5 апреля 2013, Автор: Ольга СУВОРОВА.

Анатолий Кисилев не хочет верить, что плохих людей больше

Завтра, 6 апреля, главное следственное управление ГУ МВД России по Челябинской области отметит 50-летний юбилей. В преддверии этой даты начальник управления Анатолий Киселев дал нашему корреспонденту эксклюзивное интервью, в котором рассказал о расследованиях, которыми занимается управление, как следователи справляются с давлением со стороны заинтересованных лиц, а также ответил на важный для каждого вопрос: сможет ли следствие добиться справедливости в том случае, когда на стороне преступников — влияние, деньги и лучшие адвокаты, а на стороне жертвы — только закон.

Венец работы полиции

— Анатолий Степанович, расскажите, пожалуйста, какие уголовные дела расследует ГСУ?
— Практически все - мошенничество, кражи, грабежи, разбои, преступления, совершенные по неосторожности, ДТП с тяжкими последствиями. Нагрузка на следователей, соответственно, очень большая: в управлении 1050 сотрудников, работают в штатном режиме 800 следователей, как правило, 150 находятся в декретном отпуске, поскольку 67% составляют женщины. В прошлом году мы направили в суд около 11 тысяч уголовных дел.

— При такой нагрузке на сотрудников управления предусмотрена ли забота о них со стороны МВД? Допустим, могут ли они съездить в отпуск, не нанося существенную брешь семейному бюджету?
— В соответствии с законом о полиции, на следователей распространяются все льготы, предусмотренные законом. Кроме того, практически в каждом субъекте РФ есть санатории и дома отдыха системы МВД. При желании наши сотрудники могут отдохнуть как в родном краю, так и, например, в Приморье, на Северном Кавказе, в Сочи, приобретая путевки по льготным ценам. У них также есть возможность ездить в санатории по путевке «мать и дитя». Помимо этого, в ГУ МВД области есть своя поликлиника, где состоит на учете и проходит ежегодный профосмотр каждый сотрудник. Там очень хорошие врачи. Пользоваться услугами ведомственной медсанчасти могут и члены семей наших сотрудников.

— Расскажите о самых интересных делах, которые попали в ГСУ в этом году?
— Согласно Конституции вину устанавливает только суд. А мы, разглашая тайну следствия, препятствуем установлению истины. Что касается тех дел, по которым уже вынесены приговоры, то среди них было много действительно интересных и сложных. Например, совместно с ФСБ мы расследовали уголовное дело в отношении организованной преступной группы под руководством Романа Оторвина, известного также как Рома-Цыган. Дело было возбуждено, в том числе и по статье за организацию незаконной банковской деятельности, до этого такая практика была только в Москве и Санкт-Петербурге. Интересным было расследование уголовного дела в отношении преступной группы, похищавшей нефтепродукты прямо из нефтепровода. Кстати, за прошлый год у следствия появилась хорошая практика в расследовании дел в отношении организованных преступных групп. Для сравнения: в 2011 году в области было 16 таких дел, а в прошлом — 26.

Обман из-за решетки

— Какого рода преступления чаще совершаются в нашем регионе?
— Многие уголовные дела возбуждаются по факту мошенничества. Это и всем известные случаи «снятия порчи» за определенную сумму денег. Порой такие дела остаются нераскрытыми, потому что потерпевшие даже не могут дать точного описания того, кому они отдали свои деньги: все те, кто промышляет таким видом обмана, кажутся жертвам очень похожими. Часто встречаются и такие случаи: партнеры по бизнесу, между которыми раньше были доверительные отношения, начинают обманывать друг друга. Они, к примеру, не могут честно разделить этот бизнес, а в итоге конфликт выливается в уголовное дело. Также очень часто в нашей области люди пытаются получить кредит в банке по поддельным документам. Очень актуальны для нашей области и телефонные мошенничества.

— Кто становится их жертвами?
— Практически все. Чаще всего — пожилые люди. Схемы, по которым их обманывают, стандартны: звонят по телефону, называют имя внука или другого родственника, говорят, что он попал в беду, чаще это ДТП, и для того, чтобы ему помочь, срочно требуются деньги. С жертвой при этом постоянно разговаривают, не давая ей возможности проверить, на самом ли деле с близким человеком что-то случилось. Поняв, что жертва готова заплатить, они быстро приезжают, забирают деньги. После этого пожилой человек перезванивает своему близкому, который якобы попал в беду, и выясняется, что с ним все в порядке. Еще один способ: заключенные звонят своим жертвам, говорят, что их банковская карта заблокирована. Для того, чтобы ее разблокировать, нужно подойти к банкомату и набрать определенную комбинацию. Человек это делает, и деньги мгновенно пропадают со счета. И таких способов очень много. Также огромный блок различного рода махинаций касается квартир. Например, это всем известные двойные продажи.

— Что нужно сделать для того, чтобы их в нашей области стало меньше?
— Готовится закон, согласно которому сделки должны оформляться через нотариуса. Это будет гарантия того, что эти сделки заключены на законных основаниях. Конечно, это не панацея от преступлений, связанных с двойными продажами, но, на мой взгляд, в наших условиях это — необходимость. Ведь у нас каждый готов обмануть другого, это самый проблемный вопрос.

— Один из ваших коллег как-то сказал: «Хорошие люди чаще встречаются, но по долгу службы я перестаю в это верить». Вы с ним согласны?
— Мне не хотелось бы так думать.

Вызов обществу

— Как вы относитесь к смертной казни?
— Не считаю, что ее нужно исключить. Мое мнение: есть такие преступления, за которые другого наказания не дашь. Например, педофилия. У преступника, как правило, несколько жертв. Это несколько изломанных человеческих судеб, оборвавшихся детских жизней. Как к этому относиться по-человечески? Такие трагедии — это страшная травма не только для маленькой жертвы, но и для всего общества, это вызов обществу. И поэтому оно должно правильно реагировать на такие вещи. Конечно, давать высшую меру наказания по всем составам нельзя, но, повторю, есть такие преступления, за которые иного наказания не дашь.

— Были ли в вашей практике случаи, когда на следствие пытались оказать давление?
— Помню одно уголовное дело о ДТП, которое произошло рядом с Южноуральском: подросток, находящийся под воздействием наркотиков, сбил троих человек, стоящих на обочине. Все они погибли. Отец этого подростка оказался очень влиятельным человеком. Для того чтобы выгородить сына, он был готов на многое. У юного преступника были адвокаты из Москвы и Петербурга, свидетели меняли показания в его пользу... Было и давление на следствие. Это выражалось во всем. К примеру, следователя, который занимался этим делом, раз двадцать допрашивали. То обвиняли его в том, что следственные действия ведутся неверно, то искали какие-то другие причины...

— Как была решена эта проблема?
— Была поддержка прокурора Южноуральска, дело для рассмотрения передали в Троицк, чтобы на приговор не повлияли личные знакомства. Судья, который рассматривал уголовное дело, оказался справедливым, и в итоге преступник, за которого стояли столичные адвокаты, понес наказание. Это очень важно и для нас, и для населения. Не все измеряется деньгами.

— Бывают ли такие преступления, когда ни следствие, ни суд не могут помочь пострадавшим?
— К сожалению, да. Это плохо, когда мы бессильны помочь людям, но так бывает. Сейчас мы расследуем дело в отношении так называемых «черных риелторов». Его особенность заключается в том, что возможности помочь оставшимся без жилья просто нет: они сами добровольно отдали свои квартиры мошенникам за долги. Зацепиться там не за что: все документы настоящие, подписи тоже. Как только будут расследованы все эпизоды этого дела, мы обязательно расскажем о нем очень подробно. Надеюсь, это поможет хоть кому-то не стать жертвой охотников за чужим жильем.

— Чего бы вы хотели пожелать вашим коллегам в преддверии юбилея ГСУ?
— От души поздравляю всех следователей не только Челябинской области, но и всей Российской Федерации! Желаю им семейного благополучия, здоровья и успехов в их нелегкой работе — приносить как можно больше пользы гражданам и стоять на страже закона!

Cannot find 'cross_link' template with page ''