Ирина Сушлякова-Севостьянова: "Сейчас не то время, чтобы позволить себе быть кисейной барышней"
В ближайшие выходные день рождения празднует служба дознания. Накануне наш корреспондент пообщалась с одной из лучших представительниц этой профессии. Старший дознаватель отдела полиции №7 УМВД России по городу Челябинску Ирина Сушлякова-Севостьянова оказалась интересной собеседницей. За тот час, в течение которого мы разговаривали, в кабинет Ирины Львовны не единожды забегали коллеги с просьбами и вопросами. Понятно, что люди ее ценят за опыт, профессионализм и обычные человеческие качества.
- У меня практически каждый день в кабинете "дом советов". Я никогда не отказываю коллегам, если они просят о помощи, - объясняет Ирина Львовна. - Поэтому, когда мне нужно поработать в одиночестве, чтобы меня никто не отвлекал, я приезжаю в отдел к трем или четырем часам утра. И до девяти могу спокойно заниматься своими делами. Однако так получается не всегда. Однажды я приехала к трем утра, чтобы поработать над достаточно сложным материалом. И тут ко мне устремился дежурный участковый со словами: "Ира! У меня тут такое дело! Срочно нужен твой совет!" Я ему: "Сережа! Какой совет в половине четвертого утра?!" А он невозмутимо: "Маленький. Я займу всего пять минут!"
- И как реагирует муж на то, что жена буквально ночью собралась и ушла из дома?
- Молча, отвозит меня в отдел. Он сам бывший сотрудник ГИБДД, поэтому понимает, что в этой работе все не так просто, как кажется на первый взгляд. Дети тоже хорошо относятся к тому, что у их матери такая профессия. У нас никогда не было конфликтов на этой почве. Здесь главное уметь распределять свое время. Я могу провести на работе утро и день, но вечер - это мое личное время. Его я провожу с семьей. Однако порой делаю исключения, когда невозможно поговорить с потерпевшими или подозреваемыми в другое время. Кто-то, например, работает до семи часов вечера. Отпроситься с работы непросто, люди дорожат своим рабочим местом. Поэтому я всегда иду навстречу людям и соглашаюсь поговорить с ними в удобное для них время.
- Есть ли принципиальная разница между преступниками девяностых годов и нашего времени?
- Среди тех, с кем сталкиваюсь я, вряд ли. Разница только в том, к примеру, что раньше шла охота на норковые шапки, а теперь предметом посягательств чаще выступают мобильные телефоны и золотые украшения. Психологические портреты преступников того времени и нашего при этом чем-то похожи. В основном это люди которые не хотят работать.
- Преступают ли закон, допустим, дети из благополучных семей?
- Недавно я работала над одним интересным делом. Несовершеннолетняя Лиза Федотова (имя изменено. - Авт.) украла у мужчины мобильный. Девочка была из достаточно обеспеченной семьи, однако о теплых отношениях с родителями, видимо, ей приходилось только мечтать. Лиза мечтала о мобильнике, а мать и отец отказывались его купить. И тогда девочка пошла на кражу. Лизе и ее подруге мужчина купил алкогольные коктейли, пригласил девочек в гости. В итоге лишился телефона. Мы проводили с ним профилактическую беседу. Получается, что он сам виноват в случившемся - спровоцировал девочек на преступление. Может, это и к лучшему, что он всего лишь лишился только мобильника, а не, допустим, свободы. Надеюсь, он задумается над своим поведением.
- Часто ли челябинцы сами провоцируют преступников?
- Думаю, да. Особенно - девушки, и особенно - летом. Бывает так, что мы выезжаем на дежурство и видим девушку в очень коротких шортах или юбочке. У нашего водителя, эксперта, оперативника - мысли только об одном: "Ну сейчас до отдела доехать не успеем, как она уже будет у нас заявительницей!" Часто именно так и получается. И это не единичный случай. Но даже очень неприметно одетая девушка может привлечь внимание потенциальных преступников в вечернее или ночное время суток. К сожалению, закрытая одежда - не гарантия того, что тебя никто не тронет. Не ходить вечером тоже не вариант: ситуации бывают разные. Например, девушка работает допоздна, и ее некому встретить на остановке. Я думаю, что все девушки и женщины должны уметь себя защищать. Сейчас не то время, чтобы позволит себе быть кисейной барышней.
- Какие в вашей практике самые интересные дела?
- Каждое - уникально по-своему. Например, как-то нашей обвиняемой была глухонемая женщина. Она украла у ребенка пять тысяч рублей - девчонка стояла на остановке и ждала отца, зажав в руке купюру. Женщина выхватила ее и бросилась бежать. Ее догнали. В итоге незадачливую воровку доставили в отдел, и мы пригласили сурдопереводчика. Женщина ни в чем не призналась. Она утверждала, что девочка уронила деньги, а она их нашла. Враждующие стороны примирились только в суде. Или, например, женщина жалуется на то, что муж ее бьет просто так, безо всякой причины. Разговариваешь с мужем, выясняется, что она его до этого методично в течение нескольких часов доводила до белого каления. Сама напросилась и схлопотала пару ударов, а попыталась преподнести это по-иному. Во всем приходится разбираться. А это каждый раз новые и порой очень интересные судьбы и характеры. И вот еще один из последних случаев. Одна из подружек пригласила к себе другую, а гостья украла у хозяйки банковскую карту и написанные на бумажке пароли к ней - заветный листочек лежал в том же месте. Похитительница сняла 2500 рублей, а потом решила проверить карточку снова: вдруг там еще что-то появилось. Далее с ее слов: "Я просто засунула карту в банкомат, а он ее сожрал!" Оказывается, хозяйка оплачивала по карте кредит. Подошло время очередного платежа, и она, не обнаружив карты, обратилась в банк с просьбой сделать ей другую. На что в банке ответили: "Так вы же недавно ей пользовались и сняли бонусы, которые вам выплачивались за то, что вы добросовестно вносили платежи!" А девушка не знала о бонусах, как и о том, что карту украла "подруга". После заявления о пропаже карты цифры ее номера ввели в систему, и очередной банкомат "скушал" карточку.
- Сталкивались ли вы с более масштабными кражами?
- Конечно. На северо-западе один из магазинов сети "Рембыттехника" находится рядом с салоном сотовой связи. Каждый раз, когда продавщица уходила покурить, она просила охранника "Рембыттехники" присмотреть за товаром. Парень времени даром не терял, и за несколько дней "увел" из отдела десяток телефонов и флэш-карт.
За 21 год моей работы в дознании не было ни одного случая, чтобы преступника, чью вину мы доказали, оправдали в суде. Все они в итоге оказывались в колонии.
- Есть ли дела, которые вы по каким-либо причинам не берете?
- Да. Это все то, что касается 156 статьи УК РФ - она предусматривает наказание за жестокое обращение с детьми. С моим руководством у меня негласная договоренность: я делаю все, кроме этого. Потому что видеть полные ужаса глаза пострадавшего ребенка - выше моих сил. За все остальные дела любой сложности я берусь без лишних слов, какими бы объемными и тяжелыми они ни были.
- Что бы вы хотели пожелать коллегам?
- Они выбрали, пожалуй, самый тяжелый труд в системе МВД - службу в дознании. Всем им хочу пожелать терпения, любви к работе и умения внимательно выслушивать все стороны, потому что порой даже правонарушители достойны некоторой доли сочувствия.