Митрополит Феофан: "Моя цель – объединение людей"
По воскресеньям в челябинских храмах устраивают чаепития. За чашкой чая можно побеседовать с настоятелем, а в кафедральном соборе — обсудить насущные вопросы с правящим архиереем (напомним, владыка Феофан является настоятелем собора).
Прошло всего полтора года, а точнее год и пять месяцев, с тех пор, как новый управляющий Челябинской и Златоустовской епархией впервые ступил на южноуральскую землю. Но кажется, что владыка Феофан давно несет служение в нашем регионе. За короткий отрезок времени церковная жизнь заметно оживилась. Восстанавливаются разрушенные и строятся новые храмы, церковь начинает активно сотрудничать со светскими ведомствами: заключены соглашения с Госнаркоконтролем, региональными министерствами социальных отношений, образования и другими. И уж точно все меньше остается южноуральцев, безразличных к религиозной жизни.
Недавно на территории Челябинской области образована митрополия, которая включает три епархии, а правящий архиерей стал митрополитом. Сегодня митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан в гостях на нашем сайте.
В одной упряжке
— Сейчас во многих регионах страны создаются митрополии. Вместе с вами в сан митрополита были возведены еще четыре архиерея. С чем связана такая практика?
— Образование митрополий связано, с одной стороны, с разукрупнением, а с другой стороны, с централизацией епархий. Служение епископа не ограничивается одним административным управлением епархией. Одна из главных задач епископа — совместная молитва вместе с верующими, а это требует постоянного присутствия на приходах. Такая задача трудно выполнима на территории, равной по площади нескольким европейским государствам. Наверно, никто не будет возражать, что я довольно активно посещаю приходы. Но мне года не хватило, чтобы побывать на богослужениях во всех храмах Челябинской области. В результате верующие лишены молитвенного общения со своим архипастырем. Между тем у людей возникает немало вопросов, разрешить которые может только епископ. С другой стороны, Святейшим Патриархом Кириллом, Священным Синодом поставлены новые задачи, которые должна решать Церковь. Миссионерское и социальное служение, образовательная деятельность в школах, воспитательная работа в армии и другие сферы — все это требует вдумчивого и постоянного внимания епископа. На территории огромной епархии одному епископу невозможно все охватить. Создание новых епархий, меньших по размеру, дает возможность лучше сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, уделять больше внимания духовенству и прихожанам.
— А какова роль митрополита?
— Митрополит будет координировать деятельность епископов на территории митрополии. Для эффективной работы мы все должны идти в одной упряжке. Это не значит, что митрополит должен по любому поводу вмешиваться в жизнь новых епархий. Они будут достаточно самостоятельными. А для решения вопросов, важных для всего региона, будет создан совет митрополии, куда войдут епископы.
— Владыка, как изменилась ваша жизнь после того, как вы стали митрополитом?
— Жизнь стала сложнее. Я продолжаю управлять вверенной мне Челябинской и Златоустовской епархией. Это и богослужения, и просветительская, и социальная деятельность, и открытие новых приходов, и многое другое. Вдобавок — координация деятельности епископов.
— Не планируете строить загородную резиденцию?
— Согласитесь, каждый житель мегаполиса мечтает иметь хотя бы шалаш за пределами города. Тем более Челябинск сложно назвать экологически чистым городом. Но сейчас есть более важные задачи, которые требуют первоочередного решения. Мы активно строим храм Сергия Радонежского на Северо-Западе. Много лет там дальше фундамента дело не шло, а сегодня он уже под купола возводится. Начинаем строительство храма Иоанна Воина, на пересечении улицы Молдавской и проспекта Победы, продолжаются строительные работы в храме святой мученицы Татианы, в ЧВВАКУШе. В Озерске возводится замечательный храмовый комплекс, восстанавливаем Покровский храм в селе Большой Куяш. Забот много.
— Храмы строятся, а будут ли прихожане?
— А вы зайдите в кафедральный собор, посмотрите, сколько людей на службе. Прихожан становится раз от раза все больше. Очень много молодых мужчин, люди целыми семьями приходят в храм, ребятишек приводят.
— Знаю, в воскресные дни после Божественной литургии во дворе Свято-Симеоновского собора чаепитие устраивают. Самовары огромные раздувают…
— Это моя инициатива. Цель — объединение людей. Ведь часто как бывает? Люди приходят на службу и не знают, кто рядом с ними. Вышли из храма — разошлись в разные стороны. А совместное чаепитие — это особая атмосфера. Люди знакомятся, начинают общаться, становятся как одна большая семья. Когда я служу, тоже остаюсь на чаепитие, чтобы поговорить с прихожанами, обсудить какие-то вопросы.
Работа над ошибками
— 14 сентября начинается новый церковный год. Что, по-вашему, он принесет верующим?
— Для верующего человека каждый день — это и новый день, и новый год, и новый век. Неслучайно в вечерней молитве сказано: «Неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?» А утром человек опять благодарит Господа за то, что он сподобил его восстать ото сна.
Конечно, вступая в новый день, в новый годы надо пролистать «книгу» своего бытия, посмотреть, что было сделано неправильно, и стараться исправлять свои ошибки. Лгал — не лги, воровал — не воруй, блудил — не блуди и так далее. Я, со своей стороны, буду прилагать все силы, чтобы детки знали нашу веру и нашу культуру, чтобы храмы были в каждом населенном пункте, больших городах и маленьких поселках, чтобы люди наконец поняли, что мы живем в России. В России, которая имеет свои культурные, духовные, исторические ценности. И самое главное, мы должны научиться жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, разных конфессий. Это очень сложно, но мы должны к этому стремиться. Такова жизнь христианина. Ну и, конечно же, дай Бог, чтобы у нас не повторялось выходок, подобных той, что произошла в храме Христа Спасителя в феврале. Этим мы порочим свой народ, свою страну, надругаемся над своими святынями. Такое ни в одном обществе никогда не приветствовалось.
— Но процесс над участницами скандальной группы может привести к тому, что люди просто отвернутся от Православной Церкви?
— Сомневаюсь. Кто был в церкви, тот и останется. Здесь люди находят все необходимое для духовной жизни — таинства, молитвы… Глава Церкви — Христос. И отходить от этого чистого источника опасно. Церковь не однажды переживала тяжелые периоды. Достаточно вспомнить историю XX века. Сколько раз «хоронили» церковь? Никита Сергеевич Хрущев с высоких трибун торжественно обещал в 1980 году показать последнего попа и на этом покончить с религией. Сегодня вряд ли кто из молодежи знает его имя. А Церковь Божия живет и несет свою миссию по нравственному воспитанию народа.
— Депутаты Госдумы предлагают внести в Уголовный кодекс поправки, ужесточающие наказания за вандализм в храмах вплоть до лишения свободы. Как оцениваете инициативу законодателей?
— Принимать законы — это право и обязанность депутатов. Но мы понимаем, что такие явления, как спиливание крестов, неподобающее поведение в храмах, не должны иметь место в нашем обществе. Я многие годы провел в разных странах. И везде очень жесткие законы по отношению к тем, кто оскорбляет верующих, святыни.
Духовные центры
— Владыка, недавно вы сообщили, где будет располагаться новый кафедральный собор. Но это место так далеко от центра…
— На прошлой неделе, 22 августа, я встречался с губернатором Михаилом Валериевичем Юревичем, и мы говорили на эту тему. Во-первых, к тому времени, как будет построен новый собор, в этом микрорайоне вырастет большой жилой массив на 500 тысяч человек. Во-вторых, в том районе очень хорошие транспортные развязки. Уже сейчас туда можно доехать практически из любой точки города. В-третьих, я поставил задачу: построить не отдельное здание собора, а целый комплекс. Для этого в центре города было единственное подходящее место — территория бывшего автомобильного училища. Но у военных свои планы. Сейчас нам выделили очень хорошую площадку, на которой мы сможем разместить все необходимое для православного центра. У нас будет большой зал, и библиотека, и воскресная школа.
— Если не секрет, какие еще вопросы вы обсуждали с главой региона?
— Мы обсудили большой круг вопросов. Говорили о церковно-государственных отношениях в целом, об объединении усилий Церкви и государства в социальной, нравственной, воспитательной сфере. Даже детально обсудили вопрос о необходимости возрождения монастырской жизни. Мало кто знает, что в Каслинском районе, недалеко от селения Булзи, раньше был замечательный скит Новотихвинского монастыря. Там сохранился чудесный храм, правда уже полуразрушенный. Такой храм мог бы стать украшением столичного города. Я поставил перед местным руководством задачу: вернуть земли, которые принадлежали монастырю. Надеюсь, со временем там будет женский монастырь, духовный центр. Потребность в этом есть. Ко мне, например, довольно часто обращаются молодые девушки, которые желают пойти в монастырь.
— Но у девушек это может быть мимолетный порыв.
— А с этого все и начинается. На то и период испытаний — послушничество. Это проверка, выдержит человек монашескую жизнь или нет. Если не готов принять постриг, может вернуться к мирской жизни, не принимая никаких обетов.
— Многие челябинцы заметили, как быстро преображается бывший кинотеатр «Родина». Есть ли надежда, что в этом году все работы будут завершены и орган переедет в новый концертный зал?
— Строительные работы действительно идут быстро. Во многом это заслуга главы региона. Губернатор молодец. Я почти каждый день бываю на стройплощадке, решил очень многие проблемные вопросы.
Место для органа уже подготовлено. Там все предусмотрено. Крикунам, которые возмущаются, что орган пропадет, я скажу так: получился великолепнейший концертный зал. И орган будет стоять там. А храм будет местом для молитвы верующих. О переезде органа на новое место говорить еще рано. Я настаиваю на том, чтобы к зиме завершить наружные работы. Потом перейдем к отделке. А это длительный, скрупулезный процесс. Все идет ровно, спокойно. Богослужения в храме Александра Невского совершаются по субботам.
Прививка от сатанизма
— Начинается учебный год, у всех четвероклассников в расписании появится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Вы провели большую разъяснительную работу в школах. Насколько она оказалась результативна?
— Удалось постепенно изменить отношение людей к новому предмету. И учителя, и директорский корпус, и министерство образования начинают понимать, что модуль «Основы православной культуры» идет только на пользу. Сейчас мы будем продолжать начатую работу. Я бы в первую очередь хотел обратиться к родителям: на уроках православной культуры ваши дети научатся уважать вас как родителей, быть честными, справедливыми, узнают свою историю, культуру, веру. Это стержень, который впоследствии защитит от всяких соблазнов, от сектантов, убережет от других бед. Я бы обратился к директорам школ и к учителям: не препятствуйте желанию детей и родителей изучать основы православной культуры. Наоборот, надо включиться всем вместе в этот процесс. Тогда не будем собирать в школьных туалетах шприцы, не станем безучастными свидетелями трагедий, которые происходят с детьми. Основы православной культуры — это возможность нравственно воспитывать наших ребят.
— Как сообщают федеральные СМИ, Русская Православная Церковь планировала ввести катехизацию школьников. Как по-вашему, нужно ли в учебных заведениях преподавать религиозные дисциплины?
— Не так все просто. Общество почти сто лет жило под прессингом безбожия. И невозможно сразу изменить сознание людей. Совершенно спокойно отношусь к тому, что люди, далекие от веры, но честные, говорят: я атеист, вопросы веры меня не интересуют.
— По Северному Кавказу не скучаете?
— Конечно, скучаю. Почти десять лет я там служил. Там храмы и монастыри, которые строил, а главное — люди. Мы продолжаем с ними поддерживать связь: мне звонят, пишут. Вот была прямая линия на православном телеканале «Союз», так ставропольчане просто атаковали звонками.
Вспоминаю замечательный центр реабилитации наркозависимых, который мы создавали. Он по-прежнему действует, реабилитацию прошли тысячи ребят. Многих я помню по именам, радуюсь, когда они начинают выздоравливать. Сейчас у меня новое место служения. Жизнь есть жизнь. Апостолы ведь тоже не сидели на одном месте. Они шли и несли слово Божие.
— Владыка, а на Южном Урале вы не планируете создать такой же реабилитационный центр, как на Северном Кавказе?
— Я поставил такую задачу. Но центр создать не так просто. Нужны люди, которые могли бы там работать, нужны условия: центр должен находиться вдали от городов. Найти такое место непросто. Но будем работать над этим вопросом.
Школа милосердия
— Одним из ваших первых шагов как правящего архиерея Челябинской и Златоустовской епархии стало подписание соглашения о сотрудничестве с управлением социального развития администрации Челябинска. Священнослужители стали приходить в комплексные центры соцобслуживания населения, в центры дневного пребывания, общаться с пенсионерами. Эта работа продолжается?
— Сейчас наша задача — охватить и больницы. У меня родной брат, священник, лежит в онкодиспансере в Курске. Когда навещаю его, вижу, в каком тяжелом состоянии находятся люди в таких больницах.
Человек измучен, устал от своей болезни, так почему же не дать ему возможность обратиться к высшей инстанции, к Богу, например, перед операцией или перед другими сложными процедурами. И меня удивляет, когда некоторые врачи не хотят пускать в лечебные учреждения священников. Какое бессердечие! Я хочу разобраться в этой ситуации. Буду встречаться с руководителями тех больниц, где мы столкнулись с непониманием. Еще одна из задач, которую я ставлю, — развивать службу сестер милосердия. Идеально было бы заключить соглашение с медицинским колледжем, чтобы там готовили сестер милосердия. А это не просто работа, это служение.
— А будет ли в Челябинске православный детский сад?
— Эту идею я не оставляю и, надеюсь, доведу до логического завершения. Хочу показать, как воспитывать деток, чтобы они росли нравственно здоровыми, развитыми и физически крепкими. Мы просим предоставить нам детский сад, который уже не используется по назначению, готовы полностью отремонтировать его за счет собственных средств. Глава администрации города Сергей Викторович Давыдов нас поддерживает. Но, очевидно, есть трудности с подбором помещения.
Именной кирпичик — в основание храма
— Владыка, вы больше года интриговали журналистов, не называя место для нового кафедрального собора. В чем будет заключаться следующая интрига?
— В представлении проекта собора. Эскизный проект уже есть. На его разработку ушло полгода. Настанет время, и мы его презентуем.
К сожалению, я не нашел в Челябинске специалистов по церковной архитектуре. В городе есть замечательные проектные институты, есть талантливые архитекторы. Но строительство кафедрального собора требует специалистов, которые хорошо знакомы с церковной классической архитектурой. Поэтому я работал с людьми, которые уже построили не один десяток храмов. А строить собор будем всем миром. Кто-то поможет своим трудом, кто-то копейкой, кто-то кирпичом и цементом. И не надо говорить, что собор будет строиться на бюджетные деньги. Никаких средств из бюджета на это не пойдет.
— На православных выставках за символическую плату продают именные кирпичики, которые можно положить в основание храма. При строительстве собора будете принимать такие пожертвования?
—А вы зайдите в храм Сергия Радонежского. Увидите, что на кирпичиках написаны имена жертвователей. Деньги символические, а память останется — будете в храм детей и внуков приводить и именной кирпичик показывать. И в соборе также будет.
— Владыка, что бы вы пожелали нашим читателям?
— В первую очередь хочу пожелать вашему трудовому творческому коллективу успехов и честного освещения жизни нашего региона. А народу Божьему желаю, чтобы миновали стихийные бедствия, чтобы была зарплата побольше, а главное, чтобы научились жить так, как наши предки: не оскверняйте души свои, детей рожайте да семьи укрепляйте. Потому что без этого нет счастья нигде — ни в доме, ни в государстве.