«Мы не феминистки!»
Из названия областной «Ассоциации женщин-ученых» грозит выпасть слово «женщина». Потому как челябинские мыслящие дамы готовы не только отстаивать интересы слабого пола, но и подставить хрупкое плечо мужчинам. Сотрудничество и обоюдная поддержка – главный ресурс Ассоциации, считает ее руководитель Наталья Кустова.
Наука не делится по полу
Доцент кафедры менеджмента Уральского социально-экономического института, кандидат педагогических наук Наталья Кустова себя и своих коллег по Ассоциации в шутку именует «самозванцами»: молодая структура возникла почти спонтанно, по одной лишь подсказке интуиции – ученым надо объединяться. Интуиция, разумеется, была женской.
- У нашего вуза прекрасное женское лицо, хотя первые должности занимают мужчины, - поясняет Наталья Васильевна. - С идеей объединения выступили Ольга Васильевна Артемова, доктор экономических наук, европейская женщина с широкой русской душой, и профессор, завкафедрой института Людмила Федоровна Бабкина. Да и областной женсовет уже интересовался: есть ли у женщин-ученых какая-то организация? Мы ответили, что наука – это та самая отрасль, которая по полу никак не делится. Поэтому сначала хотели создать что-то вроде клуба, но потом все-таки назвались вот так громко – Ассоциация.
- В чем специфика объединения ученых?
- Ученые не объединяются просто так: нет лишнего времени – наука поглощает все ресурсы. Разумеется, все мы связаны научными интересами и встречаемся на семинарах, конференциях и круглых столах. И вроде находишься в информационном поле, и «держишь форму», но, тем не менее, иногда мы не знаем, чем живет соседний вуз и даже соседняя кафедра. Вот у нас на этаже все «иностранцы» - чем они занимаются, я знаю лишь приблизительно… Каждый занят своим делом, и это, конечно, здорово, но порой нам не хватает человеческого общения.
- А как от этого выиграет наука?
- Есть люди – прирожденные ученые, которые легко могут говорить с коллегами-профессионалами, но совершенно не умеют популяризировать свои проекты. А сейчас жизнь устроена так, что без продвижения, без пиара невозможно реализовать свою идею на практике. Вот здесь и приходит на помощь научное сообщество. Недавно состоялось первое заседание Женского клуба, открытого по инициативе руководителя организации «Содействие» и депутата гордумы Натальи Александровны Басковой. Были приглашены преподаватели вузов. В результате общения мы определили себе задачу: «пиарить» лицо науки в портрете региона. Правда, пока точно не знаем, как.
Умение держаться в тени
- На заседания клуба, о котором вы говорите, планируется приглашать женщин из самых разных сфер деятельности. И все-таки первый выбор пал именно на женщин-ученых…
- Как на самых продвинутых... (Смеется). На самом деле в заседании принимали участие и мужчины, которые предложили создать что-то наподобие «продюсерского центра» по поддержке социальных научных проектов… А у нас Наталья Александровна Баскова поинтересовалась, как мы относимся к выходу женщины на политическую арену. Относимся хорошо, но проявить себя в этой сфере пока проблематично. Ученый из УрАГС Светлана Нечаева выпустила книгу, где проанализировала, кто руководил нашей областью на протяжении семидесяти лет. Ни одного женского лица! А в науке есть, и в бюджетной сфере – сколько угодно. Женщин науки простушками не назовешь, поэтому я бы сказала, что они умеют с достоинством держаться в тени.
- Наталья Васильевна, вы возглавляете гендерный центр УрСЭИ. Ваша работа перекликается с идеями Ассоциации?
- Гендерный центр создавался три года назад в поддержку конкретных проектов: «Женщины в политике», «Организация школы женского политического лидерства», «Избирательная активность студентов». Приоритеты центра действительно схожи с идеями Ассоциации – это проблемы социального благополучия региона, интересы семьи, женщин, детей. Но это не значит, что мы не учитываем интересов и возможностей мужчин! Женские инициативы в присутствии хороших мужчин только процветают. Сейчас в наших совместных с другими женскими организациями планах – поддержка отцовства.
- Считаете, мужчины в ней нуждаются?
- Конечно. У них больше проблем, чем у нас. Мы собрались, чаю попили, мужчин поругали, себя похвалили – и разошлись довольные и успокоенные. А мужчины на такую разрядку тратят слишком много физических и материальных ресурсов: прибегают либо к выпивке, либо к дорогостоящим развлечениям. Поэтому их проблемы гораздо проще решить при участии женского сообщества. Так что не считайте нас феминистками! Поверьте, у всех нас самые лучшие мужья, сыновья, зятья и внуки. И ни одно наше заседание не обходится без коллег-мужчин. В последнее время мы все чаще говорим: «Давайте в названии Ассоциации опустим слово «женщина»… Ведь оно здесь совершенно не важно: все равно мы все проблемы решаем вместе.
Проект – не то же, что закон
- Вы говорили о намерении вашего сообщества поддерживать социально значимые научные проекты. Есть ли примеры, когда их настойчивое продвижение давало плоды?
- Есть. Профессор нашего вуза, доктор экономических наук Ирина Викторовна Лаврентьева несколько лет назад защитила диссертацию по проблеме «репродуктивный труд женщины как экономическая сфера деятельности». Суть ее в том, что этот труд надо приравнять к труду на рабочем месте и оплачивать его в зависимости от нагрузки и количества детей. Нравственный аспект их воспитания, кстати, тоже нуждается в оценке и оплате. И тогда будет решена масса проблем – и демографии, и детской безнадзорности. В этой диссертации разработана программа внедрения проекта. Ирина Викторовна говорила о нем везде, где давали трибуну, по всей стране. Потом подключились и мы. Государство повернулось лицом к таким темам совсем недавно, и пока чиновники не торопятся взять эти разработки на вооружение. Однако труд Ирины Викторовны не пропал даром. Не так давно председатель ЗСО Владимир Мякуш сообщил, что южноуральские законодатели направили в Госдуму предложения об оплате женского домашнего труда. Я уверена, что здесь был использован проект профессора Лаврентьевой.
- Значит, можно надеяться на его претворение в жизнь?
- Надеяться можно, но быть уверенным – вряд ли. Дело в том, что наука и законотворческая деятельность – это разные «жанры» жизни, как театр и кино – разные жанры искусства. В научном исследовании и в работе над законом применяются абсолютно разные технологии. Мы проводим исследования, а обязанность оценить их содержание и значение выпадает на долю чиновника, который пользуется другими критериями. С другой стороны, ученым часто отдают на экспертизу проекты нормативных документов перед тем, как их примут депутаты. Беда в том, что на такую экспертизу отводится, как правило, очень мало времени, и специалисты вынуждены заниматься «ночными бдениями», а уже после с ужасом замечать, что не учтена какая-то погрешность, не устранена неточность, а какое-то обоснование и вовсе выпало. Поэтому пока рано говорить о полном взаимопонимании науки и административной системы. Тем не менее, технологии научных исследований и разработки властных решений надо как-то приблизить друг к другу, состыковать. Над способами такой стыковки мы сейчас и работаем.