Надо бы улучшить общедомовое настроение
Как не заплатить за водоснабжение в конце месяца ни копейки, кто должен управлять многоквартирным домом и какая из организационно-правовых форм выгоднее жильцам». Обо всем этом и не только наш корреспондент поговорил с начальником управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Челябинска Сергеем Кочетковым. Впрочем, начали мы беседу с уточнения времени проведения общегородского субботника — это масштабное мероприятие вот-вот должно начаться повсеместно
Уберите хотя бы у подъезда!
— Сергей Николаевич, знаю, что вскоре начинается традиционная ежегодная кампания по масштабной очистке города от мусора и грязи. Нынче она когда стартует?
— Как вам известно, ежегодно выходит распоряжение главы городской администрации, в котором закрепляется график проведения весенних субботников. Определяется комплекс работ по уборке городской территории от накопившегося за зиму мусора. Вы знаете, что субботники проводятся традиционно с привлечением сил большинства предприятий, работающих на территории города, привлекаются также школьники, учащиеся и студенты, работники социальных учреждений города. По большому счету, конечно же, в уборке должны быть задействованы все горожане, потому что все мы живем в нашем красивом и удобном для жизни городе.
— Снег не везде еще растаял…
— По долгосрочным прогнозам, апрель у нас будет теплым. Еще пару недель назад мы провели первое координационное совещание по субботнику с участием всех заинтересованных лиц. Управляющим компаниям и другим обслуживающим организациям рекомендовано оперативно убирать мусор с территории, по возможности не дожидаясь таяния снега, вывозить его со дворов и прилегающих территорий. Работа и подготовка уже идут полным ходом.
— А сроки проведения субботников определены? Может быть, наиболее массовые, так сказать, мероприятия?
— Наиболее массовые, будем считать, должны пройти до 1 мая. Но наиболее активно мы планируем провести общегородскую уборку 18, 19 и 20 апреля. Мы также провели переговоры с крупнейшим городским провайдером — они с помощью своих мультимедийных возможностей будут призывать горожан активнее включиться в этот процесс. Как говорится, если кто-то не хочет далеко идти, то пусть выйдет и хотя бы у подъезда собственного дома приберется. К сожалению, сегодня существует такое потребительское мнение: я бросил, а за мной пусть прибирают! Повторюсь, мы готовимся: районные коммунальные организации уже закупили метлы, шансовый инструмент, полиэтиленовые мешки, подготовили технику к этому огромному и серьезному мероприятию.
— Когда по планам заканчивается субботник?
— Основную часть субботника, как я сказал, мы планируем закончить до 1 мая, а отдельные мероприятия по территориям будут продолжаться до 17 июня. Но мы понимаем, что после 1 мая это будет уже, что называется, дособрать — доделать то, что не было сделано.
Грамотно СВАЛить
— Всегда была актуальной тема свалок в городе. По вашим личным наблюдениям, их за последние годы, я имею в виду несанкционированные объекты, стало больше? Или меньше? Или это количество из года в год стабильно?
— Сложно сказать однозначно, потому что многие возникающие стихийно свалки убирают сами районы, когда их обнаруживают сотрудники управ. И это проходит мимо моего внимания, поэтому однозначно тут ответить я не могу.
— Кстати, давайте представим ситуацию: допустим, я заменил ванну и поставил ее на контейнерной площадке и это видит сотрудник коммунальной организации. Какие его действия могут быть, ну, кроме того, что он может сделать замечание или вынести общественное порицание?
— Да ничего не может.
— Каких-то других полномочий у него нет?
— Нет.
— И составление протокола, например, с привлечением участкового — это тоже не в его компетенции? Все-таки как эти проблемы регламентируются?
— Вы понимаете, согласно заключенным договорам, «ГорЭкоЦентр" должен убирать территорию контейнерной площадки, в том числе и мусор, выносимый жильцами из квартир. В том числе и такой крупногабаритный, как ванны, унитазы и так далее. То есть этот мусор разрешается аккуратно складывать у контейнерной площадки. Другое дело, и мы постоянно сталкиваемся с этим, что недобросовестные предприниматели, занимающиеся, скажем, сломом стен, или предприниматели, торгующие вблизи домов, пытаются складировать свой мусор, отходы у контейнеров. По их мнению, управляющие компании должны за свой счет организовывать уборку территорий. Это, конечно же, неправильно. С какой стати одна коммерческая организация должна на безвозмездной основе оказывать услуги другой организации? Тем не менее встречается это сплошь и рядом.
— Кстати, Сергей Николаевич, а сколько сегодня в Челябинске управляющих компаний? Понятно, что есть крупные игроки, они, в общем-то, все на виду и их все знают, но есть ведь и довольно-таки небольшие предприятия, работающие в сфере ЖКХ. Вот таких сколько?
— Их порядка ста, если считать всех вместе, то есть это и управляющие компании (УК), и ТСЖ (товарищества собственников жилья), и ЖСК (жилищно-строительные кооперативы). Все эти организации, несмотря на различия в формах собственности, сегодня являются игроками на рынке жилищно-коммунальных услуг Челябинска, так или иначе нам в мэрии приходится взаимодействовать с ними со всеми. Надо понимать, что где-то ЖСК создаются, где-то, напротив, распадаются; цифры постоянно меняются, но где-то в среднем близки к ста обслуживающим организациям.
— А вам как начальнику управления ЖКХ с кем комфортнее работать, с организацией какой формы собственности? Может быть, прозвучит некорректно, но, думается, с управляющей компанией в каком-то смысле работать проще, потому что там понятная управленческая структура. Есть директор, есть заместитель и т.д. Или я не прав?
— Работать однозначно приходится со всеми. Но вы правы в том, что, во-первых, как правило, в управляющих компаниях трудятся профессионалы, у них есть навыки работы в этой сфере; во-вторых, это специализированная организация, занимающаяся деятельностью на рынке жилищно-коммунальных услуг. Опять же, если возьмем ТСЖ, то там если юрист — то вряд ли он работал когда-нибудь в сфере ЖКХ. Или трудится в такой организации финансист, который обычно имеет отношение к финансам в совершенно в другой сфере. Соответственно, навыки работы в ЖКХ этим людям необходимо нарабатывать. В общем, с УК работать в этом смысле, безусловно, легче, хотя бы потому, что их сотрудники понимают, что мы с них требуем и почему. Но вообще-то бывает по-разному: бывает, что где-то организовывают бывшие профессионалы, пришедшие из ЖКХ, компанию и с ними вообще нет никаких проблем. Они работают, прекрасно зная отрасль, все ее проблемы. Так что на самом деле всегда все очень индивидуально.
— На взгляд обывателя, сфера ЖКХ была и остается такой "черной дырой", где деньги потребителей растворяются без остатка. На ваш взгляд, этот бизнес может функционировать прозрачно, он может быть прибыльным и при этом не вызывать нареканий у потребителей?
— Впервые четырнадцать лет назад придя на работу сантехником в ЖЭК, я тоже довольно обывательски (смеется) относился ко всем проблемам. Но постепенно пришло понимание того, что правительством был проведен ряд серьезных мероприятий, направленных на улучшение качества обслуживания потребителей. Большинство горожан, придя с работы домой, конечно же, и не желают вникать во все коммунальные проблемы. Им своих проблем хватает. Есть небольшое количество людей, которые всегда интересуются, что и как было сделано для улучшения обслуживания потребителей. Из таких мы сегодня стараемся сформировать общедомовые советы, которые в дальнейшем и будут осуществлять контроль за затратами управляющих компаний, за текущим обслуживанием и прочими расходами жителей. За качеством, разумеется. Мы все понимаем, что технически обслуживание старого дома гораздо труднее и затратнее, нежели нового. И расходы на его обслуживание не могут не возрастать. Ситуация-то везде разная, человеческий фактор, про который мы только что говорили, присутствует. Но коммуналка может и должна быть прозрачным бизнесом, в этом убежден!
Персидские ковры в парадном
— У вас нет ощущения, что наши граждане в большинстве своем просто не готовы сейчас брать на себя полномочия и управлять своей собственностью? Люди просто не приходят на общедомовые собрания, где рассматриваются важные вопросы, касающиеся всех, а потом начинают возмущаться, что их не спросили. Что вы думаете о подобной "демократии"?
— …Не секрет, что принять какое-либо решение общедомовым собранием собственников чрезвычайно трудно, а порой и просто невозможно. Смотрите, что зачастую происходит: вот действует у нас в городе много лет программа "Дворы", например; согласно этому документу предполагается в том числе и строительство парковок у домов. И допустим, пятнадцать человек из одного дома говорят, что нам не нужны никакие парковки, потому что машины газуют, загрязняют воздух, территорию и т.д. Управляющая компания приняла этих людей и зафиксировала их мнение. И потом, буквально через час, бывает, приходят другие пятнадцать человек, которые узнали уже о визите тех, первых пятнадцати, и говорят: нет, вы постройте нам парковку! Представляете, какие коллизии и вопросы приходится разрешать? В основном, конечно, жители пассивны. Я считаю так, что те, кто хочет видеть прозрачность в деятельности обслуживающей организации, те ее увидят. И пока человек сам не заинтересуется, никто ему никаких сведений не предоставит.
— А как быть в ситуации, когда 50 процентов собственников высказываются за парковку у дома, а 50 процентов отказываются?
— Надо понимать, что есть собственники-граждане, а есть собственники-организации, которые также через своих представителей участвуют в управлении домом. По разным видам работ обычным большинством голосов, как правило, можно принять то или иное решение. Будь то ремонт кровли или строительство парковки во дворе.
— Достаточно простого большинства?
— Да, по большинству вопросов. Даже если, условно говоря, вы потребуете от управляющей компании персидский ковер у себя в подъезде — пожалуйста, главное, чтобы по этому поводу было решение большинства собственников многоквартирного дома.
— Сергей Николаевич, а в Челябинске часто жильцы-собственники прибегают к такому радикальному средству, как смена управляющих компаний? Например, из-за плохого качества предоставления услуг? Несколько лет назад мне рассказывали в мэрии, что чиновники иногда сами инициируют собрания собственников для того, чтобы поменять "доставшую" всех компанию.
— Здесь нужно понимать, про какой временной отрезок мы говорим. Что значит часто? Конечно же, бывают и такие случаи…
— Ну вообще такие прецеденты есть на вашей памяти?
— Да, конечно. Часто собственники хотят поменять форму управления, например, с ЖСК на общество с ограниченной ответственностью (000). Это их право, их решение каким-то образом изменить способ управления. Вряд ли мы что-то будем инициировать сами, все-таки решение должны принимать сами собственники. Это их собственность, их дом или квартира в доме, они вправе распоряжаться всем.
— В последнее время у людей было много опасений по поводу установки общедомовых счетчиков по расходу воды, электричества. Позиция большинства людей — это приведет лишь к росту оплаты за услуги ЖКХ. В связи с этим вашим управлением ведется какая-то работа, может быть, мониторинг ситуации на местах, возможно, вы как-то рекомендуете УК сдерживать свои аппетиты?
— Да, ведется. Но я начну с другого. На сегодняшний день энергосбережение в стране у нас не на самом высоком уровне, да?
— Мягко сказано, по-моему.
— И все мы понимаем, что ресурсы небезграничны, их необходимо экономить. Это во-первых; во-вторых, и это вытекает из первого, нам всем необходимо сокращать затраты, которые мы несем, потребляя, иногда бездумно, эти ресурсы. Как известно, 261-й федеральный закон обязывал до 1 июля 2012 года собственников жилья установить общедомовые приборы учета. Для тех, кто этого не сделал или не собирался делать, ресурсоснабжающая организация за свой счет с последующей раскладкой затрат на всех собственников должна была установить такие приборы. Наши специалисты провели анализ, и были получены такие данные: порядка 15 процентов домов в жилищном фонде, где были установлены эти приборы, имеют экономию. Пока до 1 июля отменены платежи по нормативам за общедомовые нужды, но с 1 июля их вернут. Сейчас сказать невозможно, будут ли платежи основной массы потребителей в такой ситуации выше или ниже, я, по крайней мере, затрудняюсь говорить. Но возможно, что после 1 июля такая ситуация, то есть необходимость оплачивать и общедомовые расходы, подхлестнет активность жителей в установке общедомовых приборов учета.
— Вот я и говорю об общих настроениях: люди ждут лишь повышения тарифов. Это и пугает обывателей…
— Если жители установили индивидуальные приборы учета в квартире, а ресурсоснабжающая организация эффективно работает и у нее потери по пути до потребителя сведены до нуля, то расходов по общедомомым нуждам практически не будет. Не будет потерь; например, в подвале ничего не течет, цветы из шланга на газоне никто не поливает каждый день, поэтому расходов и нет…
— Но это же, Сергей Николаевич, вообще идеальная картина, которой никогда не было и не будет!
—Да, это идеальная картина. Но у меня есть пример, и это, подчеркну, реальный случай: мы выезжали недавно на один дом, там гражданину с индивидуальным счетчиком после всех расчетов не нужно было платить за потребление воды ни копейки. Это стало возможно из-за экономии, достигнутой за счет установки приборов учета расходования воды. Всегда возникает некая дельта между реально потребленной водой и платежами по нормативам, сегодня это, напомню, 300 литров воды в день на одного человека. Понятно, что многие просто не льют столько воды. Стоят приборы — в итоге в конце месяца фиксируется экономия и в целом, повторюсь, гражданину потребленные им водные ресурсы обошлись в ноль копеек. Притом что фактически он, разумеется, весь месяц пользовался водопроводом и канализацией. Это к вопросу о счетчиках — как индивидуальных, так и общедомовых.
— И такое правда возможно?
— Такое возможно, когда все собственники в многоквартирном доме относятся к управлению ответственно. И наоборот, если у вас прописан в квартире один человек, а водой и прочими ресурсами пользуются пять, то, понятно, разницу в таком случае придется кому-то оплачивать. Или вам, если вы сознательный гражданин, или же всем жильцам дома. Это также надо понимать.
— Все-таки чаще жильцы, или собственники, сталкиваются не с тем, что им удается сэкономить, а с обратной ситуацией — с неоправданным ростом своих затрат. Согласны?
— Естественно. Причины могут быть самыми разными, это и упомянутые мною "резиновые" квартиры, это и потери при авариях, это и просто воровство. Недавно был выявлен случай незаконного подключения к общедомовым сетям магазина. За потребленные ресурсы никто не платил, точнее, их приходилось раскладывать на всех жильцов. Такие вещи необходимо пресекать. Да и просто ставят магниты на счетчики! Кто за это будет расплачиваться? Все собственники, включая добросовестных. Мы все должны понимать, что если жители возьмутся за управление своим домом, установят счетчики в квартирах и общедомовые, ситуация постепенно будет меняться. Потребили, условно, на тысячу рублей в месяц, а общедомовые — на 1200 рублей. Вопрос: 200 рублей — чьи? Возникают совершенно другие отношения между жильцами и управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями, возникает возможность реально разобраться, кто и где недоплатил или переплатил. Люди должны более внимательно относиться к содержанию дома! Кто живет в той или в этой квартире; если ее сдают, то сколько фактически там проживает, сколько они тратят, на кого ложатся потом эти расходы?
— Кажется, какое-то время назад российское правительство задумалось над вопросом: а не ввести ли институт профессиональных управдомов, которых собственники жилья могли бы нанимать для эффективного представления своих интересов? В том числе и в судах. Как вы относитесь к такой идее, когда, скажем, некий Иван Иваныч, которого в доме все знают и все ему доверяют, за определенное вознаграждение берется вести дела всех собственников дома с УК?
— Да пожалуйста! Сегодня это может быть уполномоченный, который через общедомовое собрание собственников жилья избирается, наделяется полномочиями и затем представляет интересы жильцов. Это сделать можно и сегодня. С другой стороны, вы должны понимать, что отслеживать вопросы управления, представлять ваши интересы, отчитываться перед вами должна управляющая компания, точнее, ее представители. И таким образом получается, что этот Иван Иваныч будет лишним звеном в цепи "собственник — наниматель — УК". Хотя, повторюсь, если хотите — закон этого не запрещает, — вы как собственники можете нанять для управления домом хоть целую организацию. Те же вопросы по идее должны быть делегированы совету дома, а в самом совете — его председателю, который и будет представлять интересы собственников. Кстати, большинство современных домов так и обслуживается, собственники не советуются и не спрашивают управляющую компанию о том, что нужно и можно сделать. Они говорят: здесь должен быть асфальт, а здесь парковка, а дальше во дворе — городок. Повторюсь: если вы собственник жилья, научитесь вместе с соседями эффективно управлять своей собственностью! В этом залог того, что никто и никогда вам не будет выписывать счета с потолка за непредоставляемые услуги. Другого пути, по-моему, нет.
Для справки
Сергей КОЧЕТКОВ
Родился в Томской области в обычной семье. Закончил Томский лесотехнический техникум и Томский государственный архитектурно-строительный университет, в Челябинске — Российскую академию предпринимательства. 14 лет работает в сфере ЖКХ, прошел путь от сан техника до начальника управления ЖКХ администрации города, ранее работал по профилю в администрациях и Металлургического районов Челябинска. Из увлечений — кулинария и охота. Женат, двое детей.
Cannot find 'cross_link' template with page ''