По профессии дирижер, по призванию учитель
На этой неделе стартовал областной этап профессионального конкурса «Учитель года». Челябинск на нем представляет Наталья Ячменева.
«Легкая, стремительная, эмоциональная, яркая, красивая, веселая, интересная», — ученики наперебой кидают эпитеты про свою учительницу музыки. И каждый раз, как выясняется, — в точку. Кажется лишним вопрос о причинах такой популярности учителя у ребят. Вон возле кабинета музыки опять полно учеников. И каждый хочет пообщаться с победителем городского конкурса «Учитель года — 2013». Из-за этого «нашествия» Наталья Николаевна с трудом находит время, чтобы рассказать нашему корреспонденту о себе.
— Наталья Николаевна, вы пришли в 153-ю школу сразу после музыкального училища и так работаете на одном месте?
— Да, вот уже 18 лет.
— Вы предполагали, что станете учителем?
— По образованию я хоровой дирижер. После училища мне надо было устроиться куда-нибудь на работу. Обошла много музыкальных школ. В принципе брали. Но человек ищет, где лучше. Сюда меня позвали на хорошую нагрузку.
А что касается призвания — я уже с детства хотела быть учительницей. Кукол рассаживала, учила. Но наше «хочу» — это одно, а как судьба распорядится — неизвестно. Многое совершается без нашего ведома… А в школе мне понравилось. И мужа здесь нашла. Он в этой школе преподавал. У нас учительская семья.
— Вы, получается, везучий человек.
— Не всегда. И на работе сначала не все получалось. Мне было трудно понять, как 30 человек усадить и чтобы они слушались тебя, понимали. Но со временем я научилась находить пути к детям, заинтересовывать их. Любопытство — великая сила. Меня же то, что не получалось, наоборот, стимулировало искать выход. С годами появился опыт, наработались свои приемы. К примеру, информацию люблю «оборачивать» во вкусную обертку и преподносить учебный материал так, чтобы было интересно. Каждый день продумываю, что же будут ученики делать на следующих уроках.
— На пение или музыку идут школьники иначе, чем на химию или математику. Там три шкуры сдерут: ЕГЭ и все такое. А тут — пришел, толкайся, пой.
— Толкаться не получится, а немножко расслабиться — почему бы и нет. Это же школа.
— Вы педагог-демократ, совсем не ментор. Почему-то вас трудно представить строгой учительницей.
— Но я могу усадить и заставить, если надо. Но все равно стараюсь делать так, чтобы ученикам хотелось ко мне на уроки идти. Это моя натура. По-другому не могу, да и зачем?
— Наталья Николаевна, часто бывает, что педагог отдает все чужим детям, забывая о своих.
— Моя семья — самое главное в моей жизни. У меня дочь 7 лет и сын 11 лет. Я делаю с ними уроки, я сержусь на них, но они мои главные интересы и отдушины. Мне нравится бегать с ними по кружкам, озадачивать себя какими-то детскими увлечениями.
После «потрясений» конкурса
— Как вы «докатились» до такой жизни, что приняли участие в конкурсе «Учитель года»?
— Это мое начальство виновато (смеется). Я сначала сопротивлялась. Но мне очень веско сказали: «Вам надо» — и уговорили попробовать. Сначала состоялся школьный конкурс, ну а дальше уже подстегивали азарт и любопытство. Когда туда ныряешь, находишь для себя столько интересного — невозможно остановиться.
— Вы азартный человек?
— Да, наверное. Но благоразумие и самоконтроль у меня, знаете, не на последнем месте.
— Что нового вы открыли для себя, погрузившись в эту конкурсную атмосферу, где и творчество, и соревнование — все вперемешку?
— Сильные эмоции, адреналин. Это очень интересно — работать в таких специфических условиях. К тому же у меня столько новых знакомых-коллег появилось. Мы сейчас созваниваемся, шлем друг другу эсэмэски. Эффект известный: совместно пережитые потрясения сближают. Вот и у нас компания такая подобралась. Психолог, который с нами работал, говорил: у вас интересная подборка людей получилась — такие «зажигалки».
— Но тем не менее «зажигалки» к тому же и конкуренты? Элемент соревнования не спишешь.
— Соревновательность и отсев были. Половина участников выбыла из борьбы сразу же после первых трех испытаний: «Урок», «Разговор с учащимися» и «Мастер-класс». И конечно, мы все волновались.
— Лично вы опасались, что и вам придется покинуть конкурс, не достигнув финала?
— Какое-то опасение было. Но очень хотелось побороться до конца. На каждом этапе было любопытно: а что дальше будет? Разумеется, сразу уходить никому не хотелось. И те, кто отсеялся, с участниками ходили, смотрели. Их никто не заставлял это делать. Это не случайно. Нам общаться было интересно друг с другом.
— В какой момент вы почувствовали, что будет успех?
— Вы знаете, те семь человек, выбывших из борьбы, они все достойные, очень яркие личности и педагоги высокого уровня, как я. А о том, что я стану Учителем года, не догадывалась до самого последнего момента. Когда произнесли мое имя, был шок. Эмоции нахлынули. Как в сказке!
Воспитательная миссия
— На дворе непростое время, в общем далекое от идеального. Какими нужно обладать чертами взрослому, чтобы работать с современными детьми?
— Я считаю, что у каждой эпохи своя изюминка. А дети, которые сейчас приходят в школу, очень интересные. Во-первых, они сейчас многим сами интересуются. Интернет! Они находят самостоятельно информацию, приносят ее. И мне это нравится. Я в восторге, когда мне показывают что-то новенькое.
Возможно, что-то мы, учителя, немножечко упускаем в отношениях с детьми. Конечно, и ребята бывают разные. Есть и такие, которые относятся к урокам музыки как развлечению.
— Второстепенный предмет?
— Я не считаю, что он главный среди образовательных дисциплин. Но он главный как воспитательное средство. Я не заставляю детей учить слова наизусть. Это не главное. Но я хочу, чтобы они были образованными, культурными. Не знать Бетховена, Моцарта, Чайковского воспитанный человек не может. На каждом уроке пытаюсь обосновать, что у человека без культуры нет и родины. У меня воспитательная миссия.
— Начался областной этап конкурса «Учитель года». Готовитесь?
— Конечно, готовлюсь. Собираю материалы, обдумываю. Это отбирает и силы, и время. Но это интересно — смотреть на других. А вдруг мы опять так же подружимся, у меня появятся знакомства в других городах. Конкурс пройдет в Троицке. Дальше не загадываю. Считаю, планировать надо по мере продвижения.
— У каждого учителя часто бывает некая формула, помогающая в работе. А вы чем руководствуетесь?
— Надо любить предмет, который вы ведете, и любить того, кому вы преподаете. Вот и все. Меня спросили на конкурсе, не кажется ли мне, что мой предмет проигрывает изначально таким монстрам, как русский и математика. Ответила: «Нет». Мне нравится музыка, и я ищу такой материал, чтобы мне нравился, тогда его можно красиво, вкусно преподать.
— Дети вас любят. А вы кого любите? Я про извечный вопрос любимчиков.
— Коварный вопрос. Я не могу сказать, что кого-то больше люблю. Есть такие, с кем я больше общаюсь. Поэтому у меня есть большая привязанность к этим ребятам. Они приходят по доброй воле.
— Вы счастливый человек?
— Я счастливый человек. Я во всех анкетах кричу об этом. У меня есть семья, работа, дети.
— И вы ни о чем не мечтаете?
— Может быть, я позже приобрету мечту какую-нибудь. Но мечта или отсутствие чего-то не делают человека несчастливым. Совсем наоборот. А от материального достатка особенно ничего не зависит. Мне всего хватает в жизни.
— Ваш карьерный потолок — быть учителем?
— Жизнь такая длинная. Я не знаю, как все получится. Вот возьмут и уберут музыку из системы образования. Тогда я буду искать другие пути. Если жизнь меня заставит чем-то другим заниматься, искать, то буду этим заниматься. Я точно не тот, кто сразу складывает крылья.