Мгновения SOLO
Два дня напряженной борьбы. Нервная суета до начала конкурса и во время коротких антрактов, а затем отрезвляющая яркая вспышка как реакция на вердикт жюри – крик радости или опрокидывающее разочарование, – в сущности, тот же крик, но уже без свидетелей – зрителям о нем знать совсем не обязательно. 24 и 25 февраля в Челябинске проходил фестиваль современного танца «SOLO-DANCE».
Конкурсанты состязались за звание лучшего танцора в двух номинациях: «Modern и contemporary dance» и «Jazz dance». Принять участие в конкурсе мог любой желающий, что характерно, - совершенно бесплатно. Единственное условие: танцоры, конечно же, хореографически подкованные, должны были представить сольные выступления.
Фестиваль «SOLO-DANCE» собрал участников из разных городов России: Челябинская область, Калининград, Тюмень, Екатеринбург, Ханты-Мансийск. Возрастные категории – от 11 лет и старше.
«Гвоздем» программы стали выступления специальных гостей фестиваля, которые танцевали вне конкурсной программы в воскресенье, в Концертном зале имени Сергея Прокофьева. Это Екатеринбургский институт танца (художественный руководитель Олег Петров), Студия современной хореографии «Дэгор» (Тюмень), факультет современного танца Екатеринбургского гуманитарного университета, Земфира Шарипова (Челябинск), театр «Артформ» Светланы Скосырской (Тюмень).
Больше четырех часов длился концерт, насытивший финальный день «SOLO-DANCE». Но, несмотря на это, зрители не покинули зал областной филармонии, досмотрели программу до конца – факт, заслуживающий особого внимания.
Организаторы большого праздника – директор Школы современного танца Игорь Обвинцев и хореограф, художественный руководитель школы, а также член жюри «SOLO-DANCE» Таисия Коробейникова – рассказали о том, какое будущее ждет лауреатов фестиваля и сам фестиваль.
Игорь: - «SOLO-DANCE» - это сеть фестивалей, объединяющих разные страны мира: Германию, Финляндию, Израиль, Болгарию и другие. В России до сих пор он проводился только в Санкт-Петербурге, а в феврале мы организовали его и в Челябинске. Причем в формате конкурса, что является уникальным событием как для Челябинска, так и для России.
Таисия: - Идет обмен танцорами между странами, за счет чего расширяется география современного танца. В декабре наши победители отправятся в Санкт-Петербург (сюда съедутся представители «SOLO-DANCE» со всего мира – Ред.).
- Где-то еще в мире проводятся конкурсы сольных номеров?
Игорь: - Фестивалей современного танца проходит много, но даже во Франции нет фестиваля соло. Уровень танцовщиков сейчас во всем мире примерно одинаков. Самый крупный фестиваль на сегодняшний день проходит в Германии.
Таисия: - Сольный танец – это один из самых сложных жанров танцевального искусства, поскольку держать внимание зрителя в определенном промежутке времени крайне сложно. И ситуация, когда организаторы неохотно берутся за проведение фестивалей соло, вполне объяснима. Их интересуют кассовые сборы, беспроигрышность мероприятия, обеспечить которую может его зрелищность. Зрелищность же, в свою очередь, проще создать команде, а не солисту.
Игорь: - Тенденция какая во всем мире? Стремление к массовой культуре, к шоу. Один человек тоже может сделать шоу, но для этого…
Таисия: - Нужно быть как минимум талантливым.
- Среди участников «SOLO-DANCE» были яркие личности?
Таисия: - Константин Кейхель. Это – профессионал в своем деле. Мы с удовольствием отдали ему первую премию. Потрясающая техника. Бесшумный танец, по-кошачьи. Я знаю, как это сложно. Это очень мощная работа мышц. Очень музыкальный, что тоже большая редкость. Наряду с виртуозной техникой, главное отличие профессионального танца от непрофессионального – в самодостаточности, чувстве собственного достоинства, понимании того, что ты делаешь, отсутствии суеты на сцене, присущей самодеятельности. Человек спокойно выходит, и все, и ты понимаешь, что он профи. Даже в его несколько холодноватой отстраненности, я имею ввиду Кейхеля, была своеобразная прелесть. Это как полет.
Игорь: - Наиболее весомо представлена была возрастная категория 19 – 25 лет. Современный танец – для опытного мозга. К 25 годам они уже начинают что-то понимать, поэтому больше всего танцоров именно из этой возрастной группы.
- Кроме Константина Кейхеля, кто-нибудь еще поразил жюри?
Таисия: - Остальные на ступень ниже. Таких явных открытий, потрясений для меня не было. Ну, Илья Романов – это мой бывший ученик. Возмужал, поднаторел в технике, но есть опасная тенденция к самолюбованию. Надеюсь, что это возрастное. Меня радует как профессионала то, что уровень исполнения танцоров растет. По сравнению, скажем, с 90-ми годами. Несмотря на то, что современный танец не поддерживается государством, зачастую существует в андеграунде, что он вечно забит в какие-то щели, подвальные помещения. На крошечные сцены перестроенных в театры закутков. Сейчас профессионалу достаточно сложно становится конкурировать с непрофессионалами, потому что не великая разница между ними в качестве исполнения. Это приятно удивляет.
- Какие еще фестивали и конкурсы современного танца есть в Челябинске?
Игорь: - Для этого возраста, мне кажется, «Весна студенческая». И все…
- В каких городах России современный танец развит лучше всего? Москва, Питер, Екатеринбург?
Таисия: - Екатеринбург, Челябинск. Так почему-то исторически складывается, что Урал лидирует в области современного танца.
Игорь: - Тот же Константин Кейхель родом из Нижнего Тагила. Это сейчас он в Калининграде живет.
Таисия: - Как говорят, лучшие люди живут в провинции. У нас ритм жизни несколько другой, нежели в столице. У людей есть возможность погрузиться, сделать что-то свое на более высоком качественном уровне, чем, скажем, Питер и Москва, у которых бешеный ритм, бесконечная беготня в зарабатывании денег.
- С другой стороны, у них больше возможностей почерпнуть информацию новую.
Игорь: - Возможно. Но времени осмыслить эту информацию нет. Опять же человек ищущий всегда найдет необходимую информацию и в провинции. Другой вопрос, что нет адекватного культурного пространства, где человеку проще было бы развиваться – это да.
- Но при всем при этом современный танец у нас развивается слабо…
Игорь: - По всей стране он развивается слабо.
Таисия: - Стоп, минуточку. Я бы так не сказала. Что вы вкладываете в слово «развивается»?
Игорь: - Разнообразие форм.
Таисия: - С точки зрения разнообразия, индивидуальности, оригинальности, - да, он развивается плохо. Талант в любом виде искусства – редкость. Но с точки зрения географии… Очень много людей сейчас занимается современным танцем. Просто развивается он у нас по западным образцам. Дефицит художественной самодостаточности. В Китае, к примеру, потрясающие танцовщики. Они переплавили свою традиционную культуру, философию в современный танец. Никто не может их превзойти. В области современного танца они, кстати, сейчас лидируют.
- Тогда можно ли говорить о том, что современный танец стал модным?
Таисия: - Нет, модным он не стал.
Игорь: - Современный танец модным никогда не будет, потому что он для вдумчивых людей. Если ты головой не работаешь, то ничего не сможешь сказать на сцене языком танца.
- Были ли представлены на фестивале откровенно слабые выступления?
Игорь: - Уровень исполнения вырос во всех возрастных категориях. Например, в первой возрастной категории выиграла девочка 12-ти лет. Несколько лет назад так танцевали люди старше ее по возрасту лет на пять. Выросла техника. Совершенствуется язык танца. Конкурсы тем и хороши, что они дают очень мощный заряд, подталкивают человека развиваться.
- По какому принципу присуждали специальные премии участникам?
Таисия: - Как часто бывает на конкурсах? Жюри отдает призы, как правило, танцорам с блестящей хореографической подготовкой. При этом у человека может быть слабо выражена индивидуальность. Остальные конкурсанты начинают ему подражать. И на следующий год приезжают все «близнецы», повторяют то, что делали лауреаты прошлого конкурса. Мы же постарались вывести в финал разноплановых танцовщиков, показав тем самым и зрителям и конкурсантам, что все имеет право на жизнь.
- А зритель вообще-то понимает, что происходит на сцене?
Таисия: - Мне кажется, ощущение настоящего дано каждому человеку. Зрители всегда резонируют на истинное искусство. Вопрос о понимании или непонимании танца встает тогда, когда исполнитель бездарный. Зритель не обязан следовать за мыслью хореографа. Он вправе выстраивать собственные ассоциации, но механизм запуска этих ассоциаций в руках таланта и только таланта.
Лауреаты фестиваля «SOLO DANCE»
Первое место в номинации «Modern и contemporary dance»:
1 возрастная группа – 11-14 лет – Мария Самарина (Челябинск).
2 возрастная группа – 15-18 лет – Анна Чернова (село Миасское, Челябинская область).
3 возрастная группа – 19-25 лет – Константин Кейхель (Калининград).
4 возрастная группа – 25 лет и старше – Лиана Султаншина (Тюмень).
Первое место в номинации «Jazz dance»:
Мария Абалина (Тюмень).
Специальные премии:
Алена Гладкова (Екатеринбург), Марина Зинькова (Ханты-Мансийск), Илья Романов (Екатеринбург), Олеся Панюта (Челябинск), Дарья Демишева (Челябинск).