5 октября 2007, Автор: Наталья ТАРНАКИНА

Демократические выборы

Именно такой эпитет использовал независимый наблюдатель от «Голоса» Юрий ГУРМАН по поводу выборов в Верховную Раду, что прошли на Украине в это воскресенье. Череда политических событий, яркие процессы, активные действия политиков, потрясения, волнующие всю страну, буквально «натаскали» наших славянских собратьев на демократию. Какие нововведения в избирательных процедурах произошли на Украине, и к каким из них стоит присмотреться россиянам накануне выборов в Госдуму, читайте в материале «Полит74».

- Юрий Альбертович, каково общее впечатление от украинских выборов?

- Для меня это не первое наблюдение на Украине. Были выборы в Верховную Раду в 2002 году, потом выборы президента, еще одни выборы в Раду в 2006 году. И эти внеочередные выборы прошли на удивление, хотя может это уже и не удивление в результате такой множественности украинских выборов, без каких-либо замечаний к действиям избирательных комиссий. Избирательные комиссии просто «натаскались» в соблюдении процедур. Вспоминая последние выборы, можно сказать, что там были только претензии. Здесь все было без сучка и задоринки, плюнуть хочется, а некуда.

- В чем причина такого правового успеха?

- На Украине в состав избирательной комиссии вводят представителей от разных политических противоборствующих партий. У них 20 членов избирательной комиссии, это достаточно большой состав. Пять политических партий, от каждой по четыре человека. Они могут, таким образом, заменять друг друга. У нас по одному представителю, его невозможно заменить.

- Особенности этой избирательной кампании, что послужило переменам в лучшую сторону?

- В украинском законодательстве есть проблемы. У них горький опыт предвыборной борьбы, были претензии к качеству избирательного процесса, постоянно ставилась под сомнение легитимность избранной власти. В этот раз они пытались на каждом шагу поставить барьеры. Так, их избирательный бюллетень состоит из двух частей. Одна часть (верхняя) – отрывной талончик, на котором ставится печать и подпись члена избирательной комиссии, подпись избирателя, что он получил избирательный бюллетень. Избирательный бюллетень от этого отрывного талончика отрывается, и избиратель уже с ним идет к урне. Этот талончик номерной, подделать его нельзя. На нем стоит номер участковой избирательной комиссии. Нельзя взять бюллетень с одного участка и перебросить его на другой участок. Для каждой участковой комиссии были изготовлены свои бюллетени.

Кроме того, велась строгая нумерацию итоговых протоколов. Когда выборы закончились, всем наблюдателям, представителям СМИ комиссия выдала копии итоговых протоколов о подсчете голосов. Мы знаем, что в 2003 году после выборов в Госдуму коммунисты и «яблочники» представили в суд протоколы, которые были подписаны членами избирательных комиссий, там стояли печати, но данные расходились с данными, зафиксированными в итоговых проколах территориальных избирательных комиссий. Суд говорил о том, что не понятна природа этих итоговых проколов. Может быть, это были ошибки. Ранее подобные вещи проходили и на Украине. Чтобы исключить подобные неожиданности, теперь здесь введена установленная форма, она заполняется, ставится печать председателя избирательной комиссии и все итоговые протоколы становятся документами строгой отчетности. В этом смысле они тоже исключают всевозможные манипуляции и нарушения. И еще, у них прозрачные урны, которые позволяют проследить наблюдателям, чтобы не было вбросов.

- Неужели все так идеально?

- Единственное слабое звено, которое осталось в законодательстве - списки избирателей. Все остальное проконтролировать можно. Мы знаем про «мертвые души», например. Или, если один и тот же дом находится на разных избирательных участках, избиратель может проголосовать и там, и там. Множество может быть нарушений. На Украине попытались исключить возможность манипуляции списками и запретили выпускать дополнительные списки в день выборов. У нас как бывает, на думских выборах в некоторых участках готовили по 200- 300 дополнительных бюллетеней. Якобы приходит избиратель, приносит паспорт, либо иной документ, на основании которого его вносят в список избирателей, и он голосует. В результате цифра голосующих на начало выборов и по окончании меняется, увеличивается. Чтобы этого не происходило, в Украине были установлены сроки для выверения списков, ответственность возложили на избирательные комиссии. Определили, что до дня голосования списки могут корректироваться. Вечером перед голосованием список закрывается, заверяется подписью-печатью и больше не изменяется. То есть хочешь голосовать – позаботься об этом заранее. Еще момент. Собрали данные федеральной миграционной службы о том, кто выехал за пределы Украины на 24 сентября. На основании этих сведений были даны указания произвести чистку в списках. Логика есть. Но к чему это привело. На некоторых участках оказалось, что до 70 человек не могли проголосовать, потому что их вычеркнули. Люди вернулись из заграницы, пришли, а им говорят, извините, вас же нет. Как нет?.. Даже мэр Донецка по этой причине не смог проголосовать, прошла информация, что из списков был исключен и министр иностранных дел Украины. Очень много жалоб поступало от избирателей.

При этом особенность выборов на Украине – барьер в 3 процента. В среднем явка была 50-60 процентов. Средний избирательный участок – 1,5 тысячи человек, при явке 50 процентов 800 человек должны придти на избирательный участок. Что такое 3 процента от 800 – 24 человека. А если мы говорим, что 70-80 человек на участке не смогли проголосовать. Вот и думаешь, существенны или несущественны были эти нарушения.

- В процедуре все прошло почти хорошо, а что касается самой предвыборной борьбы и агитации?

- Мы, как международные наблюдатели не можем вмешиваться в политический процесс. Наша задача – соблюдение процедур. Политическую ситуацию мы не оцениваем. Можно сказать о том, что Украина разделена, там царят разные политические предпочтения. В результате - наличие реальной политической конкуренции, которая действительно ощущается. Там идет борьба мнений, позиций, сторон и однозначно сказать, кто проиграет, кто выиграет – нельзя. До сих пор идут споры, кто же победил. Маленькая разница одной политической силы от другой – 2 процента. Там идет реальный политический процесс. Агитация проходит с мелкими нарушениями, но возможности применить административный ресурс, причем настолько, чтобы он повлиял на окончательный результат, нет.

- Какие казусы были, может быть, смешные или неприличные, новинки выборов в плохом смысле?

- Сам не наблюдал, но озвучили новую черную технологию, применяемую на этих выборах – подкуп избирателей. Мы знаем про «карусели», которые используются очень часто. Человек приходит, ставит галочку, выносит бюллетень, показывает его, получает деньги и кидает его в урну. Усовершенствованная технология «карусели» – избиратель должен зайти в кабинку с сотовым телефоном, у которого есть фотоаппарат, поставить галочку и сфотографировать на сотовый телефон свой бюллетень. Выйти, показать фотографию, получить деньги и пойти дальше.

- Нововведения украинских выборов можно использовать у нас?

- К нам как-то приезжал спикер из Штатов. Он рассказывал об их избирательной системе. Они формируют списки в заявительном порядке, то есть раз в год в течение месяца каждый гражданин имеет право придти и заявить себя избирателем. Списки формируются не по месту жительства. Тогда каждый осознанно это делает, и проблем нет. Все понятно, кто придет на участки. У избирателя есть документ, который подтверждает это право. Это воспитывает гражданскую позицию.

- Можно спроектировать выборы на Украине на сложившуюся у нас ситуацию?

- Украинские выборы, как и у нас в этом году, проходят по партийным спискам. Но в Украине 5 партий проходят и барьер. При такой высокой конкурентной борьбе установлен всего трехпроцентный барьер. У нас – 7 процентов. При том, что Владимир Владимирович заявил, что задача партии набрать 60 и более процентов, получается, что в Госдуме будет либо одна партия, либо две, для третьей места не останется. Результаты уже предрешены. Интрига политической борьбы выхолощена.

- Как независимые наблюдатели будут готовиться теперь уже к нашим выборам?

- Очень много изменений произошло в законодательстве. Они с какой-то стороны упрощают процедуру. Однако общественные организации теперь могут наблюдать за процедурой только как СМИ. Сложность в этом. Представители СМИ жалобы подавать не могут. Могут только представители политический партий, а самая сильная из них всего одна. Будет использован очень мощный административный ресурс. Какая партия победит – понятно, задача показать, в каком регионе процент будет больше. Как влиять на эту ситуацию, будем думать по ходу.

Cannot find 'cross_link' template with page ''