11 марта 2008, Автор: Вероника Глухова, "Соседи"

Я рад, что из моих учеников никто не стал производить наркотики и яды

Я рад, что из моих учеников никто не стал производить наркотики и яды

В кабинете химии лицея № 77 многолюдно. К лауреату высшей общественной награды Челябинска «Признание» Марсу Нуриевичу Вахидову обращаются за советом и помощью не только ученики, но и преподаватели. И он всегда с радостью поможет: кому-то принесет книгу, кому-то поможет с организацией мероприятия, а когда нужно, заменит классного руководителя и посидит с ребятами.

«Марс Нуриевич, мы тут решили девочек с 8 Марта поздравить, – говорит ученик 11-го класса, – и для этого нам нужны будут противогазы…». «Важно еще и головы подобрать, – шутит учитель. – Противогазы имеют разные размеры. А наши головы – они наполнены мыслями… Ну подходите завтра после второго урока, подберем!». Марс Нуриевич Вахидов стал «Учителем года-2007», а в этом году получил высшую общественную награду Челябинска «Признание».

– Марс Нуриевич, расскажите, как вы стали участником конкурса на премию «Признание»?

– Меня выдвинули коллеги. Неожиданно. Я, честно говоря, даже не знал, как к этому относиться, потому что конкурс предполагал определенные усилия… Сильно отвлекаться от повседневной учебной работы крайне нежелательно – сейчас такой насыщенный период, когда мы активно готовимся к российским олимпиадам, поэтому я сначала подумал, что это не для меня. Но мне привели очень мощный аргумент: очень важно, чтобы лауреатами премии стали не только, скажем, представители бизнеса, промышленности, правоохранительных органов, но и врачи и педагоги. Моя победа – это победа образования. Это значит, общество признает роль образования в жизни города, страны. Образование является одной из важнейших составляющих любого прогресса.

– Как долго вы работаете в лицее?

– Уже больше десяти лет. Специфика моей работы связана с подготовкой к олимпиадам, конкурсам, поэтому параллельно я работаю еще и в лицее № 31. Лицей № 77 интересен тем, что это школа, находящаяся на краю города, приходится работать с самыми разными детьми, не только со сливками… и тем не менее результаты достаточно высокие. Все равно все приходят к одному: хочется жить интересно, по-настоящему, хочется признания.

– Вы преподаете химию…

– И химию, и биологию, ОБЖ очень люблю! Потому что ОБЖ – курс межпредметный, он все сведения превращает в жизненно важные вещи, там можно сказать то, что на химии программа не позволяет.

У каждого учителя есть миссия, если он не осознает ее и ограничивается только предметом, то, думаю, этот учитель вряд ли будет по-настоящему счастлив. Можно однажды сделать что-то большое и потом долго сидеть на пьедестале, а можно в течение жизни принимать участие в том, в другом, в третьем. Так можно влиять на процессы, которые происходят вокруг, и если эти процессы позитивные, то ты не на словах, а на деле действительно создаешь среду вокруг себя и окружающих. Если каждый учитель, каждый человек будет вокруг себя что-то улучшать, увеличивать концентрацию добра, любви и света, то, я думаю, произойдет качественный скачок – люди осознают, что любовь, доброта, красота и ум – это высшие проявления.

– Опишите, какой вы учитель?

– Ужасный! (улыбается). Не вписывающийся ни в какие нормы, совершенно неэкономичный – я могу увлекаться отдельными идеями, даже не предусмотренными программой. Если я вижу, что это увлекает детей, поднимает их самооценку, дарит веру в собственные силы, то рискую и уклоняюсь от тех основных магистралей, которые прописаны в программах.

Например, мы рассматриваем тему «Закаливание организма» на уроке ОБЖ и… выходим на Аристотеля, потому что Аристотель ввел представление об основных стихиях – воде, земле, воздухе, огне. Оказывается, именно они лежат в основе современной теории закаливания, помогают человеку стать сильным, крепким, живучим.

Однажды изучали тему «Защита органов дыхания», долго говорили о противогазе и решили проверить: получили хлор, я надел противогаз, мне этот хлор подвели, и люди увидели: действительно спасает!

Сегодня у нас был поставлен эксперимент на улице перед школой. Мы изучали тему «Самовозгорание в быту». Убедились, что марганцовка может быть опасна.

– Любознательные школьники не обращались к вам с вопросом: Марс Нуриевич, а как бы нам взрывчатку сделать?

– Всякое бывает. К сожалению, сейчас много подобных рецептов в Интернете… В таких случаях, думаю, надо проделать это в лабораторных условиях, чтобы он удовлетворил свое любопытство, и быстренько ему предложить развитие темы – углубиться в более увлекательное. Ведь когда человеку удается сделать что-нибудь полезное, это запоминается и еще раз хочется повторить. Например, удалось вылечить кошку или собаку, опираясь на знания химии. Стремление делать взрывчатку или яды исчезнет.

Любой из наших детей-призеров, скажем, областной олимпиады, российской, многое умеет. Я рад, что из моих учеников, которые, кстати говоря, и за границей работают, никто не стал производить наркотики, яды…

– Чем они занимаются?

– В основном они ориентированы на проблемы экологии, разработку препаратов против рака, СПИДа. Есть мнение, что можно быть черным героем, а можно белым. Недавно по телефону говорил с Антоном Егоровым (он закончил МГУ). Он сейчас в Москве занимается биопластиком – материалом, который позволяет создавать искусственные органы, продлевать жизнь людям. Я рад, что хоть как-то к этому причастен, что моя работа оказалась полезной.

– Наверное, бывают ребята, которые не понимают химию – не лежит у них душа к естественным наукам…

– Ничего страшного. Будем заниматься тем, что им близко. Я стараюсь найти то, что интересно этому ребенку и созвучно мне. Химию можно развернуть таким образом, что она будет интересна и гуманитариям. Например, можно рассмотреть биографию ученого или обратить внимание на объекты, которые встречаются в жизни. Тот же бензин можно рассмотреть с различных сторон: с исторической, экономической…

– Образ современного школьника, какой он?

– За последние полтора миллиона лет человек, как биологический вид, практически не изменился, но изменилась среда его обитания. Современный школьник получает много информации, иногда преждевременной, которую он еще не в силах адекватно воспринять и оценить. Например, когда взрослый человек узнает о каких-то, скажем, пошлых делах великого поэта, он может отделить в своем сознании Поэта от Человека, который ошибался. К сожалению, школьник к этому еще не готов и начинает думать: может, все поэты такие… Избыточная негативная информация делает их нервозными, они быстро утомляются. Не все, конечно, но многие испытывают приступы пессимизма.

В чем плюсы? В том, что они необычайно умные. У них есть собственная позиция, слепо не верят никому и ничему, и это хорошо. Они любознательны, очень хотят взрослеть. Несмотря на все экологические проблемы, современные дети, на мой взгляд, красивее, чем, может, были мы. И они очень разные! У каждого что-то свое. Надо просто не лениться найти эту изюминку, и человек меняется. Он может начать с неприятия, агрессии, но если удается найти к нему тропинку – это высшее достижение в отношениях учитель – ученик. К этому надо стремиться!

– Вспомните какой-нибудь забавный случай у вас на уроке.

– Забавные случаи происходят все время. Юмор – это главная составляющая урока: дети не должны переутомляться, а когда есть юмор, они всегда внимательны – они уже привыкли, что сейчас будет что-то интересное, веселое! Дети общаются не просто с учителем, а с интересной личностью, которая старается чутко на них реагировать….

Полную версию интервью читайте на www.sosedy.ru

Cannot find 'cross_link' template with page ''