19 июля 2007, 15:01 Автор: Арина БОЛДИНА

Подорожает ли строительство метро?

Правительство Челябинской области разработало три варианта смены собственника горнопроходческого комплекса «Ловат». Один из вариантов – привлечь его в качестве уставного капитала акционерного общества «Челябметрострой». Что, по оценкам экспертов, может привести к удорожанию строительства челябинского метрополитена на 100 млн. рублей в год.

Напомним, эксплуатация ТПМК «Ловат» метростроителями («Челябметрострой») с 2004 года по настоящее время признана неудовлетворительной. Комбайн много месяцев простаивал без работы по самым разным причинам, включая поломки оборудования. В итоге плановые объемы сооружения первой ветки тоннеля в депо выполнялись с большим опозданием. Подрядчики не успевали осваивать выделенные деньги.

Ситуация заставила областное правительство задуматься над эффективностью работы горнопроходческого комплекса. В связи с чем в Министерстве промышленности и природных ресурсов Челябинской области разработали три варианта смены собственника ТПМК «Ловат».

По одному из них горнопроходческий комплекс «Ловат» должен быть передан в аренду городу, по другому – заказчику строительства подземки «Челябметротрансстрою». Третий вариант предполагает инвестировать ТПМК «Ловат» в качестве части уставного капитала АО «Челябметрострой».

Как объяснили «Полит74» в областном правительстве, окончательное решение по этому вопросу еще не принято. Между тем, последний вариант передачи комплекса подрядчику, уже неоднократно доказавшему свою несостоятельность, вызывает по меньшей мере недоумение.

По словам специалистов заказчика «Челябметротрансстрой», при таком развитии событий резко возрастает стоимость погонного метра тоннеля – в 1,7 раза. По подсчетам экспертов, бюджет понесет единовременно порядка 100 миллионов рублей дополнительных затрат. При этом под эти деньги не будет выполнено никаких физических объемов.

Альтернативные варианты решения проблемы: передать ТПМК в аренду МУП «Челябметротрансстрой» или сделать МУП «ЧМТС» балансодержателем – выглядят более предпочтительными.

Как показывает опыт строительства метрополитена в других городах Российской Федерации, подобное оборудование практически всегда находится в собственности муниципальных предприятий. Данная схема позволяет снизить издержки на сооружение метро, потому что обычно подрядные организации не заинтересованы в снижении стоимости работ, а организации-заказчики, наоборот, заинтересованы в удешевлении стройки. При определении МУП «ЧМТС» балансодержателем (арендатором) схема расчетов за использование ТПМК, действующая на сегодня, не изменится, Следовательно, не произойдет и немотивированного удорожания строительства.

Заинтересованные стороны надеются, что при принятии окончательного решения область будет руководствоваться, прежде всего, интересами стройки и не допустит удорожания строительства. Впрочем, крайний вариант – передачи «Ловата» подрядчику, по всей видимости, уже исключен. На последнем штабе по строительству челябинского метрополитена губернатор Петр Сумин прямым текстом дал понять, что крайне недоволен работой «Челябметростроя» и министра строительства Валерия Шопова.

Итогом совещания стало поручение главе города Михаилу Юревичу и первому вице-губернатору Владимиру Дятлову в недельный срок разработать новый план вывода процесса строительства челябинского метрополитена из кризиса. Вплоть до привлечения новых подрядных организаций из Москвы и Казани. Петр Сумин также поддержал предложение челябинского мэра о покупке еще одного горнопроходческого комплекса. К 2012-му году метро в Челябинске должно быть запущено. До этого срока нужно успеть сделать практически невозможное. Но как уже показала практика, силами одного «Ловата» и «Челябметростроя» метро в городе вряд ли вообще появится.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск