Когда «бесплатное» не по карману…
Как поступить пациенту, для которого лечение оказалось слишком дорогим? На этот актуальный вопрос отвечает председатель комиссии по здравоохранению, опеке и попечительству, охране материнства и детства Челябинской городской Думы Эдуард Рыбин.
- Эдуард Акопович, всем известно, что в наших больницах пациентам постоянно приходится платить за обследования, лекарства, услуги... Как вы считаете, различные поборы – это сложившаяся система или все-таки единичные случаи?
- Бесплатная медицина – действительно иллюзия, поскольку ее как таковой нет в России и Челябинске, соответственно, тоже. На протяжении нескольких лет ситуация усугубляется. Поскольку главная беда, так сказать, фоновое заболевание нашей медицины – это безденежье. Его главные причины - недостаток средств муниципалитетов и очень низкие тарифы, по которым рассчитывается с лечебными учреждениями Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Это приводит к тому, что население вынуждено либо оплачивать медикаменты, которых недостает больнице, либо покупать продукты питания, поскольку питание в больницах явно недостаточное ни по качеству, ни по количеству. В Челябинске не самая худшая ситуация в этом плане, в других городах больные приносят с собой простыни, подушки, одеяла.
По существующему порядку, тарифы, по которым финансируются лечебные учреждения, утверждаются согласительной комиссией ФОМС. Но тарифы строятся по очень простой схеме: сколько наш ФОМС собирает денег в виде налогов, столько он и распределяет по тарифам. Связано это все с налоговой системой.
Если на уровне серьезных западных стран на здравоохранение выделяется около 8 – 11 % ВВП, то по России эта цифра колеблется от 2,8 % до 3 %. Естественно, что такое кратное снижение количества средств, выделяемых на здравоохранение, приводит к тому, что сейчас и происходит.
Выделяемых ФОМС средств, в основном, хватает только на выплату зарплаты. В отдельных больницах доля зарплаты в расходах составляет до 95%, и только 5 % денег остается на приобретение медикаментов, продуктов питания и мягкого инвентаря. А по нормативу 67 % средств должны составлять зарплата и начисления, 18% - средства на медикаменты и оставшиеся 15% - продукты питания и мягкий инвентарь. И когда мы видим, что у нас 95-98% средств уходит на заработную плату, мы не знаем, что делать. Закрыть больницу или сократить медицинский персонал мы не можем, а число пациентов у нас не уменьшается, а, наоборот, каждый год увеличивается. Откуда можно взять средства? Только привлекая деньги пациентов. В больнице обычно говорят, какие препараты нужны пациенту, и если их нет, то больных просят приобрести медикаменты самостоятельно. Как альтернативу могут предложить препараты, которые менее эффективны, но стоят значительно дешевле. Поэтому больные, чтобы лечиться препаратами, которые им помогают, вынуждены их покупать. Это одна из самых конфликтных ситуаций, которая сопровождает учреждения здравоохранения в настоящее время.
- Но ведь основная масса пациентов, которые часто болеют, это пенсионеры. А наших пенсионеров сложно назвать обеспеченными людьми. И исследования, которые стоят денег, и недешевые лекарства ставят их на грань выживания. Что делать пациенту, если ему надо пройти обследование и лечение, а денег на это он найти не может? В конце концов, Конституция гарантирует право на бесплатную медицинскую помощь.
- Я депутат городской думы, но по своему статусу – пенсионер, такой же, как любой другой. И вынужден, попадая в больницу, оплачивать те же лекарства. В этом случае я привлекаю средства своих родственников, свои средства. Я уверен, что и все остальные люди вынуждены так поступать, они делают это из последних сил, но другого варианта в настоящее время просто не существует. Денег нет, и это безденежье вызывает тот конфликт, который сейчас есть.
- Хорошо. Но возьмем такой простой и жизненный пример: в поликлинике сломался флюорограф, в соседней поликлинике делать флюорографию не отказываются, но предлагают за нее заплатить.
- Флюорография бесплатна везде. По такому (или подобному - прим. авт.) поводу нужно идти к главному врачу лечебного учреждения по месту жительства и с ним решать все вопросы. В этом случае главврач договаривается с соседней поликлиникой, и все делается бесплатно. Оплату за исследование производит ФОМС.
- А еще в каких случаях пациент должен пойти сначала к главврачу?
- Я хотел бы, чтобы вы это отметили: во всех случаях, если возникает какой-то спорный момент, пациенту сначала нужно пойти к главврачу. Первое, что нужно сделать, это прийти с письменным заявлением на имя главного врача, зарегистрировать его и получить официальный ответ. Закон отводит главврачу месяц на ответ. Бывают ситуации, когда нельзя ждать месяц. Медицина – это такая вещь, что иногда часы все решают. Тогда нужно прийти в приемную главного врача с заявлением и ждать до тех пор, пока он не даст разъяснения и не примет соответствующего решения.
Если же главный врач не дает своевременного ответа, есть вышестоящие органы: управление здравоохранения администрации города Челябинска, областное министерство здравоохранения.
Ситуации могут быть самые разные. Был период, когда я работал главным врачом, и наша больница не успела получить лицензию на работу с наркотиками – сейчас это все очень строго. Из-за этого закрыли деятельность хирургических отделений, я вынужден был договориться с рядом больниц, перенаправил все потоки больных, и никто не пострадал.
Я уверен, что на 80% все вопросы можно решить на уровне главного врача.
- А в каких случаях нужно обращаться в ФОМС?
- Сейчас печатают практически во всех газетах: если у вас есть жалобы по поводу оказания вам медицинской помощи, то надо обращаться в общественную приемную страховой медицинской организации (в Челябинске действуют несколько медицинских страховых компаний: «Астра-Металл», «РЕСО», «Данко-Мед» и др. - прим. авт.). Там собирают всю негативную информацию о лечебных учреждениях. Если вам некачественно оказывают медицинскую помощь, то нужно обращаться в управление здравоохранения, в страховую компанию, в министерство здравоохранения Челябинской области, даже в прокуратуру. Нужно всегда добиваться правильного решения, не бросая тот или иной вопрос.
- А что делать, если врач начинает объяснять, что операция плановая, мест нет и не предвидится, но за посильную помощь больнице или лично врачу процесс можно ускорить? То есть фактически пациенту предлагают дать взятку.
- Интересный вопрос о взятках. На самом деле я, сидя здесь, в своем кабинете, не могу поручиться за каждого врача и сказать, что в медицине взяток нет. Они есть, они процветают, иногда возьмут кого-то, публично высекут, как недавно врача-уролога на ЧМЗ. Приходится констатировать, что взятки были, есть и будут, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы их не было. Только всегда в таких случаях хочется задать вопрос: а вы зачем давали взятку? В таком случае надо не взятку давать, а сначала пойти к главному врачу и поинтересоваться, действительно ли нет мест, платная ли это операция и т. д. Но ведь основная масса дает деньги! Хотя главный врач при таком обращении вряд ли откажет, все будет сделано, да еще и смотреть будут пристально, чтобы помощь была оказана качественно. Я еще и еще раз говорю: не давайте взяток!
- Предположим, что человек имеет средства оплатить ту или иную операцию в виде помощи больнице. Как грамотно это сделать?
- Если человек желает оказать безвозмездную благотворительную помощь отделению, больнице на какие-то цели (обязательно должно быть указано, на какие цели эта помощь направлена), то ему необходимо написать заявление: «Прошу принять мои средства на такие-то цели в сумме такой-то». С этим заявлением надо идти в бухгалтерию лечебного учреждения, а затем внести средства в кассу больницы, получив чек и приходный ордер. Потом прийти с этим чеком к врачу. На уровне неформальных платежей больницам в России «крутится» обьем еще одного бюджета здравоохранения, то есть огромные деньги. Это показатель того, сколько еще государству нужно выделить средств на здравоохранение.
- На какие законы пациент должен ссылаться при написании заявления главному врачу, в ФОМС, в прокуратуру?
- Права пациента закреплены в 41 статье Конституции РФ, которая гарантирует бесплатную медицинскую помощь каждому. Ежегодно Правительство РФ своим постановлением утверждает программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, в которой прописывается подробнейшим образом все, что обеспечивается пациенту бесплатно на территории всей России. После выхода такого постановления правительства РФ губернатор утверждает территориальную программу государственных гарантий. В этом документе прописывается абсолютно все, что касается бесплатной медицинской помощи на территории Челябинской области. Этот документ нужно просто один раз в году прочитать, но обращаю внимание, что его часть прописана в декларативной форме и не обеспечена достаточным финансированием. Территориальную программу можно найти в газете «Южноуральская панорама», которая есть в любой библиотеке или в Интернете.
- Но если программа не обеспечена достаточным финансированием, то где можно узнать, получила ли больница средства на проведение того или иного обследования?
- Это можно узнать, позвонив в Челябинский филиал ФОМС. На некоторые исследования, например, на компьютерную томографию, существуют отдельные тарифы. В ФОМС должны сообщить, выделялись ли больнице деньги и по какому тарифу.
- Может ли городская власть на своем уровне сделать что-то, чтобы медицинская помощь стала качественнее и доступнее?
- На городском уровне я, например, настоял на том, чтобы депутата Рыбина ввели в согласительную комиссию ФОМС, и теперь я бьюсь с ними за каждую копейку. И, кроме как представительства власти в различных учреждениях, других вариантов нет. Мы общаемся с минздравом, пишем письма губернатору и в Государственную Думу. Но не всегда успешно. Нам очень часто отвечают, что это расходные обязательства муниципалитета, а у города нет средств. С трудом находятся деньги на поддержание санитарно-технического состояния больниц. Поэтому бесплатной медицинской помощи нет, на каком-то этапе человеку все-равно предлагают что-либо оплатить.
Cannot find 'cross_link' template with page ''Филиал ООО СМК «Астра-Металл» «Данко-Мед» - тел. 742-29-09, 792-22-53
Филиал ООО СМК «Астра-Металл» «Южный Урал» - тел. 265-70-99
Филиал ООО СМК «Астра-Металл» «Медаск» - тел. 790-07-72
ЧФ ООО СМК «РЕСО-Мед» - тел. 791-62-55Челябинское отделение ФОМС – тел. 266-45-58