Демократия по убывающей

16.10.2006 16:00 Автор: Светлана СИМАКОВА
#

Вчера был девятый день с момента убийства Анны Политковской. Во многих городах России и Европы в воскресенье прошли митинги. Почтили память журналистки и в Челябинске.

Во Франции это были многочисленные демонстрации. В Петербурге собралось около 200 человек. В Екатеринбурге - несколько десятков. В Челябинске – чуть более 20. Вот такая демократия. По убывающей.

Правда, как сообщил один из старых правозащитников, пришедший к памятнику «Орленку», во всех центральных газетных киосках номер «Новой газеты» с портретом погибшей Анны Политковской был раскуплен в мгновение. Значит, все остальные, кто ей верил и ждал ее публикаций, по старинному советскому обычаю собрались на кухне, зажгли свечу и тихо помянули красивую, умную и свободную женщину.

Меня поразили пропорции скромного митинга на Алом поле. Человек 12 тертых жизнью правозащитников, которые никогда ничего не боялись. Теперь им и вовсе бояться грешно. Столько же молодых парней и девушек. Кто-то представлял демократическое молодежное движение, кто-то услышал объявление по радио «Эхо Москвы» и пришел по зову сердца. Смена старым демократам есть, но в пропорции один к одному. Значит, ничего в нашем сознании за эти годы не изменилось. Кто-то сыт, обут, одет и всем доволен. Кто-то боится каждого шороха. А большинству вообще на все плевать.

Но самое удивительное, что число стражей порядка почти равнялось числу участников митинга. Милиционеры вышли из-под деревьев парка и удивленно остановились. Их явно смутило число собравшихся. Они посовещались и почти все разошлись. Для надзора за порядком остались четверо. Близко не походили, завидев телекамеры. Скромно стояли по другую сторону памятника.

Митингующие речей произносить не стали. Все понимали без слов, для чего они собрались. Зажгли свечи, стояли молча. Одни принесли с собой портреты Анны Политковской, другие - «Новую газету», посвященную ее памяти.

Потом ответили на вопросы журналистов и разошлись.

Интересно, сколько в тот вечер в Челябинске было зажжено свечей в память о расстрелянной 7 октября свободе слова?