Ирина Хакамада: «Чего вы от меня хотите? Чуда? Его не будет!»
![Ирина Хакамада: «Чего вы от меня хотите? Чуда? Его не будет!» Ирина Хакамада: «Чего вы от меня хотите? Чуда? Его не будет!»](/upload/iblock/198/350_hak.jpg)
Что представляет собой современная Россия и каковы ее перспективы в ближайшее время? Этот вопрос стал лейтмотивом встречи «политической звезды федерального уровня», как называют Ирину Хакамаду организаторы визита, с челябинцами. Московская гостья рассказала, какое условие выдвинула Касьянову при вступлении в «Другую Россию», кто через десять лет кардинально изменит внутреннюю и внешнюю российскую политику и какой президент нужен нашей стране уже сейчас. «Полит74» публикует наиболее яркие цитаты из выступления Ирины Хакамады.
О прошлом
В 2004-м году я упорно вызывала Путина: давайте подискутируем, почему бы нет, я тоже умная. Это прикол был, я понимала, что ничего не выйдет. Я ему говорила: Владимир Владимирович, наша страна чиновников-лизоблюдов вас поднимет на пьедестал. Вам нужна оппозиция – через нее вы будете знать, что на самом деле происходит в обществе. Он сказал: «Ир, я понимаю». Но система его убила.
О процессах сегодняшнего дня
Сейчас для того, чтобы заниматься политикой, нужно быть птицей высокого полета, либо обслуживать власть. Оппозиция спорит с властью, чтобы быть представленной в ее структуре. Чтобы парламентским путем обеспечить контроль над властью, либо заменить ее. Но власть не хочет быть смененной никаким способом. Она хочет быть всегда, всегда оставаться при кормушке. И сейчас формируется механизм, при котором ничего не будет меняться. Народ молчит, СМИ играют в эти игры, и не дают людям получить объективную информацию.
О перспективах
Если нет политической конкуренции, потребитель, народ, всегда будет проигрывать. Если нравственные традиции не контролируют власть (а бюрократы на все плевали) и не контролируют конкурирующие партии – тогда мы видим страшные ошибки: монетизация, административная реформа, например.
О «партии власти»
Это настоящие богатыри. У них есть мечи, доспехи, кони, войска и средства, чтобы все это содержать. На другой стороне мы. У нас ничего этого нет, и бороться нам нечем. Но у нас развитые, современные люди.
О политическом строе
Вы скажете, Россия – авторитарная страна? Но меня никто не расстреляет за то, что я выступаю сейчас перед вами. Пусть те («Молодогвардейцы». – Авт.) орут. Есть «Эхо Москвы», подобные клубы, интернет. Вроде партии конкурируют. Причем градус взаимной ненависти либералов и коммунистов меньше, чем Грызлова и Миронова друг к другу. Но «Яблоко» и СПС поливают друг друга грязью, идет внутривидовая борьба, в результате которой исчезает что? Вид. С другой стороны, да, у нас авторитаризм: бизнес контролируется бюрократией, независимые партии не регистрируют, а регистрируют только тех, кто мягок в суждениях и оценках. СМИ контролируются… И не авторитаризм это, и не развитая демократия. Я хочу демократию нового типа, социал-демократию, когда рынок эффективен, а государство не вмешивается в экономику, занимается обороной, безопасностью и пенсионерами. Но со времени Ельцина в стране ничего не изменилось, власть занимается бизнесом. В голове у Путина одно: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Газпром». Более того, никто не думает о переходе на новые технологии.
О стабильности
Стабильность принесли нефтяные цены. Снизьте их в два раза, и во столько же раз сократится уровень стабильности.
О параллели между Россией и Штатами
По всем канонам, политическая система не является стабильной, если не опирается на четкую систему законов. Россия не смогла опереться. На Западе еще есть и рабочий механизм смены власти. Буш понаделал кучу глупостей, и теперь летает низко, а демократы идут вперед. Но потом они тоже могут зарваться. И снова придут республиканцы. У нас сегодня такой механизм не работает.
О лимоновцах
Вы что так нервничаете? Я им сказала, что мы не будем с ними работать, если они не поменяются и не перестанут пугать нормальных людей. Сейчас радикалы с черными флагами от них ушли. Я к лимоновцам отношусь спокойно, называю их гламурными революционерами. Они такой кайф ловят, что их сажают, разгоняют. Или вам интересны «молодогвардейцы», потому что у них флаги не черные? Если мы интеллектуалы, давайте будет смотреть в корень.
О «Справедливой России»
Я понимаю, что должны чувствовать «единороссы», потому что у них в соперниках даже не демократы, а вот это вот.
О Касьянове и Геращенко
Геращенко - хороший мужик. Но работа президента очень тяжелая, а лет ему... Касьянов же – бывший премьер, имеет большой опыт. Причем, когда он был премьером, у него было меньше денег, но закон о монетизации его правительство не принимало. Сейчас в стране огромные деньги, но пенсии до уровня прожиточного минимума нынешние руководители повысить не могут. Когда я поддержала Касьянова, я поставила ему одно условие, сказала: «Михал Михалыч, вы будете исправлять ошибки своего правительства». Если повторится история СПС, когда бизнес вышел на первое место, а социалка встала на второе, я уйду.
О президентских выборах
Выборы 2008 года кажутся мелкими, промежуточными, не сильно значимыми, потому что всем понятно: преемник победит. У Кремля такие ресурсы, что они хоть Винни-Пуха президентом могут поставить. А что? Он крышу починил, дороги строит, матерям деньги дает. За полгода можно раскрутить Винни-Пуха до такой степени, что народ пойдет и скажет, мол, я за Путина, а Винни-Пух такой же, как Путин. Он мне нравится, он настоящий патриот. Ну, так что, кто за Винни-Пуха? Но, я думаю, 2008-й год – переломный, у демократов есть возможность взять власть в свои руки. Для этого, с одной стороны, нужен серьезный единый кандидат. С другой, ответственность людей, которые пойдут голосовать. Мы привыкли «голосовать сердцем» или играть в какие-то игры. Если все равно победит преемник, то я пойду и проголосую за Жириновского, для прикола, как протест. А вы серьезно хотите, чтобы Жириновский управлял страной? Тогда и голосуйте соответственно.
О преемнике президента Путина
Сегодня власть хочет оставить все у себя, а для этого на президентский пост поставит слабого. Они знают: те, кто устанавливает волчьи законы, со временем станут жертвами этих законов. Эта штука сама себя сжирает. Сильный может сказать: «А почему все у вас?» У меня родственники, знакомые, все они хотят быть министрами...
О правильных решениях
Идеальная схема поведения сейчас: объединенная сильная оппозиция - «Яблоко» и СПС - включает в свои списки Касьянова, Рыжкова, Хакамаду. Тогда бы мы точно 15 процентов получили. Заявили бы об исправлении ошибок нынешней власти и прошли. А в 2008-м выбрали бы из объединенной огромной партии кандидата в президенты и устроили серьезную борьбу. Точно был бы второй тур. Почему так не получается – не буду говорить, потому что и так все понятно.
О скором будущем
Когда сегодняшним 25-летним будет 30, 40 лет, они подойдут для занятия политикой. За этим поколением будущее. Потому что они независимы, у них конкурентный стиль жизни, ответственность, стремление все брать на себя. Есть, конечно, другие, которые кричат там, у входа, но это пена, пройдет время, они вырастут и бросят все это.
О нравственности
Что вы от меня хотите? Чуда? Политтехнологи мир не спасут. Его спасут честность, правдивость и смелость.
О детях
Вам любая партия может сказать, как они будут заботиться о детях. Но «Единороссы» детское пособие повысили с 70 до 100 рублей, а сколько при этом народу голосует за «Единую Россию»?
О женской доле
Меня очень многие обвиняют в романтизме. На самом деле по взглядам я романтик, по технологиям – реалист-прагматик. В мужской стране, патриархальной России, женщине стать президентом? Если она не преемник, то нет шансов: максимум 7-8 процентов. Про меня рассуждают: Хакамада умная, образованная, но...все-таки женщина, не справится она. Большинство населения голосует за «брюки», не думая, как эти «брюки» их кинули.
Cannot find 'cross_link' template with page ''