9 марта 2007, : Автор: Елена ИЛЬИНА

Бюджет открыт

Горожане готовятся к публичным слушаниям по исполнению прошлогоднего бюджета Челябинска. Общественники считают, что бюджет должен быть максимально прозрачным. Председатель комиссии Челябинской гордумы по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Алексей Севастьянов в качестве примера привел бюджетную отчетность Санкт-Петербурга – объемный документ, где можно найти данные о расходах на каждую школу, больницу, детский сад. Челябинская общественность желает видеть нечто подобное. Как сказал Юрий Гурман, тогда контролировать бюджетный процесс будет проще.

Вопрос о прозрачности бюджета был вынесен на сегодняшнее внеочередное заседание общественного совета при постоянной комиссии гордумы по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Участники встречи пришли к выводу: в том виде, в котором бюджет сейчас предлагается для обсуждения, он доступен пониманию разве что узких специалистов.

Форма информирования горожан о доходах и расходах стала предметом оживленной дискуссии. По словам начальника отдела гордумы по бюджету и налогам Ирины Трусковой, существуют определенные требования к документам, которые обеспечивают их единообразие на всех уровнях: от федерального до районного. Однако председатель совета Юрий Гурман сослался на статью 241 Бюджетного кодекса. Она гласит, что органы местного самоуправления могут самостоятельно утвердить форму отчетности.

Ирина Трускова как специалист по бюджету провела для собравшихся своеобразный ликбез. Она рассказала, что городская казна складывается из областных поступлений и собственных доходов – примерно 50 на 50. Основной источник «заработка» муниципалитета – налог на доходы физических лиц и местный земельный налог. Примерно 10 процентов бюджета составляют неналоговые доходы от муниципальной собственности. Что касается расходов, то 70 процентов средств уходит в социальную сферу: здравоохранение, образование, социальную защиту, культуру и спорт. Поэтому бюджет Челябинска все признают социально ориентированным. Более того, муниципалитет берет на себя ответственность за финансирование сфер, лежащих за пределами его полномочий. Например, расходы на оплату льготного проезда в общественном транспорте.

Именно с разграничением полномочий властных структур разных уровней и связаны главные трудности в понимании межбюджетных отношений. Общественники долго сражались с сухими цифрами и даже нашли некоторые расхождения в данных. К публичным слушаниям – а они назначены на 13 марта – подобные недочеты будут устранены.

На совете было высказано предложение: неплохо, если каждое управление администрации подготовило бы собственный подробный отчет об исполнении бюджета ушедшего года. Это помогло бы обеспечить большую прозрачность. Кроме того, участники совета предлагают провести сравнительный анализ с бюджетным процессом прошлых лет. Предложение вполне разумное. Например, на здравоохранение потрачено, скажем, два миллиарда рублей, рассуждают общественники. Много это или мало? Достаточно или нет? Есть смысл вникнуть в нормативы и сравнить их с фактическими затратами.

Таким образом, обсуждение прошлогоднего бюджета – это своеобразная работа над ошибками. Она позволяет скорректировать финансовую деятельность в году текущем: грамотно распланировать и с умом освоить. Кстати, с освоением финансирования есть проблема. При нехватке средств во многих областях управления не могут потратить все отпущенные им деньги, что называется, до копеечки. Общественники пытаются докопаться до причины такого положения дел: неверное планирование расходов, несвоевременное поступление средств или нерасторопность исполнительной власти? На публичные слушания решено пригласить начальников двух самых финансово емких управлений мэрии: здравоохранения и образования. Виталию Тесленко и Александру Кузнецову предстоит ответить на вопросы горожан.

Это будут уже третьи публичные слушания в Челябинске. А по исполнению бюджета – первые в истории города. По словам председателя совета Юрия Гурмана, не стоит бояться того, что не все пока еще понятно в документах. Главное, что власть и общественность ведут диалог. Обе стороны учатся формировать муниципальную политику вместе. В конкретном случае речь идет о формировании бюджета таким образом, чтобы в первую очередь были учтены интересы горожан.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск