Увы, она исключение из правил
Недавно были подведены итоги областного конкурса профессионального мастерства среди медиков «Лучший врач года — 2012». Победителем стала Вера Шахбанова, известный в Челябинске и далеко за его пределами педиатр, аллерголог и просветитель, один из авторов «музыкальной» методики лечения.
О Вере Михайловне пациенты почти ничего не говорят. Пока не умеют в силу своего младенчества. А вот их родители ни слов, ни эмоций не жалеют. Запомнилась фраза, просящаяся в заголовок: «Вера Михайловна — солнечный доктор!» Это в наше-то время, когда медицина, увы, душевностью не блещет. Правда, есть врачи, отмеченные милостью Божьей, все еще хранящие гуманные заветы своей профессии. Среди них Вера Шахбанова.
В профессиональном багаже Елены Шахбановой, врача-педиатра, аллерголога, — гигантский опыт.
— Ни дня не было, чтобы мне не привезли тяжелого ребенка. Бронхиальная астма, аллергический ринит… А теперь опыт хочется передавать. Сегодня в медицине очень большой дефицит добра. Как это можно наклониться к ребенку и не улыбнуться? А зачем пошел в профессию? Но сейчас «взрослых» врачей учат не смотреть на пациентов. Дескать, они съедят всю вашу энергетику, смотрите в сторону. Я считаю, что это глупость. Надо определяться, что врач — это образ жизни.
— Вера Михайловна, а в чем особая специфика аллерголога?
— Он должен обладать интуицией и наблюдательностью Шерлока Холмса. Вот пример из практики. Приезжаю на вызов. У ребенка приступ. Одышка. И вдруг у него в ручке замечаю маленькую мышку. До девяти месяцев у ребенка должна быть кукла-подружка. Но мышку китайского производства убрали — ни одного приступа.
Медицина должна быть профилактической. Не болеет ребенок — не надо лекарств. Задача врача — создать такую защитную ауру вокруг ребенка, его маму научить, чтобы она работала с опережением болезней на два-три шага вперед.
Однажды Вере Михайловне одна мамочка сказала: «Вы вот рассказываете, как кормить, как закаливать. А вы родите троих и потом займитесь закаливанием». Но она не знала, что доктор Вера родила третьего малыша в 38 лет.
И общалась с ним как положено, и массаж, и гимнастику — все делала сама. Ребенок развивался хорошо. В два года уже начал читать. По сути, на себе был поставлен эксперимент. А сегодня она воспитывает двух внуков.
— Решилась, потому что супруг очень надежным был. Благодаря ему ушла в другую поликлинику, чтобы развиваться как врач, реализовывать идеи. Он говорил: «Я прикрою тыл». Муж был великолепным реаниматологом. «Главное качество врача, — повторял он часто, — любить больного». В его руках не умер ни один больной. Но у самого сердце не выдержало в 50 лет. Такая работа. Я осталась одна на всем белом свете. Детям было шесть, 12 и 18 лет. Они выросли и стали прекрасными специалистами. Но ни один не стал врачом. Старший сын, правда, работал в скорой помощи самозабвенно. Хотя учился на филологическом.
В содружестве муз
У каждого свой путь в медицину. У Веры Шахбановой он сложился не благодаря, а вопреки. Просто ее мама работала главным бухгалтером и хотела, чтобы дочь пошла по ее стопам. Папа на том же настаивал. Но...
— О профессии детского врача я начала мечтать еще в пятом классе, — вспоминает Вера Михайловна. — А еще хотелось быть учителем русского языка и литературы.
В конце концов победила медицина. По зову сердца юная Вера со второго курса мединститута пошла работать на скорую помощь. В то время на экраны вышел фильм «Дела сердечные». Один день из жизни кардиологической бригады многим начинающим медикам показался возвышенным и романтичным. Молодежь потянулась на скорую, но реальные трудности выдерживал не каждый. А Вера на протяжении всей учебы в институте так и работала на скорой — по 12 ночей в месяц в педиатрической бригаде. Приходилось выезжать и на «взрослые» вызовы. Так набирался ценный врачебный опыт.
— С тех пор и установилось: начинаешь лечить детей, а потом берешься за родителей, — улыбается доктор Шахманова. — Отработала восемь лет участковым врачом. В 30 лет стала заведующим педиатрическим отделением.
В 1992 году в ее жизни произошла замечательная встреча с композитором Еленой Михайловной Попляновой и поэтом Ниной Васильевной Пикулевой. В содружестве муз родилась первая в России «Школа дородовой педагогики» для беременных и младенцев.
— Мы проводили музыкальные занятия, — рассказывает Вера Михайловна. — Мамочки раз в неделю приходили с младенцами, беременные. Я им читала лекции про то, как правильно готовиться к родам, как предотвратить все потенциальные болезни ребенка, когда он появится на свет.
Новая школа
Волею судьбы Вера Шахбанова оказалась в детской поликлинике № 10. От места жительства далеко, зато с главным врачом оказались единомышленниками. Появилась возможность создать новую школу для беременных и молодых мам. Благо у Веры Михайловны энергии и новых идей хоть отбавляй.
— Я совершенно поменяла структуру новой школы, — поясняет она. — В основу легли занятия в «Кабинете здорового ребенка». Казалось бы, ничего нового. Такой кабинет есть в каждой поликлинике, куда мамы с малышами трех, шести, девяти, 12 месяцев приходят и получают все необходимые сведения по вскармливанию детей. Я решила сделать так: в этом кабинете должен быть не только тот, кто занимается просвещением по детским вопросам, но и опытный массажист. Ведь прикосновения к ребенку так же важны, как и вскармливание грудным молоком. Порой у детей наблюдаются небольшие неврологические нарушения, но бывают и серьезные. Чтобы уменьшить медикаментозное влияние на ребенка, требуется перевести его на массажные тренинги. Мы установили пять массажных столов. Но моя идея заключалась в том, чтобы сделать так во всех детских поликлиниках.
В течение 13 лет проработала Вера Шахбанова заместителем главного врача в поликлинике № 10. Узнав о новой школе, со всего города поехал народ «к доктору Вере». Для мам было важно, что невролог оперативно выявляет нарушения в здоровье ребенка и что они могут научиться правильно проводить оздоравливающий массаж. «Тепла в руках мамы и усердия больше, — любит повторять Вера Михайловна, — пусть учатся». Раз в месяц приезжала на занятия композитор Елена Поплянова. Она подбирала музыкальное сопровождение, чтобы дети «летали» на руках у родителей.
А поэт Нина Пикулева учила взрослых не столько «Пестушкам» и «Потешкам», сколько искусству общения с ребенком. Медико-просветительский аспект оказался правильным. Новая школа заработала и стала приносить очень хорошие результаты. Курсы медикаментозной терапии уменьшились, дети стали переходить из третьей группы во вторую, а те «погрешности», которые возникали при родах, сгладились.
Каникулы Бонифация
Помните такой мультик? И на каникулах льву из цирка не давали проходу дети: покажи что-нибудь. С Верой Шахбановой похожая история. Папы и мамы будущих и родившихся малышей ходят за ней и забрасывают вопросами. В ноябре прошлого года в «Мегаполисе», на декрет-шоу «Я буду мамой», устроенном для беременных, ей вручили диплом. Врач Шахбанова вышла поблагодарить — так не давали спуститься со сцены.
Школа в поликлинике № 10 всегда славилась добротными лекциями. Вера Михайловна читала свой курс «Воспитание ребенка с рождения до года», невероятно популярный у мамочек.
В мае этого года доктор Вера поменяла свою «десятку» на поликлинику № 3. Только на дорогу 17 лет тратила по три часа — устала. Не успела приземлиться на новом месте, начала читать лекции — и вновь к ней идут люди со всего города.
— Парадоксально, — удивляется она, — ведь Интернет есть. Но, похоже, информация, получаемая через Сеть, не всегда устраивает. Ценность общения никуда не денешь. Вчера читала свой курс. Так мамочки же с ляльками приходят. Покормят, походят по залу — и снова на занятия. В 13.00 начала, закончила в 16.00. Они меня просто не отпускают.
Сейчас я работаю врачом по контролю качества медицинских услуг. Раньше мне это не очень нравилось, а теперь я понимаю — это очень здорово. Врачи поликлиники пошли за мной. Я могу учить всему тому, чему сама научилась за все эти годы.
Аллергия — бич времени
По признанию самой Веры Михайловны, ей очень повезло, когда в 1989 году смогла отправиться в Иркутск. Там, на берегах Байкала, довелось ей изучать аллергологию у знаменитого профессора Аркадия Ивановича Остроумова, ученика основоположника советской аллергологии Андрея Дмитриевича Адо.
Что было весьма кстати. В Челябинской области аллергические заболевания, к сожалению, одни из самых распространенных. Лекции профессора Остроумова доктор Вера положила в основу своего курса для беременных.
Те беременные женщины, которые вняли советам Веры Михайловны, получили то, о чем мечтали, — здоровых детей. Результаты были впечатляющими. Ни у одного ребенка не было видно признаков пищевой аллергии (желтые корочки, гнильца на головках), которые потом плавно перерастают в атопический дерматит или бронхиальную астму. Не реализовались даже наследственные предрасположенности к таким заболеваниям, как бронхиальная астма, поллиноз.
В общем, было с чем отправиться на Всемирный конгресс иммунологов-аллергологов в 2007 году.
Папа берется за воспитание
— Здесь мы сделаем школу для мам, — Вера Шахбанова снова погружена в планы. — И я думаю, что мы пригласим сюда композитора, чтобы заниматься музыкотерапией. Есть такое понятие, как музыкотерапия. Что важнее, спросила я однажды, музыка или текст? Оказывается, не важны ни текст, ни музыка. Важна интонация, с которой общаются с младенцем. На эту ауру надо настроиться. Елена Поплянова делает интересные вещи. С ней дети «летают» под эту музыку.
— Для чего?
— Мы же качались девять месяцев внутри утробы. Все мечтаем о креслах-качалках. Это все оттуда идет. И детей мамы с папами раскачивают на одеяле, а кто-то пускает мыльные пузыри. И все это под авторскую музыку, написанную для младенцев. Мы знаем, что есть музыка, которая приводит к агрессии. И наоборот действует музыка Моцарта, Вивальди. Иначе вырастает агрессивное поколение. Дети, которые не умеют улыбаться, соответственно, не умеют общаться с людьми. И не добьются больших высот в жизни.
— Сегодня многие ходят с наушниками. Мода такая?
— Не просто так все втолкнули в уши наушники. Человек находит релакс в этом. Ему не хочется ни с кем общаться, допустим, в маршрутке, вступать в разговор. Наушники, между прочим, не безобидны. Лицо потом атрофируется, когда мышцы перестанут взаимодействовать. Народу настолько плохо: он работает без выходных, отпуска коротенькие. Вот люди и релаксируют себя этой музыкой. А дети — тем более. Почему родителей и надо учить, пока дети в пеленках.
— Новая тенденция: отцы должны заниматься с младенцами. Неужели мам недостаточно?
— Однажды на вызове в одной семье узнала — ребенок засыпает только в одном положении: когда папа берет его на руки и поет «Ой, калина». Мы четко видим, что ушло то время, когда воспитанием занимались только мамы. Сегодня папы спрашивают: а что положить в эту кашу, а какой косметикой нужно пользоваться, чтобы не было аллергии? И папы, удивительное дело, а не мамы разворачивают ребенка в поликлинике. Обычно я даю схему лечения, чтобы у мамы было много грудного молока. Но при этом прошу папу, чтобы он раз в месяц дарил маме цветы. Качество молока зависит от подаренных цветов. К сожалению, многие мужчины, общаясь с ребенком, кроме как «коза, коза, коза», не знают ничего. А с ребенком нужно много проговаривать. И папы должны знать и «Мойдодыра», и песенки.
Главный секрет здоровья
Технологий в медицине много. Но это все инструменты, приборы и медикаменты. Вера Шахбанова пошла по другому пути — активному просвещению. Многие ошибочно склонны надеяться на природу, дескать, все само получится.
— Не получится, — считает доктор Вера, — если не работать девять месяцев до рождения ребенка и столько же после. А уж с четвертого месяца беременности мама и папа должны найти время для нерожденного ребенка. Где-то часов в девять вечера они должны усаживаться и общаться с малышом через брюшную стенку. Проверено. Результат потрясает. В 8-й поликлинике, где «музыкальная школа» образовалась, ходила на занятия наша сестра-хозяйка, а муж у нее — шофер. Они общались с младенцем, как мы учили. Потом папа признавался: «Поскольку я с ним больше разговаривал до рождения, он меня после роддома сразу узнал!» А это многое значит!