИКОВА

Инновации против коррупции

Коррупция, пожалуй, одна из древнейших проблем человечества, с которой с переменным успехом пытаются бороться во все времена. И, в общем-то, иллюзий по поводу того, что однажды ее удастся решить окончательно, сегодня никто уже не строит. Пока есть деньги и люди, которым хочется денег, ситуация в корне не изменится.

«Не нужно переводить активы на семидесятилетнюю тещу!»

А вот доведение коррупции хотя бы до социально терпимого уровня – задача вполне решаемая. Так считают участники круглого стола «Инновационные пути противодействия коррупции», организованного ЧРОР «ПРОМАСС», деловым журналом «Бизнес-ключ» и ООО «Тактика».

- Даже самый жесткий российский правитель Петр I потерпел в борьбе с коррупцией неудачу, - напомнила главный редактор издания Любовь Чудинова. – Впрочем, ужесточения и угрозы никогда не давали результата. Дело во внутреннем табу и в четком законодательстве. К сожалению, многие законы себя дискредитировали. Повсюду царит бюрократия – власть бумаги. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не определимся с тем, что можно, а что нельзя.

В течение круглого стола политики, экономисты и бизнесмены не раз вспомнили антикоррупционную инициативу президента РФ Дмитрия Медведева, включающую в себя как создание комплекса законодательных мер, так и внедрение инновационных технологий. Однако, по мнению участников мероприятия, одними этими мерами успеха не добиться. Нужно, чтобы менялось мировоззрение людей.

- Бизнесу как одному из участников экономического процесса важно поддержать инициативу по борьбе с коррупцией, - отметила в своем выступлении исполнительный директор «ПРОМАСС» Наталья Макарова. – Для этого нами и организовано сегодняшнее мероприятие. Нам нужно понять, насколько общество готово обсуждать проблему коррупции, искать пути ее решения, в том числе и для нашего региона. И, конечно, нужно определиться и со взаимодействием бизнеса, власти и общества в современных условиях.

Разработка антикоррупционной законодательной базы в нашем регионе уже ведется. 28 августа этого года Законодательное собрание области начало рассмотрение регионального законопроекта «О противодействии коррупции». Между первым и вторым чтениями депутаты решили взять паузу, чтобы доработать закон.

- Опираясь на положительный и отрицательный опыт, закон должен выработать системный подход к проблеме, - сказал председатель комитета ЗСО по законодательству Анатолий Брагин. – И это невозможно сделать кавалерийскими темпами. Также нам хотелось бы свериться и с положениями одноименного федерального закона, который Государственная Дума рассмотрит в обозримом будущем. Сам я как юрист, отработавший на этом поприще четверть века, могу сказать, что, прежде чем ставить задачи, нужно понять причины явления и разбираться с ним обстоятельно. Иначе может выйти и так, что вся эта борьба сведется лишь к нанесению точечных ударов. Да и накажут не тех, кого надо. А нам необходимо ухватиться за главное звено, чтобы вытащить всю цепочку.

Затем Анатолий Брагин пустился в небольшой исторический экскурс, правда, в недалекую от нас эпоху 1990-х, когда и произошло объединение экономической преступности и власти. По мнению парламентария, теперь пришло время для того, чтобы провести хирургическую операцию по отделению друг от друга власти, бизнеса и преступности в масштабах всей страны.

Причем Анатолий Иванович вовсе не против того, чтобы бизнесмены шли во власть. Он считает, что бизнес готовит хорошие управленческие кадры. Но бизнесмены, занявшие места в органах власти, по его мнению, должны в открытую говорить о своих интересах, ведь они у них, несомненно, будут, скажем, при распределении дотаций.

«И не нужно, идя во власть, переводить активы на семидесятилетнюю тещу», - намекнул председатель комитета по законодательству на еще одну прижившуюся на российской почве тенденцию. Бывает такое, что бизнесмен, заняв высокое государственно кресло, оказывается гол как сокол: ни заводов, ни фабрик, ни прочей недвижимости за душой…

Пришлось за круглым столом вспомнить и об идущей в России административной реформе. В ее рамках создано множество регламентов, прописывающих порядок оказания органами власти различных услуг, проведения конкурсов и сделок, но никто еще не пострадал за нарушение установленных норм. Получается, что система не работает. В случае с антикоррупционным законом хочется этого избежать, но для того чтобы он обеспечил системный подход к проблеме, нужен не один год работы.

Заместитель министра экономического развития Челябинской области Игорь Лашманов в своем выступлении затронул практические способы борьбы с вышеозначенным «мировым злом». Конкурсы и аукционы должны стать более открытыми, считает чиновник. Ведь в таком случае аукционы работают на понижение, что позволяет экономить бюджетные средства. К тому же, чтобы экономить бюджетные деньги, важно привлекать для реализации проектов и федеральные средства на приоритетных началах.

- А заказчикам нужно профессионально подходить к организации конкурсов, - говорит замминистра. – С октября прошлого года согласно изменениям, внесенным в административный кодекс, председатель и члены конкурсной комиссии несут ответственность в виде штрафа. Но все же они ухитряются находить лазейки, особенно, когда дело касается строительных объектов. А когда доходит время до сдачи объекта, иногда выясняется, что подрядчик не справился…

И вновь начинается сложная работа по организации нового аукциона. Перерабатывается проектно-сметная документация, проводится обучение членов комиссий, выбирающих подрядчиков и стройматериалы, и так далее. Кстати, здесь выясняется и еще одно несовершенство законодательства: цена проекта определяется всего один раз и изменяться не может. А цены на те же стройматериалы растут, и инфляцию никто не отменял… Вот и приходится подрядчику укладываться в установленную сумму, что на практике порой означает одно – халтурить.

Конечно, строительство – это отдельная тема, но общий момент с выработкой антикоррупционных мер у нее есть. Конкурсы должны стать прозрачными, а для подрядчиков пора вводить моду на добросовестность. К примеру, составить «черный список» подрядчиков, с которыми никому не захочется иметь дела. А пока – и участники круглого стола это признают – нередки случаи и «заточки» конкурсов под определенных заказчиков, и случаи так называемого «отката», когда победитель конкурса «делится» с чиновником полученными на реализацию проекта средствами.

Вывод из всего вышеизложенного один – необходима качественная работа с законодательством и подготовка всех необходимых поправок для его реального совершенствования. И, конечно, сотрудничество бизнеса и власти, желание бизнеса легитимно отстаивать свои права. «Нужно, чтобы менялись не частности, а постоянные вещи», - справедливо заметила Надежда Макарова.

Проще дать взятку, чем бодаться с законами

К сожалению, и региональный опыт подтверждает эту неприятную истину, высказанную на круглом столе Федором Кирсановым, руководителем региональной приемной полпреда президента РФ в УрФО, а также руководителем Челябинского филиала комиссии по борьбе с коррупцией.

- Самое страшное, - говорит он, - что понятие коррупции стало всеобъемлющим. И чем больше принимается законов, тем сложнее с ними разбираться. Большую роль играет и человеческий фактор – люди во все времена как брали, так и берут. Борьба с коррупцией – это не только законы, но и подбор людей. И здесь всплывает насущная проблема кадрового голода. Людей не хватает, одни и те же кадры попросту перемещаются с места на место. Направление, обозначенное президентом, без поддержки общества реализовать невозможно. Но и пока на федеральном уровне не разработано четкой системы действий, пока не найдены источники проблемы, все сводится к обычному поиску «стрелочника». Пока бизнес и правоохранительные органы не будут идти в ногу, все, чем мы занимаемся, - лишь словоблудие.

Федор Кирсанов рассказал собравшимся о том, что, когда заместитель полпреда Виктор Басаргин проводил прием в Челябинской области, подавляющее большинство вопросов от представителей малого и среднего бизнеса касались именно коррупции. Отметил он и сложности ведения следствия по таким делам. Предприниматели, как правило, начинают протестовать лишь тогда, когда проигрывают конкурс. А чтобы привлечь виновных к ответственности, если при проведении конкурса действительно были нарушения, нужно доказать их умысел, что практически невозможно.

- Мы открыты, чтобы получать информацию о противоправных фактах, - сказал Федор Кирсанов. – И сейчас необходимо работать над созданием имиджа добропорядочного гражданина, готового к борьбе с коррупцией.

А Владимир Брижанин, член Совета Челябинского областного отделения «Опора России», отметил и важность антикоррупционного просвещения населения. Среди возможных способов донесения знаний до общества – введение спецкурсов для студентов, привлечение к работе общественников и ученых.

Говорилось на круглом столе и о важности повышения статуса чиновников, среди которых, как не раз было замечено, много и порядочных людей. Одни чиновники имеют несомненные преимущества перед другими. Те же судьи получают очень большую зарплату, а при выходе на заслуженный отдых – право на пожизненное содержание. Другие живут от зарплаты до зарплаты.

«А голодный чиновник – самый страшный зверь», - пошутил кто-то из присутствующих.
Поэтому и требуется четкое законодательное регулирование статуса судей, депутатов, должностных лиц органов местного самоуправления, членов избирательных комиссий и прочих чиновников.

Компьютер взяток не берет

Рассуждения о том, как должно быть и что нужно делать, конечно, важны. Однако без конкретных дел ни одна проблема с места не сдвинется. В Челябинской области уже есть попытки решения проблемы коррупции на практике. Так, в городе Коркино был создан многоцелевой центр по оказанию государственных и муниципальных услуг, благодаря чему там удалось упорядочить работу с населением. Это, безусловно, передовой опыт, который следует использовать и другим муниципалитетам, но пока они в этом плане особой активности не проявляют.

Важно и создание реестра муниципальных услуг, чтобы гражданам было проще их получать. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и поэтому данное звено зачастую выпадает из правового поля. А ведь именно в этих органах оказывается больше всего услуг населению. К тому же, есть необходимость и проверки действующих и принимаемых законов на «взяткоемкость».

Увязан вопрос противодействия коррупции и с инновациями. И бороться с коррупцией, по мнению представителя ООО «Тактика» Максима Вершинина, сегодня должен компьютер. Машина принимает решения беспристрастно, а также все финансовые операции проводит по безналичному расчету, который контролируется идеально.

ООО «Тактика» презентовало на круглом столе электронную тендерную площадку, с помощью которой сделки можно заключать через Интернет. Пока создатели площадки хотят опробовать ее на сделках до 100 тысяч рублей (неконкурсная сумма). Работа на такой площадке будет вестись достаточно просто. Каждый участник тендерной площадки сможет зарегистрироваться и получить свой личный кабинет, где разместит всю необходимую информацию о себе и своем товаре или услуге. В режиме реального времени можно будет просмотреть все списки предоставляемых на площадке товаров и услуг и заключить сделку.

Тендеры могут публиковаться и в открытом, и в закрытом виде. В момент тендера будет формироваться и среднестатистическая цена (так называемая «цена качества», а не минимальная цена). Конечно, электронные методы будут прозрачными, а работа на площадке – предсказуемой и проверяемой. К тому же, себестоимость закупа на электронных торгах снижается на 5-15%.
Участников круглого стола предложенный проект заинтересовал, и они решили внимательно его изучить и оценить, насколько он адаптирован для проведения государственных закупок и к действующему законодательству.

Но, как было отмечено в конце мероприятия, не бывает инновационной экономики, а бывают инновационные люди (под этим определением подразумевался порядочный, активный, понимающий человек). Словом, круглый стол получился круглым не только по форме, но и по содержанию. Ведь о каких только аспектах борьбы с коррупцией не говорили его участники, все равно они вернулись к человеку, к мысли о том, что все зависит от его отношения к делу. И, пожалуй, были правы.

© 2010 ООО «Полит74»
E-mail: info@polit74.ru