«Задача власти – создавать правила игры»
Сегодня на благо Челябинской области трудится около двенадцати тысяч чиновников. По словам Сергея Зырянова, директора Уральской академии Государственной Службы, в силу своей малочисленности этот состав требует не просто хорошей, а даже жесткой профессиональной подготовки. 26 октября челябинскому филиалу академии исполнится 15 лет. Опыт по их подготовке накопился большой. О том, где куют кадры для служения обществу и как это надо делать в современных условиях, читайте в материале «Полит74».
- Сергей Григорьевич, грех не вспомнить, с чего же все начиналось?
- После августовского путча 91-го года стало понятно, что партия больше не будет стоять у руля, вышло распоряжение правительства о реорганизации бывших высших региональных партийных школ в систему кадровых центров, которые должны готовить государственных и муниципальных служащих. На базе свердловской высшей партийной школы организовали Уральский кадровый центр. Потом он преобразовался в Уральскую академию Государственной службы. А в октябре 1992 года был зарегистрирован челябинский филиал.
- Первые трудности и первые результаты?
- Во-первых, не было помещения, не было вообще ничего. Для того, чтобы начать работать, мы сделали набор юристов на базе высшего образования. Первая сессия состоялась в начале декабря. 55 человек поступило к нам на обучение. Дальше начали поступать заказы от администрации губернатора, от городов области на подготовку чиновников. Потом были приняты законы о государственной и муниципальной службе. Там заложено, что раз в три года государственные и муниципальные служащие должны проходить повышение квалификации, работа стала более системной.
Сначала в составе института было 3-4 человека, но он рос, развивался и сейчас у нас учится 3300 студентов, работает порядка 220 человек. Хорошо, что этот проект реализовался в таком формате, появились рабочие места в городе. Мы выпустили более четырех тысяч специалистов с дипломами высшего образования с 1995 по 2007 год. Прошли подготовку 12 тысяч государственных и муниципальных служащих и 13 тысяч специалистов рыночной экономики.
- Кого вам заказывали в первую очередь?
- Один из первых и интересных заказов был от администрации Копейска. Глава города Владимир Петрович Уткин попросил нас провести трехдневную игру с его заместителями, начальниками отделов и служб. Мы подобрали преподавателей, это были москвичи. До сих пор Копейск - один из системно работающих с нами городов.
- А Челябинск как часто выступает заказчиком?
- В Челябинске в целом учится и работает где-то 1200 чиновников. Когда в администрацию пришла новая команда, они сразу сформировали группу из 25 человек и направили их на курсы дополнительной профессиональной подготовки. Это была пятисотчасовая программа, 1,5 года обучения. До этого муниципалитеты не заказывали нам таких программ. В этом году по заказу администрации Челябинска мы начали учить вторую группу.
- Кто сегодня идет учиться на чиновника, только ли взрослые состоявшиеся люди?
- У нас своеобразная разновозрастная аудитория. Особенность нашего вуза в том, что мы ориентированы на вторичный рынок образовательных услуг. У нас три тысячи студентов-заочников и только триста студентов дневного отделения. Без «дневников» тоже нельзя, потому что поддерживать определенный уровень профессионального мастерства преподаватели могут только тогда, когда читают длинные учебные курсы. На заочное отделение поступают бывшие выпускники техникумов и других вузов. От 20 до 60 лет – категория тех, кто поступает к нам учиться. В последнее время много военных, офицеров, служащих сейчас, но думающих о своем гражданском будущем. Много чиновников. Сейчас профессиональная судьба человека концептуально складывается так, что человек должен каждые пять лет получать новую профподготовку, тогда он будет востребован на рынке труда.
- Есть в академии своя гордость, те выпускники, которых вы ставите в пример?
- Двое из них были депутатами Государственной Думы уже после окончания нашего вуза. Это Александр Владимирович Кузнецов, который в 95-ом году окончил наше заведение и в этом же году избирался по списку «Яблока». Еще один выпускник - бывший депутат Госдумы Крюков Валерий Александрович. У него интересная управленческая биография, он был секретарем городской Думы. Сейчас – член Центральной избирательной комиссии. Наши выпускники работают заместителями министров правительства. Это Игорь Лашманов, Ирина Гладкова. Многие главы муниципальных образований: глава Копейска Конорев, Коркино – Марченко, Нязепетровского района – Цыпышев.
- А ваши выпускники вами довольны?
- Сейчас никто не заставляет людей учиться. Тем более учиться, оплачивая эту учебу заработанными тобой же деньгами. Это выбор серьезный. Мы проводили анкетирование выпускников в этом году, примерно 350 человек опросили, из них 97 процентов ответили, что довольны обучением в нашем институте. У нас шесть специальностей. Это и менеджмент, и финансы, и бухучет. Это основные специальности, которые нужны не только для органов власти, но и для рыночной экономики. Очень многие люди сейчас получают образование для себя, они не идут, например, в профессию юриста, но многие руководители малого и среднего бизнеса хотят быть образованными в юридическом плане для того, чтобы бизнесом грамотно руководить. Это требование времени. Мы даем высшее образование, профессию же люди приобретают сами, устраиваясь и совершенствуясь. У нас первая ступень, а потом… Своим выпускникам я всегда говорю, что вы вернетесь через год или два к нам, будете учиться на курсах повышения квалификации, потому что увидите необходимость поддержания определенного уровня профессионализма.
- Каким, на ваш профессиональный взгляд, должен быть современный чиновник?
- На высших уровнях чиновник должен иметь широкое поле эрудиции, владеть техникой общения в совершенстве, в том числе техникой публичных выступлений, чтобы объяснить свою позицию и подчиненным, и населению, поскольку власть работает не для себя. Есть чиновники, которые занимают должность специалиста или главного специалиста, как правило, их занимают начинающие, они ориентируются на карьерный рост, на то, чтобы стать руководителями в дальнейшем. Сказать, кто представляет собой образ современного идеального чиновника, я не готов. Хочу обратить внимание на неслучайное слово «служба», власть должна служить народу, поскольку народ содержит ее на свои деньги. Бюрократический стиль управления меняется на демократичный и публичный стиль администрирования, так как чиновники выполняют функции публичных администраторов.
- Как вы считаете, большинство из них идет служить народу или все-таки защищать свои интересы во власти?
- Человек никогда не выделяет для себя какой-то один мотив. Обучение – сумма мотивов, а преподаватели наши ориентируют студентов на необходимость выполнения функции служения населению. Понятно, привлекательность государственной и муниципальной службы заключается не только в возможности служения, но и в неплохой оплате труда. Кстати, чиновников не так уж много в области – порядка 12-13 тысяч. Небольшой профессиональный отряд, который в силу своей малочисленности требует серьезной, даже жесткой профессиональной подготовки. От каждого человека «служивого», на самом деле, очень многое зависит в решении жизненных вопросов. А чиновников публичных вообще немного. Скажем, губернатор и его заместители, глава города Челябинска. Это государственные служащие категории «А», их единицы. Однако есть еще представительная, законодательная ветвь власти. Кстати, представители бизнеса достаточно охотно идут именно туда.
- Но вы ведь не просто вуз, у вас, как известно, есть особенные заказы?
- Мы работаем в режиме научных исследований. Специфика нашего вуза, его миссия – изучать социально-политическое положение в регионе, взаимодействие власти и общества, электоральные процессы, степень доверия населения к власти... вот такие заказы. Мы стараемся делать эту информацию публичной. Один из последних проектов был проведен по заказу правительства области. В соответствии с указом президента РФ должна иметь место хотя бы раз в год оценка с помощью социологического опроса удовлетворенности населения получением властных услуг. Речь идет об образовании, медицине, деятельности правоохранительных органов. Мы провели такой опрос и предоставили информацию заказчику.
В чем основная проблема нынешних властных структур? Задача власти – создавать правила игры для хозяйствующих субъектов, а не решать вопросы, например, управления ЖКХ или промышленности. Сейчас это все более конкретизируется, и деятельность властных структур становится более содержательной и предметной. Но жива иллюзия, что власть – это те люди, которые каждый день принимают политически значимые решения На самом же деле эта задача сейчас должна быть минимизирована, а вот задача грамотного администрирования должна становиться все более весомой.
Cannot find 'cross_link' template with page ''