20 марта 2013, Автор: Сергей ТАРАН.

По профессии дирижер, по призванию учитель

На этой неделе стартовал областной этап профессионального конкурса «Учитель года». Челябинск на нем представляет Наталья Ячменева.

«Легкая, стремительная, эмоциональная, яркая, красивая, веселая, интересная», — ученики наперебой кидают эпитеты про свою учительницу музыки. И каждый раз, как выясняется, — в точку. Кажется лишним вопрос о причинах такой популярности учителя у ребят. Вон возле кабинета музыки опять полно учеников. И каждый хочет пообщаться с победителем городского конкурса «Учитель года — 2013». Из-за этого «нашествия» Наталья Николаевна с трудом находит время, чтобы рассказать нашему корреспонденту о себе.


— Наталья Николаевна, вы пришли в 153-ю школу сразу после музыкального училища и так работаете на одном месте?
— Да, вот уже 18 лет.
— Вы предполагали, что станете учителем?
— По образованию я хоровой дирижер. После училища мне надо было устроиться куда-нибудь на работу. Обошла много музыкальных школ. В принципе брали. Но человек ищет, где лучше. Сюда меня позвали на хорошую нагрузку.
А что касается призвания — я уже с детства хотела быть учительницей. Кукол рассаживала, учила. Но наше «хочу» — это одно, а как судьба распорядится — неизвестно. Многое совершается без нашего ведома… А в школе мне понравилось. И мужа здесь нашла. Он в этой школе преподавал. У нас учительская семья.
— Вы, получается, везучий человек.
— Не всегда. И на работе сначала не все получалось. Мне было трудно понять, как 30 человек усадить и чтобы они слушались тебя, понимали. Но со временем я научилась находить пути к детям, заинтересовывать их. Любопытство — великая сила. Меня же то, что не получалось, наоборот, стимулировало искать выход. С годами появился опыт, наработались свои приемы. К примеру, информацию люблю «оборачивать» во вкусную обертку и преподносить учебный материал так, чтобы было интересно. Каждый день продумываю, что же будут ученики делать на следующих уроках.
— На пение или музыку идут школьники иначе, чем на химию или математику. Там три шкуры сдерут: ЕГЭ и все такое. А тут — пришел, толкайся, пой.
— Толкаться не получится, а немножко расслабиться — почему бы и нет. Это же школа.
— Вы педагог-демократ, совсем не ментор. Почему-то вас трудно представить строгой учительницей.
— Но я могу усадить и заставить, если надо. Но все равно стараюсь делать так, чтобы ученикам хотелось ко мне на уроки идти. Это моя натура. По-другому не могу, да и зачем?
— Наталья Николаевна, часто бывает, что педагог отдает все чужим детям, забывая о своих.
— Моя семья — самое главное в моей жизни. У меня дочь 7 лет и сын 11 лет. Я делаю с ними уроки, я сержусь на них, но они мои главные интересы и отдушины. Мне нравится бегать с ними по кружкам, озадачивать себя какими-то детскими увлечениями.

После «потрясений» конкурса

— Как вы «докатились» до такой жизни, что приняли участие в конкурсе «Учитель года»?
— Это мое начальство виновато (смеется). Я сначала сопротивлялась. Но мне очень веско сказали: «Вам надо» — и уговорили попробовать. Сначала состоялся школьный конкурс, ну а дальше уже подстегивали азарт и любопытство. Когда туда ныряешь, находишь для себя столько интересного — невозможно остановиться.
— Вы азартный человек?
— Да, наверное. Но благоразумие и самоконтроль у меня, знаете, не на последнем месте.
— Что нового вы открыли для себя, погрузившись в эту конкурсную атмосферу, где и творчество, и соревнование — все вперемешку?
— Сильные эмоции, адреналин. Это очень интересно — работать в таких специфических условиях. К тому же у меня столько новых знакомых-коллег появилось. Мы сейчас созваниваемся, шлем друг другу эсэмэски. Эффект известный: совместно пережитые потрясения сближают. Вот и у нас компания такая подобралась. Психолог, который с нами работал, говорил: у вас интересная подборка людей получилась — такие «зажигалки».
— Но тем не менее «зажигалки» к тому же и конкуренты? Элемент соревнования не спишешь.
— Соревновательность и отсев были. Половина участников выбыла из борьбы сразу же после первых трех испытаний: «Урок», «Разговор с учащимися» и «Мастер-класс». И конечно, мы все волновались.
— Лично вы опасались, что и вам придется покинуть конкурс, не достигнув финала?
— Какое-то опасение было. Но очень хотелось побороться до конца. На каждом этапе было любопытно: а что дальше будет? Разумеется, сразу уходить никому не хотелось. И те, кто отсеялся, с участниками ходили, смотрели. Их никто не заставлял это делать. Это не случайно. Нам общаться было интересно друг с другом.
— В какой момент вы почувствовали, что будет успех?
— Вы знаете, те семь человек, выбывших из борьбы, они все достойные, очень яркие личности и педагоги высокого уровня, как я. А о том, что я стану Учителем года, не догадывалась до самого последнего момента. Когда произнесли мое имя, был шок. Эмоции нахлынули. Как в сказке!

Воспитательная миссия

— На дворе непростое время, в общем далекое от идеального. Какими нужно обладать чертами взрослому, чтобы работать с современными детьми?
— Я считаю, что у каждой эпохи своя изюминка. А дети, которые сейчас приходят в школу, очень интересные. Во-первых, они сейчас многим сами интересуются. Интернет! Они находят самостоятельно информацию, приносят ее. И мне это нравится. Я в восторге, когда мне показывают что-то новенькое.
Возможно, что-то мы, учителя, немножечко упускаем в отношениях с детьми. Конечно, и ребята бывают разные. Есть и такие, которые относятся к урокам музыки как развлечению.
— Второстепенный предмет?
— Я не считаю, что он главный среди образовательных дисциплин. Но он главный как воспитательное средство. Я не заставляю детей учить слова наизусть. Это не главное. Но я хочу, чтобы они были образованными, культурными. Не знать Бетховена, Моцарта, Чайковского воспитанный человек не может. На каждом уроке пытаюсь обосновать, что у человека без культуры нет и родины. У меня воспитательная миссия.
— Начался областной этап конкурса «Учитель года». Готовитесь?
— Конечно, готовлюсь. Собираю материалы, обдумываю. Это отбирает и силы, и время. Но это интересно — смотреть на других. А вдруг мы опять так же подружимся, у меня появятся знакомства в других городах. Конкурс пройдет в Троицке. Дальше не загадываю. Считаю, планировать надо по мере продвижения.
— У каждого учителя часто бывает некая формула, помогающая в работе. А вы чем руководствуетесь?
— Надо любить предмет, который вы ведете, и любить того, кому вы преподаете. Вот и все. Меня спросили на конкурсе, не кажется ли мне, что мой предмет проигрывает изначально таким монстрам, как русский и математика. Ответила: «Нет». Мне нравится музыка, и я ищу такой материал, чтобы мне нравился, тогда его можно красиво, вкусно преподать.
— Дети вас любят. А вы кого любите? Я про извечный вопрос любимчиков.
— Коварный вопрос. Я не могу сказать, что кого-то больше люблю. Есть такие, с кем я больше общаюсь. Поэтому у меня есть большая привязанность к этим ребятам. Они приходят по доброй воле.
— Вы счастливый человек?
— Я счастливый человек. Я во всех анкетах кричу об этом. У меня есть семья, работа, дети.
— И вы ни о чем не мечтаете?
— Может быть, я позже приобрету мечту какую-нибудь. Но мечта или отсутствие чего-то не делают человека несчастливым. Совсем наоборот. А от материального достатка особенно ничего не зависит. Мне всего хватает в жизни.
— Ваш карьерный потолок — быть учителем?
— Жизнь такая длинная. Я не знаю, как все получится. Вот возьмут и уберут музыку из системы образования. Тогда я буду искать другие пути. Если жизнь меня заставит чем-то другим заниматься, искать, то буду этим заниматься. Я точно не тот, кто сразу складывает крылья.

Cannot find 'cross_link' template with page ''