Положение обязывает
"Образование и новые образовательные технологии качественно изменят нашу жизнь к лучшему", - уверена наша собеседница Анна Кузьмина. Учредитель и генеральный директор группы предприятий "А и С" имеет своё мнение о трудностях и путях развития российского предпринимательства.
- Вы серьёзно полагаете, что "наши люди" будут учиться и совершенствоваться в непростое время, когда большинство населения даже не живёт, а пытается выжить, законы несовершенны, коррупционеры и криминал "слились в экстазе"- по меткому выражению Президента В.В.Путина?
- На Востоке есть мудрое изречение, правильность которого мы, постсоветские люди, проверили на собственной шкуре, - "Не дай Бог жить в эпоху перемен".Нам выпало жить именно в такой период, зыбкий и непредсказуемый. Тогда весь так называемый бизнес был "работой на хапок". "Урвать и выжить!" - девиз того смутного времени. Здесь, конечно, не до образования, ведь оно работает на перспективу. Слава Богу, в течение последних восьми лет появилась стабильность, возможность развивать своё дело поступательно, с прицелом на будущее. Конечно, присутствует всё то, о чём вы говорите, и я сама это ощущаю ежедневно. Но изменения к лучшему есть и у простых "работяг", и у предпринимателей. Люди получили возможность планировать свои дела и свою жизнь. Складываются "правила игры" во взаимодействии власти и бизнеса. Самое время обновить свои знания, получить новое образование - инструмент и стартовый капитал под перспективные проекты. Иначе отстанешь, оттиснут тебя в сторонку от фарватера успешного продвижения, помните, как в старой песенке: "Стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят". Вот так, пожалуй, я отвечу на ваш вопрос.
- Анна Александровна, разве нельзя, достигнув чего-то, остановиться и просто жить на накопленные капиталы?
- Если человек хорошенько "хапнул в те времена" и может жить на дивиденды, как рантье, то почему бы нет. Но мы-то с вами говорим о живом, реальном бизнесе, в котором любая остановка - движение назад. Человек дела должен уметь своевременно и адекватно реагировать на изменения в экономике, политике, обществе, что невозможно без опыта и знаний. Сейчас без знаковых понятий: имидж, бренд, стиль, маркетинг и т.п. трудно представить себе работу по продвижению продукта на рынке товаров и услуг, а в начале 90- х о них и "слыхом не слыхивали". Бритые ребята в красных пиджаках с обязательной золотой цепью на шее действовали по другим "понятиям". А главной и единственной целью бизнеса была прибыль, с её мгновенным распределением по карманам "заинтересованных лиц". С такой "идеологией" даже банкротство предприятия было выгодно. Согласитесь, современные предприниматели не остановились на уровне такого персонального имиджа и стиля ведения дел, что уже отрадно. Они развивают бизнес по здоровому принципу "Деньги должны работать" и начинают приходить к пониманию своей социальной ответственности перед обществом.
- Почему богатый человек, предприниматель, единственная цель которого развить свой бизнес и стать ещё богаче за счёт "ближнего своего", должен быть в чём-то ответственен перед каким-то там обществом? Да не послать ли ему это общество по известному адресу?
- Но общество может послать его ещё дальше и намного эффективнее. Не в пустыне живём, а среди людей, с которыми вместе выросли, имеем общие воспоминания, интересы, воспитание, привязанности. И порвать с этим, обособиться в гордыне, мол, я есмь всё, а остальные - ничто, весьма сложно для нашего менталитета. Естественно, я далека от желания всё обобщать, но всё-таки "особей", готовых ради барыша продать родную мать, мне приходилось встречать весьма редко. Кроме того, нужно отметить, что в большинстве своём российский бизнес уже достигает того уровня, который можно характеризовать девизом французской аристократии:"Noblesse oblige - положение обязывает". Это означает, что предприниматель должен не только знать свои права, но и помнить обязанности. Не потому, что он такой единственно хороший, а потому, что это норма в бизнес-обществе, к членам которого ему бы хотелось быть причисленным.
Положение обязывает, и, если бизнесмен того не понимает, то, как очень точно, хотя и грубовато, говаривали наши предки: "Неча со своим суконным рылом соваться в калашный ряд!"
- Откуда же взялся этот слой предпринимателей, понимающих, что "Положение обязывает"? Благодаря каким обстоятельствам?
- Не благодаря, а - вопреки! Вопреки безалаберным и некомпетентным законам по предпринимательству, не способствующим развитию, а "прибивающим" малый и средний бизнес. Вопреки налоговой политике, когда, помните, бывали случаи, что на рубль прибыли взималось свыше рубля налогов, а в среднем - до 70-80%.
Вопреки дефолту, завышенным ставкам по кредиту и много чему вопреки. Молодому поколению всё же полегче: и административный прессинг ослаб, и криминал поутих, и культура бизнеса выросла, тут вам брендинг и ребрендинг, ну а нашему брату пришлось-таки покряхтеть. Пока образовывались и опыт набирали, как из базара в рынок перейти, столько шишек и синяков было получено! В период "перестройки и ускорения" множество людей занялись торговлей и перепродажей на базарах, в переходах, на улицах и стадионах. У нас в Челябинске площадь Революции надолго стала большим рынком. Тут торговали джинсами, игрушками, насосами и колбасой, мясом и маслом на одной картонке, зонтиками, рыбой и куриным помётом "в одном флаконе" и без кассовых аппаратов. И все были довольны, ведь после советского тотального дефицита даже такой "дикий" способ торговли был прогрессивен. С течением времени прошёл период младенческого капитализма, кооператоры и "челноки" стали приобретать знания и опыт, часто выезжая за границу и присматривая там что-то полезное для своей деятельности.
Промышленники и предприниматели сегодня напрямую работают с западными бизнесменами самого высокого уровня и вынуждены ему соответствовать, чтобы иметь успех в деле. К работе привлекается молодое поколение профессионально образованного и "продвинутого" топ- менеджмента. Эти эффективные управленцы наиболее успешны в условиях цивилизованного бизнеса без "распальцовок", "стрелок", "толковищ" и других "экономических рычагов" нашего недавнего прошлого. Стало нормой быть стильными самим и поддерживать стиль своих корпораций, эффективно работать и развивать своё дело по всем направлениям, реальными результатами выстраивая позитивный имидж в массовом бессознательном. Положение обязывает, знаете ли!
- Многие женщины в нашей стране сегодня занимаются бизнесом, существует ли, по вашему мнению, понятие «женский бизнес»?
- Дело есть дело: экономические законы везде одинаковы и нигде не зависят от пола. Хотя, по моему, барышни делают бизнес менее агрессивным и более отзывчивым к нуждам людей - это близко женской природе, как и большая склонность к компромиссам. И ещё хочу отметить стремление деловых женщин учиться, впитывать в себя всё новое и полезное, что в хозяйстве сгодится. В частности, я и мои коллеги, бизнес- леди, - постоянные участники семинаров и тренингов в нашей стране и за рубежом. В Челябинске функционирует учреждённый мною Международный научно- практический центр "Стиль века". Руководит им блестящий имиджмейкер Лариса Моисеева, прошедшая стажировки по маркетингу, рекламе, имиджу и стилю в США, Франции и Турции. Мы используем образовательные технологии по вопросам деловой культуры и репутации, персонального, корпоративного имиджа и стиля, разработке бренда, практикуя индивидуальное и групповое обучение, мастер- классы и стажировки за границей. И я очень надеюсь, что эта работа способствует решению задачи, озвученной в одном из выступлений Главы города Михаила Юревича: "Сделаем Челябинск стильным городом".
Cannot find 'cross_link' template with page ''