Эмма Власова: «Ныть я не умею, вот в чем мой секрет»
Артистке Озерского театра драмы и комедии «Наш дом» Эмме Митрофановне Власовой исполняется 80 лет. Несмотря на эту внушительную цифру, энергичная, жизнерадостная актриса по-прежнему радует публику своим талантом, и продолжает играть на сцене.
С детства Эмма мечтала стать артисткой. Но с первой попытке провалившись в ГИТИС, поступила на библиотечный факультет. Судьба тут же не замедлила подарить счастливый поворот судьбы в виде случайной встречи в гостиничном холле.
- Смотрю, спускаются двое мужчин и смотрят на меня так особенно. Это я потом узнала, что один из них директор театра, а второй комик. Один и говорит другому: «Смотри, какая субреточка». А я не пойму, чем это они меня обозвали… и показать, что не знаешь ничего, тоже как-то неудобно. А они вдруг: «Не хотели бы вы у нас поработать?». Я просто онемела, а знакомая моя, недолго думая, выпалила: «Конечно, хочет!».
Так молодая, мечтающая о блестящей карьере артистки Эмма Власова отправилась на свое первое прослушивание. А еще через пару месяцев получила приглашение приехать в Брест, где была зачислена статисткой в труппу ансамбля музыкальной комедии Белорусской государственной эстрады. Первую свою главную роль судьба подарила удивительно быстро – срочно потребовалась замена уходящей в декрет опытной артистке. Так еще совсем неопытной артистке выпало счастье в первый же год своей службы в театре сыграть Стаси в «Сильве» - об этом можно только мечтать.
Судьба к молодой актрисе явно благоволила. Вспоминая сейчас сыгранные роли тех лет, Эмма Митрофановна уже не всегда может вспомнить название спектакля или даже имя персонажа. И тогда она начинает тихонько напевать мелодии полузабытых арий, которые всплывают будто сами собой откуда-то из прошлого... На самом деле ее, востребованную артистку оперетты, всегда тянуло в драму, а вот мужа – известного музыканта и дирижера Александра Васильевича Мерцалова – в оперетту. Так и получалось, что работы в драматическом театре чередовались с чарующим своей беззаботностью миром оперетты.
- Хоть и люблю больше драму, все же не понимаю отношения к оперетте как к легкому жанру. Да ты пойди, попробуй сделать этот легкий жанр! Я бы вовсе не сказала, что это так уж легко. Во-первых, точно так же, как в драме, образ нужно раскрыть и его нужно понять. Легкость здесь чисто внешняя, на самом деле это очень тяжело. Ты танцуешь – одно дыхание, поешь – другое дыхание, говоришь – третье дыхание.
Интересных, даже звездных ролей у нее было предостаточно: и в оперетте, и в театре драматическом. Счастья актерского было хоть отбавляй, но… обрести свой театр все же оказалось не так-то легко. Тринадцать лет продолжались бесконечные скитания. Белоруссия, Украина, Кемерово, Абхазия, Одесса, Калмыкия, Калуга – названия республик, городов, областей нашей необъятной родины мелькают в послужном списке молодой артистки как вагоны скорого поезда. Судьба все звала и звала куда-то вперед… Задерживаться надолго на одном месте не получалось: то театр расформируют, то ее, красавицу и перспективную молодую артистку, переманят в другой город. Именно так, получив очередное лестное предложение, попала Эмма Митрофановна в Озерск (в те годы он назывался еще Сороковкой). Работала она тогда в театре оперетты Свердловска-44 – ныне Новоуральский театр музыки, драмы и комедии.
Посмотрев гастрольные спектакли новоуральского театра, администратор озерского отметила яркую артистку, и когда приехал директор озерской драмы, посоветовала ему обратить на нее внимание. Директор театра, артист и режиссер, обаятельный мужчина со смеющимися глазами Эмме Власовой сразу понравился, и на его предложение поступить на работу в Челябинский областной театр драмы имени Горького молодая артистка, не задумываясь, ответила: «Да».
Так, в 1970 году Эмма Митрофановна Власова оказалась в Сороковке. Знала ли она тогда, что останется навсегда в этом городе, который сразу понравился ей своей красотой, благоустроенностью и чистотой улиц? Предполагала ли, что судьба, столько лет швырявшая ее из одного конца страны в другой, вдруг остановит свой бег и скажет: «Стоп. Вот твой театр. Здесь тебе суждено остаться на ближайшие 45 лет!». На тот момент задумываться о таких вещах было просто некогда.
- Как приехала сюда, сразу попала в работу, в спектакль «Заколдованный дом». Спектакль музыкальный – такой в этот момент театру был очень нужен. Дело в том, что только что расформировали оперетту, и зритель ходить в театр практически перестал. В зале сидело по несколько человек… Пустые залы меня поначалу ужаснули, но потом, к счастью, дело пошло на лад. Приехал новый главный режиссер Георгий Иванов, потом его сменил Гутников, на постановки много режиссеров приезжало. Норма тогда была такая – 12 спектаклей в год. Да, в общем-то, мы и дома-то практически и не сидели – всего пару месяцев на стационаре, а так больше по гастролям мотались. Дотации из Москвы были хорошие. Мне по молодости это очень нравилось. Всю страну объездили, разве что на Дальнем Востоке только не были.
Семидесятые годы оставили счастливые воспоминания. Расцвет актерской карьеры, внимание режиссеров, благосклонность публики и критиков. Сыграны лучшие драматические роли: Леди Фацбаттерс – «На полпути к вершине», кума во «Власти тьмы», мадам Гроу в спектакле «Три минуты Мартина Гроу». В списке любимейших ролей Эммы Власовой есть и роли характерные, (например, бандерша Анна Севостьянова в спектакле «Конец Хитрова рынка»), и сложные, глубокие образы женщин с непростой судьбой.
- Очень я любила роль Катерины в спектакле «Долги наши». Судьба у нее была очень драматичная… Любила она когда-то молодого человека, он уехал на войну, даже не узнав, что у него будет дочь. И вот через 20 лет приезжает в этот город с женой и ребенком и даже не узнает Катерину. А та замужем за человеком, которого не любит. Сцена их встречи наедине, когда он все-таки ее узнал, была очень трогательной. Мне рассказывали потом, что в этот момент люди в зале плакали…
Эмма Митрофановна – счастливый человек. Сыграны все роли, о которых мечтала. Судьба одарила всем, о чем только могла мечтать актриса и красивая женщина. Разговариваешь с ней и будто энергией заряжаешься. Спрашиваю, в чем же секрет такого жизнелюбия, умения радоваться жизни, несмотря на преклонный возраст?
- Ныть я не умею, вот в чем мой секрет. Не завидовать никому, радоваться удачам и своим, и чужим. Даже если проблемы или горе в семье, я и одевалась хорошо, и красилась, выглядела на все сто. Люди удивлялись: надо же у нее один умирает, другой болеет, а она никому не показывает. А по-другому я просто не умею.
Cannot find 'cross_link' template with page ''