26 июля 2013, Автор: Виктория ОЛИФЕРЧУК

У хорошего руководителя и дети танцуют, и бабушки поют

К концу лета сельчане из поселка Мирный получат обновленный и отремонтированный клуб. Привести ДК в нужное состояние поручил лично руководитель администрации президента Сергей Иванов. Областные власти выделили на благое дело 8 миллионов рублей, еще 4,6 миллиона добавил Сосновский муниципалитет. Совместными усилиями сделали кровлю, отремонтировали фасад, заменили канализацию, и с начала учебного года в Доме культуры опять забурлит культурная жизнь.

Словом, Мирному повезло: его узрело правительственное око. А остальные ДК? В каком они находятся состоянии, что там происходит? Не открою Америки, если скажу, что на селе клуб остается практически единственным учреждением культуры и досуга. Ну, еще библиотеки. Нам, жителям крупного областного центра, трудно представить жизнь без театров, музеев, кинотеатров. Какова культурная жизнь в глубинке? Об этом наш корреспондент побеседовал с министром культуры области.

Сельские радости

— На самом деле клубная деятельность в сельских районах очень и очень востребована, у сельских ДК совсем иные функции, нежели у городских дворцов культуры, а потому и деятельность их отличается, — объясняет глава культурного ведомства Алексей Бетехтин. — В городе дворцы культуры в первую очередь площадка для дополнительного образования, там находятся многочисленные кружки, в основном детские. И второе назначение — это сцена для проведения различных ведомственных, районных и городских мероприятий. Сельский клуб — это прежде всего место для общения, причем как для старшего поколения, неслучайно же у нас в области распространены ветеранские хоры, так и для молодежи. Плюс к этому в сельских ДК проводят и дискотеки, и спортивные мероприятия, и праздничные. Как говорится, на все случаи жизни. Податься сельскому жителю более некуда.

— Единственная альтернатива — библиотеки?

— Именно. Хотя сейчас довольно многие высказываются о том, что народ в библиотеки не ходит. Это неправда. С теми зарплатами, которые существуют в деревне, человек редко позволит себе купить книжку за 600 — 800 рублей, чтобы прочесть один раз и поставить на полку. Лучше взять в библиотеке. Кстати, библиотеки, так же как и дома культуры на селе, становятся многофункциональными. Этот тот же клуб по интересам, где и спектакли показывают, выставки, конкурсы, лекции проводят. Плюс к этому, благодаря Интернету, библиотеки сейчас выполняют также функции консультационных центров, где можно получить помощь по многим вопросам.

«Кина не будет»

— В свое время в клубах еще и кино крутили. Как сейчас обстоят дела с кинопрокатом на селе?

— По-разному. Сегодня кинопрокат ушел в коммерцию, на нем зарабатывают весьма неплохие деньги, как в шоу-бизнесе. Это неплохо. Но с другой стороны, в деревнях нет «Киномаксов», и никакой прокат там не окупится.

— И что же делать? Спутникового, кабельного телевидения у селян тоже нет, зачастую, как в старые добрые времена работает два, от силы три канала, да еще и кино отменили.

— На мой взгляд, существует три варианта развития. Первый: известная с советских времен система госзаказа, по которой, кстати, и работают в некоторых районах: покупают старые фильмы, крутят на старом оборудовании, оставшемся от прежних времен. Кстати, деревенские жители могут потребовать у администрации возобновить киносеансы, и им не вправе отказать. Другой путь — ждать, когда прокатчики выдохнутся на больших объемах, начнется конкуренция, и тогда часть уйдет в мелкий прокат.

— Тогда придется второго пришествия ждать. А третий вариант?

— Закрыть.

— Как-то мне больше первый приглянулся. А разве нельзя принять хорошую программу на уровне области?

— Да. В идеале было бы неплохо разработать областную программу: отремонтировать залы, обновить оборудование, где требуется, посадить кассиров и даже цены удерживать на уровне минимальных 50 рублей. Городские цены в 180 — 200 рублей вряд ли «потянут» жители в деревне. При этом не нужно никакой супердорогой аппаратуры, как в «Киномаксах», можно работать на обычных видеоносителях, для клуба в 200 — 300 мест этого вполне достаточно. Плюс к этому договориться со школами и днем в тех же кинозалах показывать ученикам образовательные фильмы, программы.

— Какова цена вопроса?

— 200 миллионов рублей, чтобы открыть 40 кинозалов по всей области. Это позволит кинопрокату работать на постоянной основе. Но боюсь, что этих денег в ближайшем будущем мы не увидим. Есть масса более сложных, первостепенных проблем.

Два дня для искусства

Словом, остаточный принцип финансирования приносит свои плоды. Культуре давно уже не приходится выбирать лучшее, приходится выкраивать наименее затратное, что совсем не одно и то же. В какой-то, правда, не слишком большой степени отсутствие киновпечатлений компенсируют встречи с высоким и вечным в рамках областной программы «Театрально-концертный зал», которая третий год колесит по области.

— Семь районов участвуют в программе, скоро заключим еще один договор. Территории выбирали таким образом, чтобы собрать максимальное количество жителей с близлежащих населенных пунктов, — продолжает Алексей Валерьевич. — Программа пользуется популярностью. В одном из самых отдаленных районов — Нагайбакском — залы постоянно заполнены на 110 процентов, все билеты раскупаются заранее.

— И как часто селяне могут наслаждаться образцами профессионального искусства?

— Минимум дважды в месяц. В принципе, можно и чаще, но в таком случае театры должны менять свою политику с учетом выездных гастролей: в репертуаре должны быть постановки, так сказать, выездного варианта, должны ставить спектакли, рассчитанные на две труппы.

— Но ведь это возможно в больших труппах — в оперном театре или драме, где в коллективе по 40 — 50 артистов. А если труппа маленькая?

— Это не зависит от величины труппы. Небезызвестный всем народный артист Александр Филиппенко делает моноспектакли, и зритель валом валит.

— Но сейчас у нас нет Филиппенко, это раньше он играл на сцене Камерного театра, а сейчас — нет.

— Зато есть замечательный актер Виктор Нагдасев, который делает интересные чтецкие программы.

Человеческий фактор

— Как-то на одном из совещаний прозвучала информация о том, что в нелегкое время Великой Отечественной войны на Южном Урале не закрылось ни одной библиотеки, ни одного клуба. Тяжелые времена в жизни вроде миновали, а в культуре?— Бывает, закрываются, но временно, — уверяет министр. — Как правило, на ремонт. Кстати, ДК в Мирном, которому уделено столько внимания сейчас, находится не в самом бедственном положении. В соседней деревне ситуация более тяжелая, хотя населения там больше, чем в Мирном.

— Понятно, что ситуацию радужной никак не назовешь, а есть какие-то позитивные моменты, положительные примеры?

— Конечно. Пластовский район. Сейчас там ведется регулярная работа по восстановлению и ремонту домов культуры, причем они делают из обычных клубов настоящие культурно-спортивно-досуговые центры. Утром, к примеру, там пляшут детки, днем молодежь качается, а вечером мероприятия проводят. Делают такие залы-трансформеры, чтобы можно было быстро и теннисные столы поставить, и кресла для зрителей. Увелка хорошо работает: отремонтировали за свои средства кинотеатр, обновили Дом культуры, вот теперь хотим его включить восьмым пунктом в программу «Театрально-концертный зал». Под библиотеку и выставочный зал отдали хорошее административное здание, а могли использовать под аренду — сидеть и денежки получать. Как говорится, было бы желание.

— И от кого же или от чего зависит ситуация? Насколько силен человеческий фактор?

— Да все, практически все зависит от человека, главы района в данном случае. Это в советское время была ответственность: закрыл клуб — будь любезен отчитаться почему? Сейчас все просто: «Зачем мне этот клуб?» — подумал глава, взял да и закрыл, да еще и батареи разморозил. Или отдал библиотеки на откуп в поселения, и ему все равно, что они там просто умрут — ни фондов, ни мало-мальского ремонта не дождутся. А районная библиотека ютится в малюсеньком помещении — вон, пожалуйста, в Еткульском районе. Я лично выезжал, не единожды разговаривал с главой — бесполезно. А у хорошего руководителя и дети танцуют, и костюмы шьются, и выставки проходят, при этом манна небесная на него не сыплется — тут все в равном положении.

Прививка от преступности

По весне в Челябинск приезжал Михаил Казиник, профессор из Стокгольма, музыкант, искусствовед, ведущий программ об искусстве. Три года он регулярно встречался со шведской молодежью. Читал им Пастернака и рассказывал об искусстве. Преступность упала на 17 процентов. Интересно, где же они в Швеции нашли такую преступность, но не суть. Результат-то фиксированный.

— А у нас есть подобные данные? Или, может, на россиян искусство и культура не действуют столь ошеломляюще?

— Уверен, что действуют. Вот только исследований никто не проводит, слишком уж долговременные и сложные. Из своей практики могу сказать следующее: в Адлере ни один ученик из музыкальной или школы искусств не был замечен в приеме наркотиков, хотя это не самый благополучный регион. Связь между уровнем культуры и уровнем преступности вполне очевидна. Конечно, это косвенные данные, но тем не менее. Почему бы не проводить каждые пять лет тестирование среди тех же школьников? И еще один момент: как-то глава Карабаша отчитывался по вопросу привлечения молодых специалистов в сельские районы: «Первый вопрос у молодых пар: есть ли клуб или Дом культуры? «А куда мы будем малыша водить?» — спрашивают меня, а крыть нечем». Ведь недаром же в свое время Лаврентий Павлович Берия в закрытом городе Озерске открыл сразу два театра и создал симфонический оркестр — и это в послевоенное время, когда людям есть было нечего. Он прекрасно понимал, насколько важна культурная составляющая. Кстати, до сих пор в Озерске культурный уровень населения гораздо выше, чем в том же областном центре.



Мирненский дом культуры на данный момент хоть и не находится в аварийном состоянии, но требует ремонта. Сосновский район получил целевую финансовую помощь из бюджета Челябинской области на приведение клуба в порядок. Она составила 8 млн рублей. Сосновский район также выделил средства в размере 4,6 млн. Все работы должны быть завершены к 1 сентября.



В настоящее время на Южном Урале действуют 845 учреждений культурно-досуговой деятельности.

Cannot find 'cross_link' template with page ''