12 декабря 2012, Автор: Денис ЛУЗИН

Археология национализма

Археология национализма

Журналист «МК-Урал» поговорил с известным российским (советским) археологом, этнологом и антропологом, доктором исторических наук Виктором Шнирельманом. Наша беседа с Виктором Александровичем касалась в основном этнических и национальных проблем на территории современной России, благо, по данной тематике лишь за последние годы моим собеседником были написаны и опубликованы несколько книг и десятки научных и публицистических статей.

Оказывается, с помощью истории и археологии можно вполне себе умело формировать представления не только о прошлом, но и о… будущем.

Несмотря на некоторую «академичность» разговора, в нем, как нам кажется, удалось затронуть очень актуальные и порой болезненные темы для современного общества. Виктор Шнирельман, главный научный сотрудник московского Института этнологии и антропологии РАН, автор около 400 работ, в числе которых около 30 монографий, приехал в Челябинск на археологическую конференцию, посвященную проблемам соотношения археологических и этнографических источников. Собственно, тема его доклада на этом форуме так и была заявлена – «Археология и этнография: проблемы корреляции». Вместе с тем, его идеи и выводы как человека, много и плодотворно занимающегося изучением современного национального (и даже националистического) мифотворчества, представляют интерес для самого широкого круга людей.

- Виктор Александрович, археологи всегда очень осторожно говорили об этнической принадлежности артефактов. В последние годы, может быть десятилетия, что-то изменилось? Ведь даже заявленная тема конференции звучит как-то провокационно, или это не так?

- Тяжелый вопрос, хотя и правильный (здесь и интервьюер и интервьюируемый одновременно рассмеялись. – Авт.). Археологи, конечно же, всегда относились осторожно к этнической интерпретации своих находок и продолжают осторожничать. Но здесь вопрос заключается в том, что означает эта их осторожность? Многие археологи занимаются проблемами этногенеза, а значит, и говорят о происхождении тех или иных народов и как бы они ни были осторожны, им приходится апеллировать к каким-то этническим названиям. В общем, так или иначе, это всегда увязывается с тем или иным археологическим материалом. Проблема тут в том, что археологический материал всегда немой, рассуждать приходится сугубо теоретически, высказывать гипотезы, и порой возникают споры. Куда без этого в науке?

- Но теоретические построения ученых, бывает, используются разными людьми и с разными целями. Как быть с этими, другого слова не подберешь, спекуляциями?

- Да, это действительно представляет проблему. Если любой добросовестный ученый понимает, что его взгляды и выводы представляют не более чем научную гипотезу на современном этапе, что наука все-таки развивается и теории пересматриваются, корректируются, то в обществе этого не происходит. В обществе это воспринимается прямолинейно – вот, мол, ученый сказал, доктор наук сказал, а то вообще, академик сказал! Сегодня этнические вопросы одни из самых острых, и у нас, и всюду в мире, потому что поднялась волна этнического ренессанса, а началось все это еще с крушения колониальной системы в середине прошлого века. Связаны эти процессы также и с глобализацией, и, чтобы быть ближе к нам, с развалом Советского Союза, на осколках которого возникли новые государства. Понятно, что каждому такому государству нужна своя история, история глубокая и древняя. И вот тут порой начинаются споры и дебаты, выходящие далеко за рамки науки вообще и археологии в частности.


Читать полностью >>

Cannot find 'cross_link' template with page ''