Андрей Важенин: «В диагностике рака главное – просвещение»
По мнению главного онколога Челябинской области Андрея Важенина, самое главное в лечении рака – своевременная диагностика. А она возможна только при условии высокого профессионализма врачей любой специальности, и просвещения населения.
Об этом главный врач Челябинского окружного онкологического диспансера рассказал в интервью газете «МК-Урал». Андрей Важенин подчеркнул, что для диагностики рака не нужно сложное оборудование. Заподозрить опасное заболевание обязан любой врач, к которому пациент обращается совсем с другими проблемами.
Рак не имеет своей клиники, она выявляется только на серьезных стадиях. Изначально это кусочек ткани, который растет в организме и первое время человека не беспокоит. Онколог чаще всего не является первым врачом, к которому попадает пациент. Как правило, он приходит к терапевту, хирургу, гинекологу… От того, насколько подготовлен врач к встрече с онкологической патологией, нередко зависит судьба человека.
— Наша задача — подготовить к диагностике врача общей практики, не онколога. Он должен просто помнить, что есть такая болезнь — рак. Вот, например, классика онкологической настороженности, как это должно быть. Недавно в Златоусте я делал обход. Пациентка рассказала мне, что пришла на прием к кардиологу. Врач стала слушать сердце и заметила, что у женщины в груди что-то есть. Она отправила пациентку на консультацию к онкологу, выявили рак на первой стадии, была проведена операция. Думаю, что эта женщина будет хорошо и долго жить. А ведь пришла она к врачу совсем не за этим, — рассказывает Важенин.
Главный онколог области выразил сожаление, что многие люди избегают профосмотров, смотровых кабинетов, хотя эта система при всех ее недостатках неплохо работает. Каждый год в области выявляется 16 тысяч заболевших раком, прирост составляет два — три процента ежегодно. На первой и второй стадии заболевания выявление происходит только в 50 — 53 процентах случаев. Система смотровых кабинетов и профосмотров увеличивает выявление рака на первой и второй стадии до 70 — 80 процентов.
Чтобы заподозрить рак, иногда достаточно визуального осмотра. У женщин опухоли локализуются чаще всего в молочной железе, часто встречается гинекологический рак, рак толстого кишечника, прямой кишки. У мужчин опасность представляет предстательная железа. Для диагностики достаточно провести обычные тесты, которые делаются в любой поликлинике. Окончательный диагноз по ним поставить нельзя, но можно понять, есть ли повод для разговора.
— Страшные вещи происходят в стоматологии. Там запущенность на третьей-четвертой стадии до 70 — 80 процентов, и это крупные города — Челябинск, Магнитогорск! Срабатывают два фактора. Первое — студентам-стоматологам онкология вообще не преподается, они знают только, как лечить зуб и все, что рядом. Второе — коммерциализация. Человек пришел, ему поставили коронку, а остальное доктора не касается. Смертность потрясающая! Опухоли языка, ротовой полости очень сложные, на третьей — четвертой стадии их вылечить невозможно. А для диагностики никакой аппаратуры не нужно: рот открой, и все понятно! Проблема там, где проблемы быть не должно. Если бы стоматологи нам выдавали этих пациентов, думаю, легче было бы, — рассказывает онколог.
И только после установления окончательного диагноза включается технология, когда специалисты-онкологи подбирают для пациента метод лечения.
Cannot find 'cross_link' template with page ''