22 января 2008, Автор: Наталья ТАРНАКИНА

Долина исполнения желаний

Долина исполнения желаний

Пять миллионов человек... Такое священное столпотворение можно увидеть только раз в год, когда мусульмане совершают паломничество в Мекку. Что происходит на древней земле пророка Мухаммеда, "Полит74" рассказывает помощник представителя Совета муфтиев России по внешним связям на Южном Урале Руслан Тавдиряков.

Из Челябинска в этом году в Мекку отправилось 70 паломников. Один из них поведал нам о самом интересном, что ему удалось увидеть в Саудовской Аравии.

- Наверное, не каждому удается попасть на святую землю?

- Нам посчастливилось, мы поехали по благотворительной линии. Путевки были бесплатные, их проплатил садака, что значит "милостыня", известный бизнесмен Сулейман Каримов. В этом году он отправил около трех тысяч паломников в Мекку из России. Большая часть - из Дагестана, остальные - из разных городов страны. Одно из условий хаджа - деньги должны быть безупречно чистыми, то есть они не должны быть добыты незаконным путем в результате ростовщичества или воровства. Сами понимаете, в России сейчас тяжело с чистыми деньгами, меня этот вопрос сильно беспокоил. Но Всевышний дал нам возможность поехать на милостыню, которая считается чистыми деньгами. В исламе есть правило - поверхностность видения. Человек дал милостыню, сделал благое дело, а мы не должны ковыряться, где он деньги эти взял.

- Сразу отправились в Мекку или удалось побывать еще где-то?

- Вначале мы приехали в Медину, где пробыли четыре дня. Там нас очень удивило мусульманское кладбище. Оно небольшое, размером с один гектар, там хоронят со времен пророка Мухаммеда, а это 1400 лет. Как же так получается, ведь места совсем мало? Оказывается, там, где хоронят, ставят небольшой надгробный камень, и уже за два года в 50-градусной жаре тело полностью истлевает. Через два года на этом месте снова хоронят, причем как жителей Медины, так и паломников. В этом году было их пять миллионов, всегда кто-то умирает. Сюда едут преимущественно пожилые люди, а умереть на священной земле - это достижение. Тем более находясь в паломничестве, на господнем пути, умирая, эти люди приравниваются к мученикам. После каждой молитвы паломники всегда читают заупокойную молитву. Так, человек умер, его приносят в мечеть, и все молятся за него. Пророк Мухаммед сказал: если за тебя помолится 40 праведных мусульман, ты попадешь в рай. А тут за тебя молится несколько миллионов. После покойников несут на кладбище. Никаких рыданий, потому что люди понимают: умереть так - счастье.

В Медине, в главной мечети, находится могила пророка Мухаммеда. Можно к ней подойти и помолиться. Но многие невежественные мусульмане начинают просить у мертвых людей помощи, что в исламе строго запрещено, обращаются не к Аллаху, а к мертвым. Это один из самых больших грехов – многобожие. Поэтому на мусульманском кладбище в Медине функция полицейских - объяснить паломникам, что этого делать нельзя.

Вообще, Медина - это небольшой городок, где живут очень гостеприимные люди. Как-то я проходил мимо Дворца короля и заглянул туда. Меня увидели полицейские и тут же побежали навстречу. Подумал, начнутся вопросы: «кто такой», «что тут делаешь», попросят документы. А они подбежали, поприветствовали, узнав, что я из России, стали расспрашивать, как там все обстоит. Настолько оказались доброжелательными...

Пять раз в день город затихает, начинается молитва, все магазины, всё закрывается. Жители просто накидывают платок на лавку и идут в мечеть, не опасаясь воровства. Там нет и понятия «темный переулок», а сердце всегда спокойно: с тобой ничего не случится.

- Из Медины в Мекку? Чем отличаются эти два города на святой земле?

- Мекка находится среди гор. Сразу бросается в глаза своеобразная архитектура города. Например, две горы, которые меж собой разрезаны будто лазером, вплотную к этим скалам строят высотные дома, а в середине находится дорога. Получается, будто ты постоянно находишься в тоннеле. Чтобы поставить дома, горы приходится наполовину срезать, с балкона можно прикоснуться к скале, настолько плотно дома прижаты к скалам.

- Там и встречаются все паломники. Общение дается тяжело?

- Пять миллионов человек со всего мира. Тут есть все: африканцы, арабы, пакистанцы, афганцы, малазийцы, русские, французы, немцы, американцы... Со всеми хочется пообщаться, постоянно присаживаешься и разговариваешь с кем-то. Интересно узнать, из какой он страны, какая там жизнь. И все друг друга понимают. Говоришь ему на одном языке, он отвечает на своем, но все равно понимаешь. Турков там очень много. Например, если из России отправилось 27 тысяч человек, то из Турции - 400 тысяч. Самыми организованными оказались турки, иранцы и малазийцы. У них есть свои гостиницы, отели, автобусы, свои врачи, питание, рестораны. В районе, где жили мы, жили иранцы и турки. До главной мечети Аль-Харам, где находится Кааба, ходят бесплатные автобусы – иранские и турецкие. Мы иногда туда запрыгивали. Они спрашивали, где же наши автобусы. Мы отвечали, что у российских паломников нет своих автобусов, тогда они любезно приглашали нас с собой.

- Получается, для многих паломничество - больше туристическое путешествие в комфортных условиях?

- По сравнению с тем, что рассказывали наши деды... Путешествие это сегодня, действительно, дается не так тяжело. Паломник может выбирать путевку сам, подешевле или подороже, с питанием и другими удобствами. Раньше паломники ходили пешком, либо на верховых животных, закалялись много месяцев. Суть паломничества - испытать трудности, при этом испытывая терпение. Раньше трудностью было добраться, сейчас - именно сохранить терпение, так как большое скопление народа не каждый перенесет. Представляете, в одну мечеть входит полтора-два миллиона человек, а тут пять миллионов. Как если бы Челябинская область собралась в одном месте. Мечеть - четырехэтажное здание, чтобы обойти ее, нужно полчаса. Сидишь, через тебя переступают, кого-то на коляске везут, могут на ногу наехать. То есть одна трудность ушла, зато другие прибавились. Почему пророк Мухаммед сказал: тот из вас, кто сделал Хадж и при этом не совершил ни больших, ни малых грехов и соблюдал терпение, вернется заново родившимся, чистым и безгрешным, как ребенок. На самом деле тяжело бывает себя сдерживать, люди бывают разные, возникает желание прикрикнуть на кого-то.

- Бывали случаи, когда терпения не хватало?

- У арабов на родине, например, большие шоссе, и они очень быстро ездят и без конца сигналят. Иногда не удается стерпеть, машина сигналит прямо около тебя, и ты можешь начать ругаться. В чем и состоит прелесть Хаджа - ты должен по максимуму сдерживать свои эмоции. Это один из столпов ислама, который призывает действовать в соответствии с разумом, а не с эмоциями. Те же цели преследует пост, во время которого нужно не только сдерживать себя в еде, но и нельзя ругаться. Пророк Мухаммед сказал, что тот, кто сплетничает во время поста, ничего полезного не получит, кроме голода. То же и с паломничеством - ты ничего не получишь, кроме поездки в жаркую страну, кроме моря...

- Кстати, на море удалось побывать?

- Да. В Мекке и Медине моря нет, но мы заплатили по 50 реалов, это около 300 рублей, и автобус привез нас на скалистый берег. Мы возмутились: почему именно сюда? Водитель ответил, что здесь мечеть рядом, на что мы возразили: тут через каждые несколько метров мечеть. После поехали на рынок в Джидду - это портовый город. Приехали на оптовый рынок, а в это время был обед - все магазины закрыты. Пришлось возмутиться еще раз: за что мы деньги заплатили, приехали на скалы, изрезали все ноги, да еще и рынок оказался закрытым. На что нам ответили: вы приехали посмотреть на море, где вы в Челябинске за 50 реалов увидите море?

- А сами обряды Хаджа? Их, конечно, много, но ведь есть единый смысл?

- Все обряды заключаются в том, что ты просишь. Паломник - это гость Бога. Там все просят и плачут. Действительно, там моментально ощущается результат молитв. На себе... То, что я просил, сейчас здесь исполняется, все проблемы я разрешил.

(В разговор включается брат Руслана, который совершал паломничество в 2001 году).

- Я приехал в Мекку почти без денег, мне даже не на что было есть, чуть ли не с полу приходилось подбирать, что упадет. У брата должна была быть свадьба скоро, хотел подарки сделать, ходил по базарам, смотрел, да что смотреть, когда денег нет. Как-то я зашел к Каабе и сказал Аллаху: я твой гость, а у меня ничего нет, дай мне материальную возможность. И как только я вышел из мечети, ко мне тут же начали подходить люди с разных стран. Они начали сами предлагать то, чего я у них не просил – подарки разные, в рестораны меня звали, угощали. Мне даже надеть было нечего, кроме шорт и футболки. Они меня и одели.

На горе Арафат то, что просишь, также должно сбываться. Во-первых, там я попросил о том, чтобы жениться через полгода, приехал и через полгода ровно женился. Во-вторых, у меня до поездки была страшная болезнь, которую даже врачи не брались определить. Собственно, из-за этого семья меня и отправила в Мекку, хотя финансовое положение и не позволяло этого сделать. И я попросил здоровья. После Хаджа болезнь меня больше не тревожила.

- Значит, и желания там сбываются, и ожидания оправдываются?

- Нам по телевизору постоянно говорят, что там давки, это держало нас в напряжении, - продолжает Руслан. - В Мекке везде тоннели среди гор, они могут быть очень длинными, по километру. Наверху стоят турбины, которые подают туда свежий воздух. Говорят, в какой-то год в одном из тоннелей отключилось электричество. В результате там была темнота, духота, но после этого сделали запасные генераторы, которые вырабатывают энергию.

Пугали и тем, что по ночам там холодно, говорили, что надо обязательно брать с собой зимние вещи. Ничего подобного не было, все прошло идеально. Эти ожидания не оправдались. Как приехали туда с трепетом, так и уехали. Каждый паломник мечтает в будущем вернуться на священную землю.

- Улетали, получается, с добрыми чувствами?

- И с приключениями. В Иордании перед отлетом у нас произошло небольшое ЧП. Там была дагестанская группа, которой три дня не подавали самолет. Они рядом с аэропортом, где для паломников разбит лагерь, и жили. После их привезли в аэропорт и попросили с каждого по 100 долларов - тогда, мол, улетите. А дагестанцы - народ гор, горячий, они аэропорт чуть не сравняли с землей. Их выгнали, а они в ответ перегородили шоссе и сказали: пока отсюда не улетим, никто не улетит. Наш самолет уже ждал, они же никого не пускали. Приехала иорданская полиция на джипах с пулеметами наверху, вроде утихомирили их. Правда, они своего добились и еще раньше нас улетели. Так иорданцы поняли, что такое Кавказ.

- Со многими, наверное, удалось пообщаться? Кто легче шел на контакт?

- Самыми добродушными оказались малазийцы, они невысокого роста. Святой воды, зам-зам, они набирают по три-пять литров, потому что больше не унесут. Они маленькие и улыбчивые. Турки тоже доброжелательные, у них очень развит этикет. Тяжелыми в общении оказались чернокожие - большие, импульсивные и агрессивные. Во время одного из обрядов вокруг Каабы - камня, расположенного на площади главной мечети, ходят миллионы людей. После того, как ты семь раз обошел Каабу, ты должен прочитать молитву - намаз. Это можно делать в любом месте мечети. Если людей нет, читай возле самой Каабы, если люди есть, то лучше отойди, чтобы не создавать неудобства. Африканцы же обычно встанут, человек семь кругом, и по очереди читают. Приходится их обходить. Вроде ты сделал хорошее дело - помолился, но плохого совершил в два раза больше, создал помехи людям.

- В исламе женщин всегда как-то отделяют от мужчин. Это происходит и во время Хаджа?

- Все обряды проходят вместе с женщинами, здесь никак нельзя разъединить женщин и мужчин. Если в других мечетях для всех отдельные помещения, то здесь все вместе. Конечно, стараются, ходят по отдельности, и все же Мекка остается единственной мечетью в мире, где женщины и мужчины молятся вместе.

Cannot find 'cross_link' template with page ''