4 сентября 2007, Автор: Александр СКРИПОВ

Владимир Садырин: "Дураки - не мамонты…"

Владимир Садырин: "Дураки - не мамонты…"

Накануне 1 сентября мы встретились с министром образования Владимиром Садыриным - человеком широчайшего кругозора и энциклопедичских знаний. Кроме того, он обладает тем редким для чиновника набором качеств, которые называются одним словом - харизма. А еще, несмотря на плотный рабочий график, Владимир Витальевич находит время для фотографического творчества - только что вышли две его новые богато иллюстрированные книги - "Зеркала души" и "Ландшафты: Небо.Камни.Легенды".

ЕГЭ – спасение от самодуров

- Владимир Витальевич, чем новый учебный год будет отличаться от всех предыдущих?

- Масштабным внедрением в систему образования прогрессивных технологий и
современных средств связи. Год назад у нас на один компьютер в среднем приходилось 45 учеников, в настоящий момент - 23, а к Новому году их будет 19. 70 % учителей владеют компьютерами, в некоторых городах и районах - этот показатель равен 95-97. В этом году мы пойдем дальше. Разговор идет не просто о компьютерной грамотности, а об умении создавать контрольные задания, тесты, составлять мультимедийные программы. В этом году мы обязательно организуем соответствующие курсы для учителей-предметников, будем делать из них, как принято сейчас говорить, продвинутых пользователей.

Продолжится работа по созданию системы дистанционного обучения. Сегодня мы постепенно приходим к ситуации, когда для того, чтобы получить доступ к качественному образованию, физическое присутствие учителя не всегда обязательно. К примеру, в отдаленном районе нет преподавателя по физике или математике, или речь идет об обучении детей с ограниченными физическими возможностями. Не беда - ученик получает задачи по электронной почте, решает их, отправляет обратно, получает разъяснения или оценку. Была бы мотивация…

 - Нынешнее лето ознаменовалось скандалами, связанными с ЕГЭ. Сообщалось об утечках информации с результатами единого экзамена. Претензии к ЕГЭ предъявлялись и раньше. Что вы думаете по этому поводу?

- Мы проводим ЕГЭ уже шестой год. По большому счету я считаю, что такой экзамен нужен. Да, недостатки есть, но их надо устранять, а не ставить под сомнение всю систему. Хотя бы потому, что такой экзамен сделал абсолютно прозрачной систему поступления в вузы.

- И в столичные тоже?

- Понятно, что в МГУ, других ведущих вузах к ЕГЭ особое отношение. Но тут, на мой взгляд, первоначально была сделана ошибка. Надо было привлечь к разработке КИМов (контрольно-измерительных материалов) тех же ученых МГУ. Их оставили в стороне, а дипломированных тестологов у нас не было. Поэтому казусов, в том числе смешных, избежать не удалось. Это дало повод ставить под сомнение принципы ЕГЭ.

Не так давно мы рассматривали жалобу из Миасса. Между учительницей и учеником возник межличностный конфликт, и педагог сказала: "Ты не сдашь сочинение на пятерку и золотую медаль не получишь!" Мы создали комиссию, которая проверила работу. Выяснилось, что педагог злоупотребила своей властью, поставив "четверку". ЕГЭ дал возможность переправить оценку на "пятерку". С внедрением единого государственного экзамена мы уходим от субъективизма, от выполнения угроз типа "Я сказала, что ты не получишь". Дело учителя - дать знания ученику, а оценивать результат надо по критериям, которые утверждены в Москве и одинаковы для всех. И это, согласитесь, серьезный довод в пользу ЕГЭ. Кроме того, благодаря этому экзамену, мы узнаем массу полезной информации. Проанализировав результаты ЕГЭ по химии, обнаружили, что четверки и пятерки получили школьники, готовившиеся по учебнику Габриэляна. Оказалось, что он - самый лучший. Теперь покупаем именно этот учебник.

«Меня обвинили, что я против церкви…»

- Владимир Витальевич, вам не кажется странным тот факт, что наши вузы готовят одних специалистов, а обществу требуются совершенно другие профессии? Может, все-таки правы сторонники принудительного распределения?

- В этом году у нас 26 тысяч выпускников, а наши вузы предлагают более 30 тысяч мест. А еще есть техникумы, профессиональные учебные заведения. Что означают эти цифры? То, что усиливается конкуренция за будущих студентов. Да, дисбаланс имеется, вузы по инерции готовили юристов и экономистов, тогда как не хватает строителей, проектировщиков, энергетиков. Но ситуация уже меняется. В этом году ни в одном из вузов на первое место по конкурсу не вышли юристы. Почему? А их уже навыпускали столько, что с дипломом юриста стало проблематично устроиться на работу.

По поводу распределения. Понимаете, мы, может быть, еще до конца не осознали, что живем уже в другом обществе, при другом общественно-политическом строе. Многие из тех, кто выступают за распределение, родом из социализма. Но сейчас оно попросту не будет работать, поскольку предлагаемые меры неадекватны современным реалиям. В рыночной экономике и методы действий должны быть рыночные. Мы должны создать условия - и люди сами приедут работать. Вот только один пример. В одной из школ Увельского района не было учителей истории, физики и математики. Глава района решил заключить договор со студентами 3-го курса. Заключили соглашение, по которому ребята получили из местного бюджета стипендию. А когда приехали - то им сразу дали служебное жилье, которое через несколько лет перейдет в собственность. Еще в
качестве поддержки молодым специалистам выдадут "подъемные". Вот это правильный подход! Не надо распределять и закреплять - надо привлекать и заинтересовывать.

- Что вы думаете по поводу изучения основ православия в школе?

- Считаю, что мы не имеем права этого делать. Знаете, меня уже обвиняли в том, что я якобы против церкви. На самом деле, это не так. Когда детей за ручку ведут в церковь родители - я это приветствую. Поддерживаю идею воскресных школ, радуюсь, когда религиозные знания и представления положительно влияют на культуру и воспитание детей. На Южном Урале живут в мире и согласии представители сотни национальностей, эти люди придерживаются самых разных религиозных взглядов. Поэтому насаждать в школе основы православия мы не будем.

О физике и лирике

- А какой любимый предмет был у вас, когда вы учились в школе?

- Трудно сказать. В 6-ом классе мне нравилась математика, и я даже занял первое место в районной олимпиаде. Потом полюбилась химия, я страшно любил опыты, эксперименты. А, в конце концов, закончил естественно-географический факультет пединститута. Меня дважды приглашали в Санкт-Петербург, в аспирантуру. Но я вернулся в свою школу, к детям. И не жалею.

- Владимир Витальевич, а оттуда у вас страсть к фотографии?

- Тоже из детства. В поселок Рудничный Саткинского района, откуда я родом, часто приезжали геологи. Дело было в начале 60-х, шел знаменитый спор, кто главнее - физики или лирики. Геологи соединяли в себе обе ипостаси. По профессии они были "физики", а в душе лирики. А еще они привозили с собой фотографии из разных регионов - с Камчатки, Памира, Карелии… На них были запечатлены красоты природы. И мне тоже захотелось снимать, отец мне купил "Смену-6". С тех пор это стало моим увлечением на всю жизнь.

- У вас наряженный график работы. Когда успеваете фотографировать?

- Действительно, редко удается запланировать съемку, как это делают некоторые наши именитые мастера. Они часами могут ждать, когда "солнце окажется вот здесь". Такой роскоши себе не могу позволить, поскольку живу в другом ритме. Пытаюсь выкраивать время. Общаемся мы, скажем, с главой района, а в конце дня я ему говорю: "А теперь показывай мне самое красивое место". Тем ценнее те кадры, которые оказываются удачными. Ну, разумеется, беру камеру, когда уезжаю в отпуск. В разные годы снимал и на Камчатке, и в Париже, и в Таиланде…

Как поставить министра на колени

- Как вам удалось поставить на колени вашего начальника - российского министра Андрея Фурсенко?

- Да есть у меня такая фотография. Когда министр приезжал к нам на Южный Урал, то я попросил его сфотографироваться со школьниками. "А слабо будет встать на колени перед учениками?" - спросил я. "Не слабо!"- ответил он. Так родился этот редкий кадр.

- Вы фотографируете людей, пейзажи, цветы, насекомых. Но откуда особая любовь к птицам? Их в ваших альбомах больше сотни.

- Однажды я прочитал у Тургенева, что интеллигентный человек, живший в его время, должен знать 200 видов трав и 200 видов птиц. Трав я знаю больше, а птиц меньше. Сегодня в моей коллекции 127 разных птичек. Вот "догоню" до двухсот и буду считать себя интеллигентным человеком.

- Я знаю, что вы еще коллекционируете афоризмы.

- Специально такой задачи я не ставил. Знакомые помогли мне издать перекидной календарь с моими фотографиями, потом появилась идея вписать туда афоризмы на каждый день.

- И какой из них вам больше всего пришелся по душе?

- Мой товарищ Игорь Зунтов прислал мне такой афоризм: "Дураки - не мамонты, они не вымрут". Мне показалась эта мысль актуальной. Чтобы никого не обидеть, я поместил это изречение в календарь на 1 апреля. Вообще, юмор помогает преодолевать трудности. Жизнь и без того штука серьезная, поэтому без чувства юмора никак нельзя.



Cannot find 'cross_link' template with page ''