Выставка одного экспоната

14.12.2006 14:00 Автор: Редакция
#

Только 16 и 17 декабря челябинцы смогут увидеть в областном краеведческом музее первый в истории оклад к Иверской иконе Божией Матери. Его создали в Златоустовских Патриарших мастерских.

Летом 2004 года семья Лохтачевых из Златоуста путешествовала по России и побывала в Иверском монастыре на Валдае. Узнав, что заслуженные художники России Нина и Александр Лохтачевы создали Дарохранительницу для Храма Христа Спасителя в Москве, отец Никандр предложил им взяться за новую работу - создания оклада (ризы) к Иверской иконе Божией Матери.

Долгое время Иверский монастырь искал таких художников, мастеров-профессионалов, которые бы достойно и канонически выдержанно смогли выполнить эту ответственную работу. Сложность заключалась в том, что других окладов к Иверской иконе никогда ранее не существовало.

Иверская икона - одна из самых почитаемых в русской православной церкви. Сегодня это великая святыня Иверского монастыря на Валдае. В 1993 году она сильно пострадала во время пожара, но лик остался цел. Заботами архиепископа Новгородского и старорусского Льва икона была отреставрирована. И ее решили одеть в ризу.

Александр и Нина Лохтачевы сделали больше десятка эскизных вариантов ризы. Работа велась по традиционным технологиям. Участие в ней принимали мастера разных специальностей: скульпторы, художники, граверы, ювелиры, дизайнер и конструктор. Несколько раз оклад возили на Валдай и «примеряли» к иконе.

Сегодня работа завершена. Оклад изготовлен из серебра (925 пробы) и весит около 25 кг. Из золота, пожертвованного прихожанами Иверского монастыря, изготовлены нимбы и края одежды. Рельефная поверхность ризы покрыта выгравированными растительно-цветочными узорами. Украшает оклад более 4000 драгоценных камней: цитроны, цирконы, аметисты, жемчуг, топазы. Рама оклада отделана липой, сама конструкция рамы алюминиевая. Икону и оклад защищает бронированное стекло. Весит оклад в раме более 60 кг. Мастера изготовили специальное приспособление для ношения иконы в Крестные ходы. В работе над окладом и рамой принимали участие более двадцати человек.

В Челябинске оклад к Иверской иконе пробудет до 17 декабря, затем произведение Златоустовских мастеров займет свое место в монастыре на Валдае.