Маргарита Павлова:«Семье и детям необходима государственная поддержка»
Во многих регионах России уполномоченные по правам ребенка активно работают уже несколько лет, на Южном Урале – чуть более полугода. Но за столь короткий промежуток времени омбудсмен Челябинской области Маргарита Павлова сумела завоевать доверие южноуральцев.
В небольшой кабинет в здании Министерства сельского хозяйства (здесь располагается аппарат уполномоченного) не иссякает поток посетителей. Сюда, как в последнюю инстанцию, идут и идут люди со своей болью, с нерешенными проблемами, с уверенностью, что им непременно помогут.
Профилактика социального сиротства, психологическая помощь детям и родителям, попавшим в трудную ситуацию, поддержка семей, воспитывающих ребятишек-инвалидов, - вот лишь часть вопросов, которым уделяется особое внимание в аппарате уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области. Об этом наш разговор с детским омбудсменом Маргаритой Павловой.
Недетские проблемы
- Маргарита Николаевна, жители нашего региона много лет ждали введения должности уполномоченного по правам ребенка. Действительно, существует острая необходимость в защите прав детей?
- К институту уполномоченного по правам ребенка у людей огромное доверие. Они приходят со своими проблемами, со своими бедами и надеются на помощь. Только за полгода работы мы рассмотрели более 300 обращений.
- С какими проблемами чаще всего обращаются к вам?
- Примерно 80 процентом жалоб связано с жилищными проблемами. Нередко в результате перепродажи, обмена квартир ребенок по решению суда оказывается на улице. Это не соответствует нормам международных документов. Например, в Конвенции о правах ребенка записано, что во всех действиях по отношению к детям, приоритет должен отдаваться обеспечению их интересов. Другая проблема – жилье для детей-сирот. По закону они должны обеспечиваться жилым помещением вне очереди. Но эта норма часто не исполняется или исполняется с огромным опозданием. Муниципалитет, в лучшем случае, может выделить в год 5-6 квартир, в Челябинске эта цифра, конечно, выше. Но очереди большие. Серьезная тема – развод, когда бывшие супруги не могут решить, с кем останется ребенок. Распадается семья, и дети становятся заложниками родительских отношений. По Семейному кодексу РФ родители имеют равные права на воспитание ребенка. Но, как показывала практика, раньше приоритет всегда имела мама. Сейчас и папы стали достаточно активными, они, что называется, насмерть бьются за право воспитывать ребенка. Представьте, что испытывают в такой ситуации дети, которые одинаково любят и маму, и папу. Разумеется, мы делаем все возможное, чтобы решить проблему в интересах ребенка, приглашаем психологов, органы опеки. В Семейный кодекс уже внесены изменения, которые предусматривают, что в период рассмотрения судебного спора родителей о детях судом в предварительном заседании определяется место жительства ребенка и порядок осуществления родительских прав до вступления в силу соответствующего судебного решения. Еще один злободневный вопрос – нарушение права ребенка на достойное содержание. После развода отцы нередко забывают, что у них есть дети, и уклоняются от алиментных обязательств. В то же время и судебные приставы не всегда оперативно реагируют на жалобы, которые предъявляют мамы, не всегда принимают меры к розыску должников, хотя иногда им сообщают место жительства и работы отцов, дают номера их мобильных телефонов. Эта абсурдность ситуации нас поражает. Мы уже проводили встречи с судебными приставами, обсуждали вопросы розыска неплательщиков. Надеюсь, что работа в этом направлении активизируется. Кстати, сейчас в России обсуждается проект создания государственного алиментного фонда. Я считаю, что эта мера позволила бы избавить матерей от унизительной процедуры выбивания долгов от бывших супругов, а детям гарантировала бы достойное содержание.
Образцовый детдом не заменит маму
- Вы много внимания уделяете проблемам детей-сирот.
- На мой взгляд, это одна из самых острых проблем. Ни для кого не секрет, у нас 80 процентов социальных сирот, то есть детей неблагополучных родители. Тема социального сиротства для нашего региона очень актуальна.
Когда я была назначена на должность Уполномоченного по правам ребенка, то поставила цель – объехать все детские дома, которые работают в области. К сожалению, эта задача оказалась трудновыполнимой. Я даже не думала, что у нас такое огромное количество государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 9 домов ребенка, более 50 детских домов и приютов.
- Часто ли бывшие воспитанники детских домов повторяют путь своих родителей?
- Ни одно социальное учреждение не заменит ребенку семью. Выпускники государственных учреждений не имеют опыта семейной жизни, не знают, как сохранять отношения, заботиться о своих детях. Адаптироваться в нормальной жизни, получить образование, найти работу могут всего 10 процентов бывших воспитанников детских домов и интернатов. Остальные повторяют печальный опыт своих родителей: либо совершают преступления и попадают в места лишения свободы, либо, что еще хуже, заканчивают жизнь самоубийством.
- Как вы относитесь к изъятию детей из семьи?
- Это одна из проблем, над которой мы сейчас серьезно работаем. У нас до сих пор считается, что ребенка лучше забрать из неблагополучной семьи, чем разобраться в ситуации и постараться помочь его родителям.
Первое, что необходимо для этого сделать, - определить причину неблагополучия, оказать сопроводительную помощь. Если, например, родители злоупотребляют алкоголем, то посодействовать в лечении, не могут трудоустроиться – помочь найти работу и так далее. Иными словам, создать такие условия, чтобы родители могли самостоятельно заботиться о своих детях. В этом плане мне бы хотелось отметить замечательный проект «Крепкая семья», который работает в Сатке. К сожалению, ему не хватает масштабности - он сосредоточен пока только на одной территории. Думаю, имеет смысл познакомиться с опытом саткинцев и в других районах нашей области.
- А вообще реально «вылечить» семью, перевоспитать родителей?
- Это возможно. Недавно я была на российско-американском форуме в Бурятии, где эта тема тоже обсуждалась. Там я разговаривала с директором кризисного центра Санкт-Петербурга, где работают с молодыми мамами по профилактике отказов от новорожденных. Как правило, эти женщины сами воспитывались в детских домах и интернатах. Когда питерские коллеги только начинали работать с этой аудиторией, им казалось, что они ничем не смогут помочь такому проблемному контингенту. Но, как показала практика, сто процентов женщин, прошедших реабилитацию в кризисном центре, приняли решение оставить ребенка и самостоятельно воспитывать его. В результате государство получает двух полноценных людей, которые могут работать, приносить пользу обществу, а не двух иждивенцев, когда мама идет по вниз «накатанной тропе», а ребенок – в детский дом.
Положительный опыт нужно перенимать. Поэтому я с радостью восприняла новость о том, что в Челябинске будет развиваться проект «кризисная квартира», где помогают женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Жить самостоятельно
- Еще одна категория населения, которая требует особой защиты, - семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Какую работу проводите в этом направлении?
- Очень важная тема, с которой я пришла на этот пост. Это и моя личная история. Люди, которые воспитывают особых детей, часто обращаются ко мне за советом, просят поделиться опытом. Не секрет, что на сегодняшний день такие дети изолированы от общества. Они находятся на домашнем или дистанционном обучении. А ведь для этих ребят очень важно общение. Только в коллективе со сверстниками они могут полноценно развиваться.
Сейчас мы ведем активные переговоры с министерством социальных отношений по новой программе «Смогу жить самостоятельно», которая позволит детям-инвалидам адаптироваться в социуме. В частности, речь идет об инклюзивном образовании, когда особые детки получают возможность учиться вместе со здоровыми сверстниками. Я побывала в Москве на конференции, посвященной этой проблематике, где познакомилась с мнением международных экспертов, общалась со столичными специалистами, которые уже внедряют такой опыт. Для нашего региона это пока новая идея, но, я уверена, что в Челябинске будут площадки, готовые заниматься данным вопросом. Работа в этом направлении уже ведется. Мы создали при Уполномоченном по правам ребенка экспертный совет, в который входят профессионалы. Я думаю, в следующем году мы сможем предложить хорошую программу по данному вопросу.
- Именно для того, чтобы озвучить эти идеи вы решили принять участие в праймериз «Общероссийского народного фронта»?
- Я расцениваю эту площадку, как возможность для трансляции тех идей, над которыми мы сейчас серьезно работаем. В праймериз участвовали очень активные люди. И мне было интересно познакомить их со своими идеями, выслушать их предложения и вопросы. Все поездки сопровождались проведением круглых столов, встречами с общественностью, посещением детских домов, приемом по обращениям. В Челябинской области Уполномоченный по правам ребенка появился благодаря новому губернатору. Поэтому у нас работа в плане защиты прав детей только начинается. Но мы наладили диалог с властью, со многими ведомствами. Они активно прислушиваются к нашему мнению, разрабатываем совместные программы. Это очень важно.
- Вы десять лет проработали в тележурналистике. Помогает ли эта профессия на новом поприще?
- Безусловно. Я прошла хорошую школу на 31 канале. Но раньше мне приходилось со стороны наблюдать за происходящими событиями, а сейчас я сама участвую в них. Конечно, это гораздо сложнее. Ответственность выше, приходится принимать решения, оперативно реагировать на события. Я всегда подчеркиваю, что критиковать гораздо легче, чем реально что-то сделать для людей.
- У вас огромный объем работы, наверное, 24 часов в сутки не хватает. Где силы берете?
- Помогает слаженная работа аппарата Уполномоченного по правам человека. У нас молодой, деятельный коллектив. Все сотрудники с энтузиазмом занимаются работой. Есть у нас и общественные помощники. Это достаточно известные, успешные адвокаты, общественники, предприниматели. Они сами предложили свою помощь и готовы безвозмездно трудиться, потому что видят - у нас не бутафорская организация. Мы действительно занимаемся делом – нужным, полезным, востребованным.
Справка
Маргарита Павлова родилась в селе Кичигино Челябинской области, окончила Челябинскую государственную академию культуры и искусств.
- С 2001 года - корреспондент и ведущая программы новостей на 31 канале.
- В 2004 году - лауреат премии «ТВ-любимчик» в номинации «Ньюс-мейкер».
- В 2005 году – дипломант общенационального городского телегида «Телесемь» в номинации «Телесемь-Ньюс-Мейкер».
- Удостоена звания «Народный лидер» в номинации «Народный журналист» 2005 года.
- 30 ноября 2010 года губернатор Челябинской области Михаил Юревич внес кандидатуру Маргариты Павловой на рассмотрение в Законодательное Собрание области на пост детского омбудсмана.
- Утверждена 23 декабря 2010 года депутатами Законодательного Собрания единогласно.
- Замужем, воспитывает дочь.