Борис Черев: «Наша задача – вернуть в театр людей, которые из него ушли»
В прошлом сезоне в челябинском Молодежном театре стартовал новый творческий проект – читки пьес современных авторов. Как появилась идея использовать такую форму театральной постановки, каковы итоги первого сезона, и какие планы у творческого коллектива на будущее, рассказал корреспонденту Полит74 руководитель проекта Борис Черев.
- Борис Филиппович, что такое читки, давно ли существует такая форма театральной постановки, и почему именно сейчас у Молодежного театра родилась идея подобного проекта?
- Первыми читать пьесы друг другу стали драматурги. Читали, обсуждали, хвалили друг друга, ругали. Проверяли, как пьеса «работает». Потом такими читками стали заниматься актёры и режиссёры: «новая драма» манила новизной содержания, но было не понятно, как её ставить. А в последние год-два читки пьес вышли за пределы профессиональных кругов, по всей России началось буквально поветрие, читки стали необычайно популярны. Не знаю, чем это объяснить, но читки пьес стали сейчас особым видом театрального преставления, иногда даже более интересным, чем спектакль. Во всяком случае, я не раз слышал подобные утверждения от наших зрителей.
Я думаю, что, по крайней мере, одна из причин повышенного интереса к современной драме заключается в её соответствии изменениям, произошедшим с нами в последнее время. Психофизика людей изменилась. Мы живём сейчас быстрее и напряжённее, чем 20-30 лет назад. Традиционные постановки классических произведений скучны нам. Неспешное существование классических персонажей не соответствует напряжению, ритмам и скоростям нашей жизни. Мы быстрее соображаем, у нас другие заботы, мы по другому относимся к тому, что нас окружает.
«Новая драма» отражает эти изменения, эту новую энергетику. Современным языком она говорит со своим зрителем о том, чем он живёт, что его волнует. Читки пьес с их постановочным минимализмом, аскетичностью актёрских средств, принципиальным отказом от навязывания восприятия произведения, позволяют каждому зрителю увидеть «свой» спектакль, стать его соавтором.
- Вы принципиально делаете акцент только на современных пьесах? Почему?
- Принципиально. Потому что думаем, зрители соскучились по серьёзному, глубокому разговору о том, как и чем мы живём сегодня, разговору о самих себе. Вот мы и выбираем пьесы «про нас». Мы же не любой ситуации сейчас готовы сопереживать. На какие-то проблемы мы внутренне отвечаем – мне бы ваши заботы. А в этих пьесах - те реалии, которыми мы живем.
Конечно, пьесы, что мы берем для читок - не вся современная драматургия, это как бы особый ее род. Они не могут быть воплощены в традиционном пространстве – когда есть сцена, зрительный зал, и они разделены. Пьесы рассчитаны на камерное пространство, небольшое количество зрителей, тут требуется другая энергетика, другой способ общения со зрителями. Нам интересны поиски непривычных средств выразительности, нас волнует содержание этих пьес, мы находим себя в их героях.
- Какова предполагаемая аудитория вашего проекта, на какого зрителя рассчитаны читки?
- Не только предполагаемая, а вполне реальная. К нам приходят люди, разочаровавшиеся в театре, переставшие в него ходить. Те, кто оскорблёны охватившим театр зудом безудержной развлекательности, стремлением угодить не самым взыскательным вкусам. Те, кто ищет в театре пищи для ума и души. Кто не боится действительности, не прячется от неё, а намерен её изменить.
На наших показах мы всегда очень близко от зрителей, мы видим их лица, их глаза. Если бы вы видели какие это лица, и какие глаза! Мы сами себе завидуем! Мы гордимся нашими зрителями и очень дорожим их доверием.
- Каковы итоги первого сезона читок? Что получилось, что не получилось, что в ваших планах на этот сезон?
- За прошлый сезон мы подготовили четыре программы, четыре вечера, прочли на них восемь пьес. По приглашению Камерного театра участвовали в Фестивале немецкой драматургии. Положительный итог читок – наши надежды на встречу со зрителями, заинтересованными в театре, оправдались, мы убедились, что им интересен наш проект. Но мы по-прежнему не знаем, велико ли число этих людей. Может быть, наших возможных зрителей значительно больше, но они про нас просто ничего не знают? Пока мы не понимаем, как решить эту задачу, но в новом сезоне намерены заняться ею вплотную.
Возможно, для этого нам придётся сменить название проекта. Слово «читки», говорят нам, многих сбивает. Один из наших молодых зрителей рассказал, что его уже несколько раз приглашали на читки друзья: «Это круто!», но он никак не мог понять: «В чём прикол?» Ему казалось, что раз читки, то все сидят на стульях и читают что-то по очереди. Он был очень удивлён, увидев то, что делаем мы. Короче, мы ищем название, которое полнее отражало бы то, что мы делаем.
В наших ближайших планах участие в фестивале современного искусства, который пройдет 3 ноября в Краеведческом музее. Что это будет, мы пока точно не знаем, но мечтаем о сотрудничестве с Театром современного танца. 20 ноября поедем в Озерск на фестиваль «Ночь в театре», превратив одну из пьес, которая была на читках, в спектакль.
В этом сезоне мы предполагаем сотрудничать с Камерным театром. Помимо ежемесячных читок, мы планируем провести вмести с ними три «минифеста»: в начале февраля по пьесам уральских авторов, в апреле – по пьесам российских, а осенью - по пьесам зарубежных авторов. Ну и, конечно же – ежемесячное представление двух новых пьес.
Напомним, анонсы читок размещаются на страничке проекта в группе социальной сети «Вконтакте». Там же можно присоединиться к обсуждению, и оставить свое мнение о пьесах, и их интерпретации актерами Молодежного театра.
Cannot find 'cross_link' template with page ''