Полит74
24 апреля 2008, Автор: Сергей НИКОЛАЕВ

Почем хлеб для народа?

Идея «народного хлеба», которым решил накормить южноуральцев первый вице-губернатор, насквозь оказывается некоей «обманкой». Начиная от цены, которая отнюдь не такая низкая, как обещалось, и заканчивая сомнительной сделкой в отношении заводов, которые производят этот продукт.

Булка «Свердловская»

Вопросы начинаются с заводов-производителей, выпускающих «народные буханки». Почему, спрашивается, эти предприятия отданы свердловчанам? И на каких условиях? Не известно. Известно лишь, что Челябинская область получила блокирующий пакет акций – 25 процентов плюс одна. Предприятия же фактически вошли в состав структуры одиозного Малика Гайсина.

Про Гайсина говорят разное. Но больше плохого. Одни утверждают, что множество предприятий в Свердловской области досталось ему в результате силового захвата в начале 90-х. Другие вспоминают 1995 год, когда кампания Гайсина на выборах в Госдуму была признана одной из самых дорогих и грязных. Причем, избравшись в парламент, Малик Гайсин ничем особым там себя не проявил, а вот бизнес свой значительно расширил. Третьи цитируют периодическую печать двухлетней давности: «В настоящее время на различных стадиях банкротства только в Свердловской области находятся 14 предприятий, подконтрольных Малику Гайсину».

С некоторых пор в состав финансовой империи Малика Гайсина стали входить хлебозаводы Свердловской области. А там дело дошло и до южноуральских. «Посмотрите, кто именно стараниями правительства появился на пищевом рынке Челябинской области! Формально главные инвесторы «народного хлеба» - Южноуральский и Еманжелинский хлебозаводы - принадлежат неким московским фирмам «Вагран» и «Актай-М» и екатеринбургской «Индра-М». Фактически же за ними стоит один из крупнейших свердловских олигархов Малик Гайсин. Ему же теперь практически задаром отдают и Коркинский хлебокомбинат. Неплохой пищевой кулак сколачивает на Южном Урале свердловчанин! И делается это при явной поддержке областных властей», - писали еще несколько лет назад челябинские СМИ.

Накормят через силу

Однако несмотря на мощь свердловского воротилы и всяческую поддержку со стороны всемогущего Андрея Косилова, холдинг «Народный хлеб» так и не смог составить достойной конкуренции крупным южноуральским хлебопроизводителям. Предприятия, перед которыми в 2002 году была поставлена задача осчастливить народ недорогим хлебом, справлялись с нею слабовато – уровень их рентабельности был предельно низким, зато изношенность оборудования – высокой. Дотировать хлебокомбинаты холдинга, чтобы обеспечить сниженную цену продукции для потребителя, не предполагалось.

Несколько лет работы предприятий холдинга с периодическими срывами по качеству продукции, увы, не сумели вывести «Народный хлеб» в лидеры рынка. Для того самого народа, о котором так заботится Косилов, его благая инициатива и вовсе прошла незамеченной: «народный хлеб» присутствовал главным образом на агровыставках.

Нынче продукция холдинга наконец-то приобрела широкую известность среди населения. Правда, дело не в конкурентоспособности, а в масштабной кампании по продвижению «Народного хлеба», которую развернул первый вице-губернатор. Методы отличаются разнообразием: от рекламирования продукции холдинга в СМИ и показательных дегустаций до силовых приемов. Сегодня Андрей Косилов в открытую навязывает «народный хлеб» торговым предприятиям, а строптивым угрожает лишением лицензии на торговлю алкоголем. Здесь возникает еще один вопрос, почти риторический: на каком основании и с какой целью высокопоставленный чиновник так усердствует в лоббировании интересов частной бизнес-структуры?

Дешевизна «народных буханок» - это вопрос третий. Обещания первого вице-губернатора, что цена «народного хлеба» будет на три-четыре рубля ниже, чем на продукцию ведущих производителей, реализуются с точностью до наоборот. Установить факт обмана покупателя проще простого – достаточно положить буханку на весы. При небольшой разнице в цене с продукцией крупных комбинатов «народная булка» явно проигрывает в весе. Нехитрый подсчет покажет: доверчивый потребитель, который заслушался Андрея Косилова и предпочел «народный хлеб», в итоге переплачивает за «дешевую» буханку. Кто желает убедиться – может проверить. Хотя такое недоверие может первого вице-губернатора огорчить.

Почему-то во всей своей бурной деятельности – связана ли она с ценами на хлеб или с монетизацией льгот – Косилов принимает за аксиому заблуждение, что в области нет людей, способных думать и анализировать применительно к реальности то, что звучит из его уст.

© 2010 ООО «Полит74»
E-mail: info@polit74.ru