"Предел моего терпения - КВН"
В 2007 году вышли три книги детских стихотворений поэта Николая Шилова. Таких людей во всей стране можно пересчитать по пальцам. Писать детские стихи вообще трудно. Добиться признания у детей и родителей - еще сложнее. И то и другое с успехом получается у профессора Челябинской академии культуры Николая Шилова.
- Николай Петрович, вы осознаете свою уникальность?
- Да, я знаю, что детских поэтов очень мало. Не так давно был в Екатеринбурге, мне говорили, что там прозаиков много, а детского поэта нет ни одного. Не думаю, что много таких людей и в Челябинске. Говорить о какой-то своей сключительности я бы поостерегся. Мое дело - хорошо писать стихи, а остальное, как говорится, не мое собачье дело.
- Но многим нравится быть особенными.
- Недавно в центре города, на Кировке, ко мне подходит женщина и говорит: "Николай Петрович, мне так нравятся ваши стихи, можно я вам поклонюсь?" Сказал, что не надо. Я же не могу настолько серьезно относится к своему творчеству.
- Почему?
- А потому что я вообще несерьезный человек. По роду своей основной деятельности я пишу сценарии для праздников. А стихи - в свободное от работы время. То, что в одном году вышли сразу три книжки - это стечение обстоятельств. Пока две - "Лето в банках" и "Три дождя тому назад" - не один год готовились к печати, я решил не ждать и написал новую - "Диалоги Петрова". В результате все они "помечены" 2007-м годом.
- Как пришла мысль писать именно для детей?
- В свое время в содружестве с известным челябинским детским поэтом Львом Рахлисом мы написали три книги для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. О развитии творческих способностей у детей. А потом, когда Рахлис уехал в Америку, я "заразился" детством. С тех пор, а дело было в 1994 году, мне это доставляет удовольствие.
- Для детей вы пишете каким-то особенным языком?
- С одной стороны, есть, конечно, новое ощущение языка. С другой стороны, общие творческие законы одинаковы. В этом плане я много полезного взял от моего друга Льва Рахлиса. Он говорил: "чем кривее, тем прямее", имея ввиду, что в творчестве должна быть парадоксальность, нельзя однозначно говорить, кто прав, кто виноват, в стихотворении нужен объем, воздух… Дабы не быть голословным процитирую вам коротенькое стихотворение:
Если кашка убежала,
Значит кашке место мало.
Кашке хочется на воле
Прогуляться в чистом поле.
Там, где жили мать с отцом,
Где она была овсом.
Николай Петрович, достаточно ли для вас творческого "воздуха" в Челябинске, не собираетесь покидать город?
- Мне кажется, что в поэзии роль внешних обстоятельств преувеличена. Мне близка позиция Бродского, который говорил, что поэт - орудие языка. Вот он уехал в Америку, а поэзия его осталась здесь. Кому там теперь нужны его стихи, тем более на русском языке? Главное, что меня держит в Челябинске - это мое окружение, в котором очень много хороших и добрых людей. И бросить их я просто не могу. На добро надо отвечать добром.
- Как вы оцениваете популярный нынче юмор "Комеди Клаб"?
- Как человеку несерьезному, мне интересно все, что связано с юмором. Иногда, переключая каналы, я попадаю на эту передачу. Но долго не выдерживаю. Видимо, это передача не для меня. Когда юмор плоский и вращается в основном вокруг одного места, это быстро надоедает. Предел моего терпения - КВН.
- Есть ли у вас любимые стихотворения?
- Когда я вступал в Союз писателей, то прочитал такое легкомысленное стихотворение, которое называется "Объявление":
Хочу познакомиться с девочкой Людой,
Желательно плаксой и страшной занудой,
Номер такой-то, звоните в обед.
ЛЮДОед.
В зале поднялся шум, я услышал недовольные реплики. Спасая положение, прочитал более патриотическое стихотворение под названием "Ранец":
Мне купили новый ранец,
Этот ранец - иностранец
Фиолетово-зеленый, желто-красно-голубой.
До свиданья, старый дранец, -
Мой терянец и швырянец,
Мой катанец дорогой!