19 апреля 2013, Автор: Александра ГОЛОВИНА.

Светлана Портье: «Говорим о педагогах высоко, громко и красиво»

Профессия педагога незаметно стала востребованной: все большее количество специалистов приходят в учебные заведения, все меньше дефицит кадров в Челябинске. Перемены к лучшему в основном произошли благодаря двум факторам: повышению заработной платы и общему улучшению имиджа учителя. Об этих и других изменениях в сфере образования рассказывает начальник управления образования Челябинска Светлана Портье.

— Одна из самых частых образовательных тем в новостях — очередь в детские сады. Насколько острым остается этот вопрос для Челябинска?
— Развитие сети дошкольных образовательных учреждений — одно из приоритетных направлений работы управления образования. Начиная с 2006 года в целом по городу было дополнительно открыто 13 960 мест, в том числе в прошлом году 1591 место. В основном этих показателей удалось достичь за счет строительства новых и реконструкции старых зданий детских садов, рационального использования освобождающихся учебных площадей общеобразовательных учреждений. По итогам 2012 года в целом по городу охват детей дошкольным образованием в Челябинске составляет 83,3 процента, а охват детей в возрасте от трех до 7 лет — 99,5 процента. Вместе с тем ежегодный рост численности детского населения ведет к опережающему росту спроса на услуги дошкольного образования, а очередь на устройство ребят в детские сады увеличивается. Так что сбавлять темпы еще рано. На первый план уже выходит задача устроить в дошкольные образовательные учреждения всех нуждающихся детей в возрасте от двух до трех лет. В этом году дополнительно планируется открыть 2385 мест.

Новое оборудование старым школам

— Челябинск активно застраивается, прирастает целыми микрорайонами. Насколько новые территории обеспечены учреждениями образования?
— Темпы застройки действительно впечатляют. В новых микрорайонах появляются и современные учреждения образования. К примеру, для поселка ЧВВАКУШ был реконструирован детский сад № 14. В микрорайоне «Парковый» открывается сразу два новых дошкольных учреждения. Подобная ситуация на Тополиной аллее. Отдельно стоит сказать и о школах. Ближайшие к «Парковому» учебные учреждения — школа № 152 и филиал лицея № 35 — уже не справляются с появившейся нагрузкой. Необходимо решать вопрос о строительстве новой, современной школы.

— В новые образовательные учреждения сразу закупается современное оборудование. А как быть школам со стажем? Помог ли им проект модернизации образования? Какими результатами можно похвастать и что еще предстоит сделать?
— Всего из федерального бюджета в 2012 году на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования было направлено 304,4 миллиона рублей, из средств местного бюджета — 10 миллионов рублей. Большая часть выделенных средств направлена на развитие инфраструктуры. За счет средств модернизации образования проведен ремонт кровель и фасадов, благоустроены стадионы и спортивные площадки, отремонтированы спортзалы, столовые и пищеблоки, кабинеты, выполнены противопожарные мероприятия. Существенная часть выделенных средств пошла на приобретение учебного, спортивного и технологического оборудования. В результате на конец 2012 года 92 процента общеобразовательных учреждений Челябинска отвечают современным требованиям организации образовательного процесса. На 2013 год приоритетные задачи модернизации системы образования таковы: дальнейшее оснащение общеобразовательных учреждений учебным, спортивным, компьютерным оборудованием, приведение в соответствие пищеблоков и медицинских кабинетов; развитие школьной инфраструктуры; повышение квалификации учителей и руководителей школ; привлечение молодых учителей для работы в общеобразовательные учреждения; осуществление мер, направленных на энергосбережение. И безусловно, повышение заработной платы педагогов.

Факторы привлечения специалистов

— А каким, на ваш взгляд, должно быть вознаграждение за труд учителя?
— Педагог — человек, который работает достаточно много, серьезно и творчески. На сегодняшний день заработная плата педагогов равна средней заработной плате по экономике, и мы делаем все возможное, чтобы учитель получал достойную заработную плату. Когда школьники побеждают на областных, всероссийских олимпиадах или других конкурсах, то, безусловно, это победа как ученика, так и его наставника. И педагог должен понимать, что существуют стимулирующие выплаты, которые выплачиваются по результатам работы.

— В старых школах свои устоявшиеся коллективы, проверенные временем специалисты. Легко ли подобрать кадры во вновь открываемые учреждения?
— В основном мы испытываем нехватку кадров в сфере дошкольного образования. При открытии новых детских садов требуются педагоги и младший обслуживающий персонал. Также в школы приходит порядка 12 тысяч первоклассников, это большое количество для города. Потребность в учителях начальных классов выросла. И все же кадровое обеспечение сегодня возрастает. Думаю, здесь играет роль несколько факторов: повышение заработной платы и сформировавшийся добрый имидж профессии учителя, современные условия для работы учителя. Сегодня мы говорим о педагогах высоко, громко и красиво, и они этого заслуживают. В школах города работают замечательные специалисты, настоящие профессионалы своего дела. Эти люди осваивают новые технологии в обучении, но при этом вкладывают в дело душу.

Созданные руками детей шедевры — повод для гордости

— Из-за быстрого темпа жизни многие родители предпочли бы «сдать» ребенка в школу на весь день. Как развивается дополнительное, внеклассное образование? Насколько оно необходимо?
— Направление, без сомнения, востребовано. Первый вопрос, который задают родители, приводя первоклашку в школу, — кто будет первым учителем. И после всегда следуют расспросы о том, какие дополнительные услуги в сфере образования можно получить. И когда школа может удовлетворить потребности родителей и ребенка, это очень значимо. В Челябинске система дополнительного образования работает в каждой школе. Более того, педагоги определяют, какие именно кружки и секции нужны учебному учреждению, исходя из запросов родителей. В целом в Челябинске более 63 тысяч школьников занимаются в учреждениях дополнительного образования, многие ребята ходят одновременно в две-три секции. Наибольшим спросом пользуются программы эстетической и спортивной направленности.

— Ребята детского центра творчества «Гармония» подарили вам 14 февраля сделанное своими руками тканевое сердце. Как вижу, подарок занял место на стеллаже в приемной…
— Да, у меня много таких подарков: цветы из бисера стоят на подоконнике, а в напольной вазе шикарный букет, сделанный руками детей. Подобные красивые вещи — очередной повод гордиться теми преподавателями, которые работают с ребятами. А уж когда ребенок делает своими руками такие шедевры — это здорово! Мы будем делать все возможное, чтобы развивать систему дополнительного образования. Для родителей отмечу, что в каждом районе города есть центры дополнительного образования, причем занятия в них бесплатны.

Профессиональная привычка

— Какие эпизоды из собственной школьной жизни запомнились вам больше всего?
— Во время моей учебы еще были октябрятские звездочки. Так вот я хорошо помню, как стала сначала командиром звездочки, а потом доросла до секретаря комсомольской организации.

— То есть руководить привыкли с детства?
— Можно и так сказать. А вообще школа дала многое. Во время учебы я всегда занималась спортом, участвовала во всевозможных соревнованиях, играла в баскетбол. Волейбол люблю и сейчас и всегда стараюсь найти время для занятий спортом. Однозначно, тяга к здоровому образу жизни была сформирована в те годы. Также у нас в школе был организован собственный театр, который я очень любила. До сих пор помню монологи из произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума», которые когда-то учила для сцены. Кстати, театр повлиял на выбор профессии. По специальности я филолог, хотя обычно руководителями становятся экономисты, математики, физики и так далее. Профессиональная привычка учителя русского языка и литературы осталась. Часто бывает так, что при чтении корреспонденции на ум непроизвольно приходит та или иная цитата из художественного произведения, а порой хочется взять карандаш и поправить ошибку или обратить внимание на речевой недочет. Перед сном стараюсь почитать художественную литературу, чтобы вспомнить то, что раньше было близко. Классика для меня все. Любимые авторы — Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, А.А. Блок.

— Был ли у вас наставник, которого вы вспоминаете с особенной теплотой? Возможно, кто-то помог вам определить свой жизненный путь?
— До сих пор вспоминаю двух директоров школы — Валгепеа Флоренца Рихардовича и Тарову Галину Густавну. Это неповторимые, порядочные педагоги, которые вели меня по жизни и с которыми я с удовольствием общаюсь. С благодарностью вспоминаю те годы, когда работала под руководством начальника управления образования Курчатовского района Фоминой Татьяны Александровны. Ей удавалось совмещать женственность с необыкновенной строгостью и требовательностью к себе и окружающим и сохранять при этом добрую атмосферу. И я сейчас стараюсь сформировать такой же коллектив в управлении образования города. Работа непростая, и в решении вопросов требуется разный подход: где-то необходимо жестко потребовать, а иной раз достаточно и улыбнуться…

Cannot find 'cross_link' template with page ''