Персонажи Шагала не ходят по земле, а как бы парят над нею, - убедились посетители новой экспозиции в картинной галерее

06.03.2013 14:06 Автор: Виктория ОЛИФЕРЧУК.
#

В Челябинской картинной галерее открылась выставка иллюстраций Шагала к «Мертвым душам» Гоголя. Специалисты в один голос называют ее уникальной

— Чем? — первый вопрос дотошных журналистов адресован директору музея искусств Станиславу Ткаченко.

— Всем, — разводит руками Станислав Олегович. — Ну, во-первых, имена говорят сами за себя: Шагал и Гоголь. Тома Николая Васильевича хранятся в каждом доме, а вы где-нибудь видели офорты Шагала? Нет. Они имеются лишь в Третьяковке, Эрмитаже и на родине Шагала — в Витебске. В регионах это первая выставка.

Точнее, вторая. Первая прошла в Екатеринбурге, и вот теперь офорты Шагала приехали к нам. Еще одна особенность интересна в большей степени специалистам. Дело в том, что Шагал не только лично выбрал произведение, которое собирался проиллюстрировать, но и собственноручно выполнил всю работу от начала до конца. Итак, в 1923 году парижский меценат, арт-дилер, книгоиздатель и коллекционер Амбруаз Воллар предложил Шагалу проиллюстрировать одну французскую повесть, художник согласился, но поменял французскую повесть на поэму Гоголя. В то время он только начал осваивать технику офорта. Пытаясь «дойти до самой сути», Шагал сам делал всю черную работу, которую обычно другие художники оставляли печатникам. В результате кропотливых трудов было создано 107 досок. К тому же, как истинный экспериментатор, Шагал не просто освоил офорты, он сочетал эту технику с гравюрой сухой иглой, акватинтой и механическими способами обработки досок. Редко кто из художников брался за такие сложные с технической точки зрения проекты.

— Сухой иглой можно работать только вручную — рисунок выцарапывается на металлической пластине, и рука очень быстро устает, — раскрыла некоторые технические секреты представитель Европейского культурного клуба Ирина Стежка.
К тому же художник должен работать в зеркальном отражении, а это, согласитесь, не так легко. Ну и, наконец, такая техника не позволяет сделать достаточно большое количество копий, максимум 400 экземпляров. Понятно, что подобные экземпляры сразу попадают в разряд эксклюзивных, что и случилось с шагаловскими рисунками. Книги с его офортами сразу попали в музеи, библиотеки и в руки коллекционеров.

На челябинской выставке представлено 90 графических листов. При этом рисунки могут вполне самостоятельно рассказать историю небольшого губернского городка благодаря своей динамичности, живости и невероятной близости к тексту.

— Сам Шагал пытался не отходить от того, что сказал писатель, то есть он стремился иллюстрировать произведение очень точно, — отмечает Ирина Стежка.

Главное для художника — сюжет, его развитие, а вот портретного сходства Шагал не придерживается, и главный герой Чичиков на разных листах изображается по-разному.

— Кстати, и в офортах заметна особенность его стиля: персонажи Шагала не ходят по земле, а как бы парят над нею, — отметил Станислав Ткаченко.

На выставке можно посмотреть и репродукции некоторых картин Шагала, например известной работы «Двое над городом», а также фильм, посвященный творчеству художника. Выставка продлится до 21 апреля.

Основу экспозиции составляют 90 графических листов из знаменитой livre d’artiste — «книги художника» великого мастера, выпущенной в 1927 году и вскоре удостоившейся Гран-при на биеннале в Венеции. Уникальность выставки в том, что она впервые будет показана в регионах; ранее ее можно было увидеть лишь в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже или на родине творца — в Витебске.