20 ноября 2007, : Автор: Ольга ТИТОВА

«Ислам – это справедливость»

Шамиль Загитович Султанов, депутат Государственной Думы, президент «Центра стратегических исследований: Россия – Исламский мир»

Заголовок для данного интервью продублирован намеренно (читайте материал с таким же названием в рубрике «Общество»). Во-первых, так называется книга Шамиля Султанова, которая вышла недавно в Москве и без которой не состоялась бы наша с ним встреча; во-вторых, помещенное в заголовок утверждение емко характеризует содержание интервью; наконец, самоуверенный тон заголовка настраивает на диалог - в лучшем случае, а в худшем – раздражает. Раздражение, впрочем, должно пойти на пользу. Катастрофически мало религиозных людей, способных спокойно рассуждать о религии. И именно в этом, а не в догматических противоречиях конфессий кроется главная проблема человечества.

Справка

Шамиль Загитович Султанов, депутат Государственной Думы, президент «Центра стратегических исследований: Россия – Исламский мир».

Родился 16 мая 1952 года. В 1976-ом окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) по специальности «Международная журналистика». Кандидат исторических наук, иностранные языки – английский, арабский, французский.

В 1991-93 - член редколлегии и специальный корреспондент газеты «День».
С 1994 – заместитель главного редактора оппозиционного еженедельника «Завтра», созданного на основе газеты «День». Соавтор книги «Омар Хайям» (ЖЗЛ). Автор книги «Плотин» (ЖЗЛ) и др. Монографии: «Глобальная безопасность и региональные конфликты», «Проблемы региональной безопасности» и др. С апреля 2004 – координатор межфракционного депутатского объединения «Россия – Исламский мир».

Декларация прав человека

- Шамиль Загитович, что такое справедливость согласно Корану?

- Существует высшая справедливость, которая исходит от Всевышнего. Вряд ли мы когда-нибудь ее поймем. Отсюда жесточайшее требование в Исламе – стремление к знанию. Чем больше ты знаешь, острее чувствуешь, глубже понимаешь, тем ближе к восприятию этой божественной справедливости. Для нормального функционирования общества существуют правила, ключевые компоненты, сформулированные Пророком Мухаммадом, - они связаны с ежедневной, ежечасной справедливостью.

Всеобщая исламская декларация прав человека провозглашает: 1) В своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами (но человек должен рационально и эффективно относиться к природным ресурсам, думая не только о себе, но и о будущих поколениях); 2) Все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с законом (Пророк Мухаммад призывал к труду и приобретению, считая это путем приближения к Аллаху, обретения его любви, награды в иной жизни и отпущения грехов); 3) Всякий человек обладает правом собственности. Национализация некоторых средств производства законна с точки зрения общественных интересов; 4) Бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых через институт закята; 5) Все средства производства должны использоваться в интересах всего общества (в Исламе любая форма экономической деятельности, ее эффективность, ее результаты рассматриваются с точки зрения достижения общественного блага, но не за счет несправедливого подавления способностей, энергии, возможностей личности); 6) Для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации Ислам запрещает монополии, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок, публикацию лживой рекламы; 7) В обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общества и не нарушают исламские законы и ценности.

В Исламе очень важную роль играет понятие экономической справедливости. Когда ты помогаешь бедному человеку, то не рассуждаешь. Это должен быть спонтанный импульс, тогда ты нравственный человек. А раз ты нравственный человек, значит, справедливый. В справедливости есть метафизический аспект.

Что такое «закят»?

- Вы упомянули закят. Что это такое?

- В Коране подчеркивается, что у мусульманина есть две основные обязанности: делать намаз и платить закят. Закят – это социальный налог, который обязан вносить каждый мусульманин, если он не нищий (истинный мусульманин дает что-либо нуждающемуся не ради самого себя и не ради другого, но ради угождения Создателю). За счет закята поддерживаются путники, сироты, вдовы, бедняки. Пророк Мухаммад говорил: если в каком-то селении люди легли спать, а хотя бы один человек голоден, то нет благословения всему селению. За одного голодного все отвечают. Это то, что я называю психологией солидарности. Очень важным моментом для создания любого справедливого общества является формирование психологии солидарности. Пророк Мухаммад говорил: лучше жить среди людей и терпеть от них страдания, чем жить вне людей и не испытывать страданий. Человек – это социальное существо: каждый отвечает за всех.

До сих пор в арабских странах пытаются сохранить психологию солидарности, иногда, правда, в специфической форме. Например, в Кувейте, в отличие от Бангладеш, других бедных стран, нищим считается тот, у кого нет собственного дома, прислуги и машины. В этом случае государство обязано дать ему 250 тысяч долларов. В современной России закят, к сожалению, почти никто не платит. Такие мусульмане не являются примером справедливости.

- А бедняки не превращаются в иждивенцев?

- Я приведу один пример: во время абассидского Халифата в Багдаде было время, когда сборщики закята раздавали золотые динары на улицах и люди их не брали. Не потому, что все были богатыми, а потому, что были нравственными. Каждый исходил из того, что есть более бедные люди, которым деньги нужнее. Я мусульманин и профессиональный востоковед. Достоинства и сложности Ислама знаю изнутри. В то же время вижу, чем исламское общество совершеннее западного или российского. И это не заслуга мусульман. Не мусульмане сделали Ислам великим, а Ислам сделал великими мусульман. Я отнюдь не идеализирую. История показывает: когда исламское общество, абассидский Халифат или турецкий Халифат, деградировали, отказывались от принципов справедливости, они рушились. Я написал книгу «Ислам – это справедливость» для того, чтобы начать дискуссию в обществе. В различных национальных, конфессиональных, корпоративных группах существуют свои представления о модели справедливости. Национальную идею России тоже не нужно выдумывать, она существует сотни лет и выражается одним словом – «справедливость».

Россия несправедлива

- Почему Россия не является справедливым государством?

- Никогда в мире, в том числе в исламских государствах, абсолютно справедливых обществ не было. Но то общество, то государство, та цивилизация развивались, где ключевым идеалом была справедливость. С моей точки зрения, как профессионального конфликтолога и политолога, уровень несправедливости в нашей стране постоянно растет, несмотря на все усилия властей что-то предпринять.

Владимир Устинов, генеральный прокурор России, в 2000 году отметил, что уровень коррупции в нашей стране – 1 триллион рублей, по тому курсу – это 33-35 млрд. долларов. В прошлом году, в октябре, Александр Буксман, заместитель генерального прокурора, оценил уровень коррупции в 240-260 млрд. долларов. По данным некоторых специалистов, летом 2007 года эта планка уже превысила 300 миллиардов. Либо коррупция уничтожит страну, как она в свое время уничтожила Советский Союз, либо общество совместно с политическим руководством что-то в этом смысле сделает.

Второй момент – это проблема бедности. Она характерна для любого капиталистического общества, но в нашей стране принимает гротескные формы. В России свыше 50 миллиардеров, более 100 тысяч валютных миллионеров и 20 миллионов человек каждый день не доедают.

Еще одно из проявлений несправедливости – рост числа душевных заболеваний. У нас за последние 15 лет резко возросло количество людей, которые склонны к психическим болезням. Например, каждый пятый житель Москвы или Санкт-Петербурга имеют явные психические отклонения. Я не думаю, что в Челябинске ситуация лучше, хотя все-таки до такого не доходит. Это – общая тенденция для всей России.

- Как психические болезни связаны с ростом несправедливости?

- Например, вы моя жена. Я – мусульманин, вы – мусульманка. Я вас обязан содержать, но не могу этого осуществить по объективным причинам, поэтому вы вынуждены идти работать, - так возникает внутренняя компрессия. То же самое касается и других вещей. Последние 15 лет Советского Союза. Какую фразу чаще всего печатали на пивных бутылках? – «Ты меня уважаешь?». Отсутствие уважения и самоуважения ведет к психическим отклонениям.

Страны рушатся, цивилизации умирают, народы исчезают с лица земли, когда уровень несправедливости переходит критический барьер. Это моя гипотеза: есть коренная потребность человеческой души в справедливости. Я, как футуролог, считаю, что если у нас такими темпами будет прогрессировать несправедливость в обществе, то страна просуществует еще максимум 7-10 лет. Советский Союз рухнул потому, что его съела коррупция, начавшаяся после известных решений Никиты Хрущева (при Иосифе Сталине коррупция контролировалась). Я сам родом из Узбекистана. Рашидов, тогда первый секретарь ЦК компартии Узбекистана, докладывал: 6 млн. тонн хлопка собрали, хотя реально собирали 4,5 млн. тонн. Приписки достигали на этом уровне 1,5 миллионов, за что они получали деньги, премии, звания и так далее, а рыба гниет с головы. Очковтирательство – это форма проявления коррупции.

Ключевой принцип Ислама

- Отмечаете ли Вы развитие Ислама в современном мире?

- Я считаю, один из ключевых принципов Ислама – это его творческий характер. В Коране сказано: смотрите на мои знамения. Это может быть ветер, луна, движения корабля в море. Более того, в Коране отмечено, что знамение Всевышнего есть и внутри нас. Мы живем не просто в стационарной ситуации, где действует стационарная религия, мы живем в динамичном мире, и Коран требует динамичного, творческого отношения к миру. Поэтому, естественно, религия развивается. В Коране скрыто семь смыслов. Один открыт истинным мусульманам, другой – Пророку Мухаммаду, третий – Аллаху в человеческом восприятии, но есть еще другие аспекты. На самом деле те ценности религии, которые есть в Исламе, в Коране, постепенно открываются, в соответствии с требованием времени.

- Прочитала о том, что мусульмане в Москве создают общины. Существует ли необходимость для мусульман обосабливаться?

- Ислам появился на территории России задолго до Христианства. В восьмом веке, в 730 году Ислам появился в Дагестане, в 922 году Волжская Булгария приняла Ислам, находясь в составе другого государства, иудейской Хазарии. А Христианство канонической и государственной религией стало только в 988 году. Россия – их родина, они не эмигранты, которые могут взять и уехать.

С Западом на «ты»

- Однако и среди исламских стран находятся такие, которые успешно ведут диалог с Западом.

- Да, есть исламские страны, которые интегрируют в традиционные исламские ценности западные экономические модели. Характерный пример – Малайзия. 30 лет назад она экспортировала каучук, сейчас 60 процентов мирового рынка компьютеров - малазийского производства. Возьмите Турцию. Почему Европа не желает пускать Турцию в Европейский Союз? Не потому, что там исламское население. Все гораздо более прагматично: ресурсы Турции таковы, что если она получит сейчас неограниченный европейский рынок, станет полноправным членом Европейского сообщества, она совершит то же самое, что делала Япония и Корея в 60-е годы. Экономический рост в этой стране, по подсчетам некоторых европейских экспертов, может составить до 25 процентов, и уже буквально через 5-7 лет Турция может занять ключевые позиции на мировом рынке.

- Ответ на мой следующий вопрос предсказуем, но я все равно спрошу: партнерство с какими странами, на Ваш взгляд, России следует поддерживать?

- Единственным стратегическим нашим союзником является исламский мир. Он один заинтересован в том, чтобы Россия снова была великой и сильной державой. Глобальные противоречия в мире вызывает борьба за уменьшающиеся ресурсы. Всех ресурсов планеты осталось максимум на 100-150 лет. Уран уже через пять-семь лет нужно будет импортировать в нашу страну. Я с болью могу сказать, что по большому счету иностранцам все равно, каково положение мусульман в России. Их интересуют чисто прагматические моменты. Очень часто я бываю за рубежом, встречаюсь с фундаменталистами, с местной арабской буржуазией. Все твердят одно и тоже: мы хотим сильной России, все возможное для этого сделаем. В 2003 году Владимир Путин говорил, что у нас большие перспективы для развития отношений с исламскими странами. К сожалению, до сих пор идея не реализовалась.

Назначил президент одного человека, крупного миллиардера, – не будем называть его фамилию – ответственным за развитие отношений с арабскими странами. Ничего не получилось. Почему? Потому что он был заинтересован в развитии своего собственного бизнеса. Характерный пример произошел в Саудовской Аравии. Должна была состояться встреча с местным крупняком саудовских бизнесменов, за каждым из которых десятки, сотни миллионов долларов. Причем каждый из этих бизнесменов заплатил по 600 или по 800 долларов за право участия в переговорах. Полчаса ждут, – нет нашего человека, час – нет, два часа, три часа – нет его. А он, оказывается, вел какие-то личные переговоры и когда понял, что опаздывает на встречу, махнул на нее рукой. Какое отношение к России после этого можно ожидать?

- Смогут ли когда-нибудь лидеры конфессий договориться между собой?

- Что касается догматических принципов, никогда Ислам не договорится с Иудаизмом, Христианством или Буддизмом. Но диалог, разговор позитивный необходим, потому что сердцевиной, ключевым компонентом этого разговора и совместного дела является вся проблематика, связанная со справедливостью. Многого можно достигнуть, если мусульманское и православное сообщества начнут вместе решать общие проблемы, например, проблему распространения наркотиков или СПИДа. Но этот разговор должен быть не только на уровне Москвы, между Советом муфтиев и РПЦ (Русская Православная Церковь), но и на местах, в каждом районе, в каждой области.

Справедливости от властей ждать нельзя. В России существовал и существует разрыв между властью и обществом. Поэтому если мы хотим, чтобы общество отвечало за свою судьбу, каждый член общества должен проявлять активность. Один из принципов социальной справедливости в Исламе: мусульманин должен занимать активную жизненную позицию. Он не может сказать: «Это не мое дело, есть люди повыше, пусть они соображают». Если вы думаете, что сейчас в Москве кто-то сидит и думает, как бы в стране наладить справедливость, вы глубоко ошибаетесь. Люди в Москве зачастую думают только о том, как заработать денег.


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск