Успеет ли скорая к больному после реорганизации службы?
С нового года в регионе изменится система финансирования медицинских учреждений. В частности, перемены ожидают скорую помощь: в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании» с 1 января 2013 года служба переходит с привычной схемы бюджетного финансирования на оплату через фонд ОМС. О том, как это отразится на пациентах и медработниках, мы попросили рассказать директора Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования Михаила ВЕРБИТСКОГО.
— Михаил Григорьевич, в октябре на нашем сайте был опубликован материал «Поклялись — терпите, или Монолог сотрудника скорой помощи». Публикация вызвала широкий резонанс. В комментариях к ней, в том числе прозвучали сомнения медиков: а подходит ли экстренной службе новая система финансирования? Не повлечет ли это сокращение зарплат врачей, фельдшеров и одновременно увеличение их нагрузки?
— На сегодняшний день тарифы для скорой медицинской помощи еще не утверждены. Сейчас занимаемся этим вопросом, выбираем оптимальную систему оплаты, что позволит сохранить финансирование экстренной службы в полном объеме. Ни о каком сокращении речи не идет.
Я думаю, что с переходом на страховые отношения финансирование службы скорой помощи поднимется на более качественный уровень. Не будем кривить душой, в больницах и поликлиниках, которые работают в системе ОМС, зарплата выше, все деньги, предусмотренные территориальной программой госгарантий, поступают в лечебные учреждения и имеют четкое целевое назначение. Расходование этих средств контролируется государством. Поэтому даже в период экономического кризиса в 2008 году, когда на многих предприятиях снижались зарплаты, финансирование медицинских организаций в системе ОМС сохранилось в полном объеме.
Важное звено в медицинской цепи
— Существуют опасения, что с переходом в систему ОМС начнется сокращение штатов, а скорая превратится в парамедицинскую службу из расчета две бригады на район.
— Речь идет не о сокращении штатов и реорганизации службы. Переход на новую систему финансирования потребует экономного и рационального подхода к имеющимся средствам. Руководителям подразделений скорой медицинской помощи как рачительным хозяевам придется учиться считать и грамотно распределять деньги. Уверен: в дальнейшем они будут заинтересованы в том, чтобы службу обеспечивали хорошими машинами, которые имеют большой срок службы, потребляют мало бензина, не требуют частых ремонтов. Поскольку полученные средства должны распределяться не только на заработную плату и лекарства, но и на содержание медицинского транспорта. Считаю, это правильно. Потому что средства, выделяемые государством, — это деньги налогоплательщиков. И расходовать их нужно разумно.
Конечно, нам предстоит пересмотреть правила, по которым работает скорая помощь. Алгоритм оказания медицинской помощи, в первую очередь для пациентов в критическом состоянии, должен быть одинаковым на всей территории области.
— Сейчас таких алгоритмов нет?
— Хочется надеяться, что есть. Но периодически к нам поступают жалобы от пациентов, недовольных работой скорой (люди считают, что служба уже работает в системе ОМС). Среди них есть обоснованные, которые свидетельствуют о низком качестве оказания помощи. Безусловно, недостатки надо исправлять.
Экстренная служба — очень важное звено в цепочке медицинской помощи. От того, насколько качественно врач скорой оказал помощь, зависит дальнейшая судьба больного. Например, при остром инфаркте миокарда, нарушении мозгового кровообращения грамотно оказанная помощь в первые часы от начала заболевания позволяет затормозить его развитие, доставить пациента в больницу для дальнейшего обследования и лечения. Это дает возможность не только сохранить жизнь больному. Через 12 — 14 дней он сможет вернуться на работу в полном здравии. Но для этого все, начиная от водителя скорой помощи до врача, должны четко представлять себе алгоритм действий.
— Но все это требует от сотрудника скорой и высокого профессионализма, и хорошего оснащения, и дорогие препараты нужны…
— Лечение больных, которым помощь оказана с опозданием, обходится значительно дороже.
Например, стентирование при остром инфаркте миокарда — достаточно затратная операция. Но она спасает больного, через две недели он может вернуться к привычной жизни и полноценно работать долгие годы. Если же пациенту вовремя не оказать такую помощь, ему как минимум полгода придется проходить реабилитацию. При этом нет никаких гарантий, что человек восстановит здоровье. В зоне инфаркта формируется рубец, что может привести к сердечной недостаточности и стать причиной внезапной смерти. Даже если больной выживет, он может остаться инвалидом, будет плохо переносить нагрузки, его будет беспокоить одышка и другие проблемы.
Вот поэтому скорой помощи нужны грамотные врачи, которые отлично ориентируются в ситуации, умеют точно поставить диагноз. Мы со своей стороны будем делать все, чтобы врачи и фельдшеры могли повышать свой профессиональный уровень, имели возможность для обучения. Возможно, в перспективе начнем создавать круглосуточные колл-центры, где специалисты помогут бригаде скорой в плане диагностики, подскажут, куда госпитализировать больного. В идеале сотрудник скорой помощи не должен оставаться один на один с тяжелым больным. И мы будем к этому стремиться.
«Сделаем все для возрождения службы»
— Михаил Григорьевич, правда ли, что в будущем на скорой помощи останутся только фельдшеры?
— Врачи останутся. Но на скорой помощи очень много фельдшеров, которые блестяще оказывают медицинскую помощь на первичном этапе. Многие имеют отличные знания и навыки благодаря опыту. В плане диагностики, оценки состояния пациента у них глаз наметан. Ведь за одно дежурство фельдшер выезжает к 20 — 30 экстренным больным.
Кстати, моими первыми учителями были фельдшеры. Моя карьера начиналась со скорой. Эта служба затянула меня в медицину. Будучи студентом политехнического института, я устроился на станцию скорой помощи, прошел путь от санитара до врача-реаниматолога специализированной бригады. Поэтому работу скорой медицинской помощи знаю по личному опыту. Это тяжелый труд, который требует достойной заработной платы.
Мы постараемся сделать все для того, чтобы возродить уникальную службу.
— Как будет оплачиваться медицинская помощь пациентам, у которых нет полиса? Ведь не у всех экстренных больных есть страховой документ.
— Слухи о том, что среди пациентов скорой помощи очень много неидентифицированных граждан, сильно преувеличены. Как показывает опыт регионов, которые в этом году в экспериментальном порядке перешли на новую схему финансирования, через фонд ОМС, число пациентов, не имеющих полиса, не так велико — от одного до 2,5 процента. Я думаю, вместе с региональным минздравом мы найдем возможность оплачивать эти случаи. Как вариант, рассматривается система подушевого финансирования, которое напрямую зависит от количества прикрепленного населения. Кроме того, оплату медицинской помощи неидентифицированных граждан будет компенсировать бюджет.
Рублем — по очередям
— Подушевой принцип финансирования будет вводиться и в других лечебных учреждениях области?
— Переход на подушевое финансирование амбулаторного звена планируется с 1 января 2013 года. Я уверен, что вскоре после этого мы увидим снижение объемов медицинской помощи. Сейчас финансирование зависит от количества больных, обратившихся к врачу. С нового года благополучие поликлиники будет напрямую зависеть от числа пациентов, прикрепленных к лечебно-профилактическому учреждению, и качества оказанной помощи. Например, если во время эпидемии гриппа на участке немного заболевших, можно говорить о том, что доктор грамотно организовал профилактическую работу, многие его пациенты сделали прививки от гриппа. За это врача можно простимулировать.
В условиях подушевого финансирования руководителю медицинского учреждения придется активно решать вопросы с очередями, с кадровым обеспечением. Если пациент не доволен уровнем обслуживания в поликлинике по месту жительства, он по закону имеет право перейти в другое медицинское учреждение, а вслед за ним туда уйдут и деньги.
Таким образом, появится конкуренция, за каждого пациента начнут бороться. Возможно, со временем мы доживем до того, что в холлах поликлиник каждому посетителю будут предлагать чашечку кофе.
Кто остался в прошлом веке
— В 2013 году завершается переход на одноканальное финансирование, когда все деньги в лечебные учреждения поступают из одного источника, через систему ОМС. Но уже сейчас многие больницы работают по новой схеме. Главврачи научились по-хозяйски распоряжаться средствами?
— По одноканальному финансированию работает большинство медицинских учреждений области, в Челябинске — практически все.
Порядка 80 процентов лечебных учреждений работают стабильно, рассчитываются за коммунальные услуги, за лекарства, расходные материалы, продукты, персонал получает стабильную зарплату. К сожалению, есть больницы, которые до сих пор не сумели перестроиться, живут, как в прошлом веке. Мы встречались с их руководителями, выясняли, почему нерационально используются деньги. Некоторые исправились. Но есть среди них те, кто так и не научился работать в системе ОМС. Видимо, в этом случае придется ставить вопрос о смене руководства.
— Слышала, что переход на одноканальное финансирование сделает систему ОМС привлекательной для частных клиник. Значит, в скором времени у пациентов будет больше возможностей обследоваться и лечиться в коммерческих медицинских центрах бесплатно, по полису ОМС?
— Коммерческие центры должны пройти лицензирование, вложить средства на покупку оборудования и организовать дело так, чтобы получать прибыль, работая по тарифам ОМС. И у нас есть примеры, когда частные клиники успешно работают в системе обязательного медицинского страхования. Но большинство частников не готовы к такому сотрудничеству.
Многих не устраивают тарифы. В системе ОМС тариф на прием врача в поликлинике колеблется от 110 до 150 — 160 рублей. В частных клиниках за эту услугу надо заплатить как минимум 450 — 500 рублей. Но мы никогда не пойдем на повышение тарифов для коммерческих центров. Лишних денег у нас нет.
Требуют деньги за прием — звоните
— В следующем году вступает в силу новое постановление правительства РФ о предоставлении платных медицинских услуг. Не получится ли так, что, ссылаясь на этот документ, в муниципальных и государственных больницах и поликлиниках начнут навязывать платные услуги?
— Наша позиция жесткая: все виды медицинской помощи, которые входят в территориальную программу Челябинской области, должны оказываться бесплатно и в полном объеме. Конечно, больница или поликлиника может оказывать платные услуги. Например, организовать выдачу справок в ГИБДД, предоставить палату повышенной комфортности в больнице, пригласить к пациенту профессора для консультации.
Должны быть четкие разграничения. И муниципальные органы управления здравоохранения обязаны контролировать ситуацию. А у нас иногда выдают разрешения на оказание платных услуг по тем видам медицинской помощи, которые входят в территориальную программу. Соответственно, если есть такое разрешение, поликлинике выгодно искусственно создавать очереди, чтобы человек мог беспрепятственно попасть к врачу только за деньги.
Если вас вынуждают платить деньги, чтобы без очереди пройти на прием в поликлинике, отказывают в госпитализации и так далее, в любое время суток обращайтесь на горячую линию Челябинского областного фонда ОМС. Как только вы позвоните, наши специалисты сразу начнут решать проблему.
8-800-300-1-003 — телефон горячей линии Челябинского областного фонда ОМС. Звонок бесплатный как с городских, так и с мобильных телефонов. Вопросы и претензии принимаются круглосуточно.
Cannot find 'cross_link' template with page ''